За­бо­та, лю­бовь и безо­пас­ность, да­руе­мые от­цом и ма­те­рью

 

Ро­ди­тель­ские Сиг­на­лы все­гда обе­ща­ют ре­бён­ку за­бо­ту и за­щи­ту — за ис­клю­че­ни­ем тех слу­ча­ев, ко­гда ему не по­­ве­зло с ро­ди­те­ля­ми.

Для ре­бён­ка нет бо­лее за­щи­щён­но­го мес­та, чем ма­те­­ри­нская ут­ро­ба. На позд­них ста­ди­ях бе­ре­мен­но­сти ре­бё­­нок вос­при­ни­ма­ет и при­кос­но­ве­ния, и зву­ки. Его зре­ние, обо­ня­ние и ося­за­ние по-преж­не­му бес­по­лез­ны, од­на­ко он чув­ст­ву­ет уют­ные объ­я­тия ма­точ­ных сте­нок, те­п­ло ма­­т­ери­нск­ого те­ла, слы­шит бие­ние серд­ца ма­те­ри — семь­­д­есят два уда­ра в ми­ну­ту. Та­ко­вы пер­вые впе­чат­ле­ния, ко­­т­орые ре­бё­нок по­лу­ча­ет от внеш­не­го ми­ра, и они ос­та­ют­­ся с ним на­все­гда. Да­же ес­ли по­сле ро­дов мать не лю­бит ре­бён­ка, она уже по­да­ри­ла ему, по мень­шей ме­ре, три сиг­на­ла ро­ди­тель­ской за­бо­ты. Для ка­ж­до­го из нас те­п­ло, объ­я­тия и бие­ние серд­ца все­гда бу­дут оз­на­чать уют и без­­опа­сность.

Ко­гда ре­бё­нок ро­ж­да­ет­ся, он пе­ре­жи­ва­ет вне­зап­ную ут­ра­ту этих жиз­нен­но важ­ных сиг­на­лов. Как пра­ви­ло, он из­вер­га­ет­ся из те­ла ма­те­ри в яр­кий свет, и его тут же ата­ку­ют ме­тал­ли­че­ское по­звя­ки­ва­ние ме­ди­цин­ских ин­ст­­р­уме­нтов, не­ожи­дан­ный хо­лод, от­сут­ст­вие кон­так­та с по­­вер­хн­остью; мла­ден­ца мо­гут да­же пе­ре­вер­нуть вниз го­ло­вой и шлёп­нуть, что­бы он сде­лал пер­вый вдох. Не­уди­ви­­тел­ьно, что в от­вет на та­кое об­ра­ще­ние ре­бё­нок пер­вым де­лом ис­пус­ка­ет па­ни­че­ский крик. По не­кой не­объ­яс­ни­­мой при­чи­не при­сут­ст­вую­щие взрос­лые, ус­лы­шав этот вы­зван­ный стрес­сом крик, гор­до улы­ба­ют­ся. Эту си­туа­­цию, при­твор­но на­зы­вае­мую «нор­маль­ный ро­до­вой про­цесс», в ка­кой-то ме­ре мож­но упо­до­бить пер­во­быт­но­му ри­туа­лу ини­циа­ции.

