Логические ошибки в процессе познания
Применение диалектического метода сопряжено с пониманием тех ошибок, которые могут увести мышление в сторону от решения научной проблемы. Ошибки, ведущие от истины к заблуждению, осознавались учеными с древнейших времен, их пытались выявить и указать на них с тем, чтобы последующие поколения ученых их не допускали. О некоторых из этих ошибках уже говорилось в лекции о философских теориях познания. Здесь же мы рассмотрим их несколько в другом аспекте.
Догматизм (греч. dogma – мнение, учение) – оперирование в познании неизменными понятиями и положениями, оторванными от жизни, от конкретно-исторических условий, места и времени. Так, например, было бы догматизмом вернуться в наше время к коммунистическим идеям начала XX века, ибо изменились условия общественной жизни, время изменило и самих людей, которые осознали, что многие положения революционных теорий того времени были утопичны и их применение в наше время не реально. Надо искать наиболее эффективные пути решения встаюших перед обществом задач.
Релятивизм (лат. relativus – относительный) – переоценка при отражении внешнего мира момента изменчивости в его процессах. Сторонники релятивизма полагают, что качественная нестабильность любых явлений абсолютна, что вещи существуют лишь в отношении к воспринимающему их субъекту, т. е. о сущности вещей мы не можем ничего сказать (что характерно, например, для субъективного идеализма Дж. Беркли). Объект, по мнению релятивистов, не может быть познан сразу и целиком, что приводит к тому, что знание о нем все время меняется. Теоретические положения, говорят они, не могут поспевать за изменяющимся миром, поэтому они ложны, т. е. не отражают действительное положение дел. Любая теория произвольна.
Софистика (греч. sophisma – ложное умозаключение) – мысленное выхватывание явлений из их закономерных связей, произвольное объявление их второстепенных черт основными, определяющими. Софистика возникла в Древней Греции как инструмент ораторского искусства, когда возникала необходимость придать ложному положению вид истины. Однако и в наше время софистика как сознательное или бессознательное умозаключение встречается в выступлениях и письменных трудах отдельных личностей, преследующих свои, чаще неблаговидные, цели. Так, например, когда некто утверждает, что приватизация квартир – это благо, которого не было в прошлом, ибо эта процедура дает владельцу квартиры сразу десятки тысяч долларов – это софистика. Квартиру он имел и раньше и если она у него единственная, то продать ее он все равно не может – жить где-то надо.
Эклектика (греч. eklektikos – выбирающий) – сознательное или бессознательное соединение в одной концепции теории разнородных взглядов, положений, которые несовместимы по своей сущности, ибо взяты из разных теоретических или культурных систем. Эклектика характеризуется неумением выделять основные закономерности развития природы и общества, следовательно, и объяснять процессы их развития. Этим недостатком страдают некоторые учебные пособия по философии, когда при раскрытии тех или иных философских проблем их авторы пытаются соединить материалистические положения с идеалистическими, выбрасывают диалектику, заменяя ее метафизическими рассуждениями, взятыми из различных источников, иногда несовместимых принципиально.
Таким образом, диалектический метод, зарождение которого уходит в глубину веков, к временам древнегреческой философии, и в наше время может служить эффективным инструментом познания окружающего мира. Он при умелом использовании помогает избежать ошибок в мышлении, которые возникают сознательно или бессознательно при решении тех или иных научных проблем, и не только. Диалектический метод тесно связан с жизненными процессами, с решением проблем повседневной, производственной и общественной деятельности.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1048;