И толь­ко ко­гда ре­бё­нок, за­вер­ну­тый в тё­п­лую мяг­кую ткань, ока­зы­ва­ет­ся на ру­ках у ма­те­ри, близ её серд­ца, он вновь об­ре­та­ет ут­ра­чен­ные бы­ло сиг­на­лы ую­та. Он опять ощу­ща­ет те­п­ло и ма­те­рин­ское те­ло, он слы­шит столь зна­­к­омое бие­ние серд­ца. На де­ле мла­ден­цу во­все не обя­за­тель­­но ждать, по­ка взрос­лые со­бла­го­во­лят обес­пе­чить его все­ми эти­ми ус­ло­вия­ми по­сле дол­гих мгно­ве­ний бо­ли и му­че­ний. Не­дав­но во Фран­ции бы­ла раз­ра­бо­та­на тех­ни­ка ро­дов, по­­зв­оля­ющая сде­лать пер­вые ми­ну­ты жиз­ни но­во­ро­ж­ден­но­го ку­да бо­лее ща­дя­щи­ми. Ко­гда ре­бё­нок дви­жет­ся по ро­до­­вым пу­тям, свет в по­ме­ще­нии при­глу­ша­ет­ся, шу­мы сво­дят­­ся к ми­ни­му­му, а те­лес­ный кон­такт мла­ден­ца и ма­те­ри не пре­ры­ва­ет­ся. Ру­ки вра­ча бе­реж­но при­ни­ма­ют ре­бён­ка и кла­дут его на ма­те­рин­ский жи­вот так, что­бы те­ло мла­ден­ца всё вре­мя со­при­ка­са­лось с тё­п­лой ко­жей. Ес­ли ро­ды про­шли без ос­лож­не­ний, мла­де­нец ле­жит на жи­во­те ма­те­ри до тех пор, по­ка не на­чи­на­ет ды­шать са­мо­стоя­тель­но. За­тем ре­бён­ка очень ос­то­рож­но пе­ре­кла­ды­ва­ют на ру­ки ма­те­ри, и она при­жи­ма­ет его к гру­ди. Мла­ден­ца за­во­ра­чи­ва­ют в тё­­­плую ткань, и он слу­ша­ет ма­те­рин­ское серд­це, ус­по­каи­ва­­ясь по­сле шо­ка си­ло­во­го из­вер­же­ния из ут­ро­бы. Толь­ко по­сле это­го на­ста­ет че­рёд дру­гих за­бот.

На­блю­дать за та­ки­ми ро­да­ми уди­ви­тель­но, по­сколь­ку мла­де­нец не кри­чит и не кор­чит­ся. Его не за­став­ля­ют ды­шать — он сам де­ла­ет вдох, ко­гда ста­но­вит­ся к это­му го­тов. Его не мо­ют и не чис­тят, по­ка он не оп­ра­вит­ся от ро­до­во­го шо­ка. Пу­по­ви­ну не об­ре­за­ют до тех пор, по­ка она не пе­ре­ста­ет функ­цио­ни­ро­вать. Сра­зу по­сле ро­ж­де­­ния мла­де­нец про­дол­жа­ет со­при­ка­сать­ся с ма­те­рин­ским те­лом: в клю­че­вой мо­мент Ро­ди­тель­ские Сиг­на­лы не про­­п­ад­ают вту­не.

По­вез­ло мла­ден­цу поя­вить­ся на свет та­ким спо­со­бом или не по­вез­ло, вско­ре он уми­ро­тво­рён­но за­сы­па­ет. Ко­гда ре­бё­нок не спит, он впра­ве рас­счи­ты­вать на то, что мать бу­дет дер­жать его на ру­ках, и так бу­дет про­дол­жать­ся ещё мно­го не­дель, а то и ме­ся­цев. Дер­жать мла­ден­ца на ру­ках мож­но по-раз­но­му. Мать, ко­то­рая спо­кой­на, из­бе­­г­ает стрес­сов и ин­туи­тив­но при­жи­ма­ет мла­ден­ца к те­лу, по­сту­па­ет пра­виль­но. Ма­те­ри, ко­то­рая про­сто дер­жит ре­бён­ка и не об­ни­ма­ет его, ещё есть че­му учить­ся.

В до­пол­не­ние к ма­те­рин­ским объ­я­ти­ям ре­бён­ка рит­­ми­чно баю­ка­ют, вор­ку­ют над ним и на­пе­ва­ют ему пе­сен­­ки. Эти неж­ные зву­ки при­зва­ны ус­по­ко­ить мла­ден­ца, а ка­ча­ние ими­ти­ру­ет важ­ный сиг­нал, ко­то­рый он по­лу­чал, на­хо­дясь в жи­во­те ма­те­ри, — бие­ние её серд­ца. На пер­вый взгляд, баю­ка­ние ре­бён­ка по­хо­же ско­рее на по­ка­чи­­в­ание пло­да в ут­ро­бе при дви­же­нии ма­те­ри, но эта ана­­л­огия не­вер­на. Час­то­та, с ко­то­рой ка­ча­ют ре­бён­ка, мень­ше сред­ней час­то­ты ша­гов жен­щи­ны. Обыч­но ма­те­ри баю­ка­ют де­тей, не­осоз­нан­но ори­ен­ти­ру­ясь на свой пульс. Ко­гда в хо­де экс­пе­ри­мен­та люль­ки ка­ча­ли с раз­ной час­­т­отой, вы­яс­ни­лось, что слиш­ком бы­строе или слиш­ком мед­лен­ное ка­ча­ние мла­ден­цев не ус­по­каи­ва­ет, за­то они поч­ти мо­мен­таль­но пе­ре­ста­ют пла­кать и от­лич­но се­бя чув­ст­ву­ют при 60—70 ка­ча­ни­ях в ми­ну­ту. По­хо­же, сред­няя час­то­та серд­це­бие­ния — 72 уда­ра в ми­ну­ту — мо­жет воз­дей­ст­во­вать на ре­бён­ка не толь­ко в ви­де зву­ка, но и в ви­де дви­же­ния.

Но и звук бью­ще­го­ся серд­ца бо­лее чем зна­чим. На­­бл­юд­ения за ма­те­ря­ми, ко­то­рые дер­жат де­тей на ру­ках, по­ка­за­ли, что 80% ма­те­рей ин­туи­тив­но ка­ча­ют ре­бён­ка ле­вой ру­кой, дер­жа его бли­же к серд­цу, при­чем не­важ­но, прав­ша жен­щи­на или лев­ша — 78% ма­те­рей-лев­шей по­­ст­уп­ают так же. На 373 из 466 по­ло­тен, изо­бра­жаю­щих кор­мя­щих ма­те­рей, вклю­чая Бо­го­ма­терь с мла­ден­цем, мож­но на­блю­дать ту же кар­ти­ну (что да­ет нам те же 80%).

К уча­стию в дру­гом экс­пе­ри­мен­те при­влек­ли де­тей в «груд­нич­ко­вом» от­де­ле­нии боль­ни­цы: им ста­ви­ли за­пи­си серд­це­бие­ния ма­те­рей с це­лью уз­нать, воз­дей­ст­ву­ют ли они на мла­ден­цев как ко­лы­бель­ная. Ре­зуль­тат уди­вил учё­ных: ор мла­ден­цев стал, по край­ней ме­ре, вдвое ти­ше! Тот же экс­пе­ри­мент про­де­ла­ли с деть­ми в воз­рас­те от 16 до 23 ме­ся­цев. Це­лью экс­пе­ри­мен­та бы­ло ус­та­но­вить, как ско­ро ре­бё­нок за­сы­па­ет при тех или иных зву­ках. В сред­нем де­ти за­сы­па­ли: в ти­ши­не — че­рез 46 ми­нут; под мет­­р­оном, от­би­ваю­щий 72 уда­ра в ми­ну­ту, — че­рез 49 ми­нут; под за­пись ко­лы­бель­ной — че­рез 49 ми­нут; при за­­п­иси бью­ще­го­ся серд­ца ма­те­ри — все­го че­рез 23 ми­ну­ты.

Звук серд­це­бие­ния оп­ре­де­лён­но яв­ля­ет­ся для ре­бён­ка ус­по­каи­ваю­щим сиг­на­лом. Не­уди­ви­тель­но, что мет­ро­ном ему про­иг­ры­ва­ет: на­до ду­мать, ре­бен­ку важ­на не толь­ко час­то­та, но и «мяг­кость» то­го осо­бен­но­го зву­ка, с ко­то­­рым бьёт­ся серд­це. Воз­мож­но, имен­но по этой при­чи­не мы, по­взрос­лев, с та­ким на­сла­ж­де­ни­ем вслу­ши­ва­ем­ся в рит­мич­ные пар­тии бас-ба­ра­ба­на, зву­ча­ще­го во мно­же­ст­ве по­пу­ляр­ных пе­сен. Наи­бо­лее при­ят­ные для слу­ха ме­ло­­дии срав­ни­тель­но мед­лен­ны, их ритм при­мер­но сов­па­да­­ет с сер­деч­ным, и вряд ли слу­чай­но сло­во «серд­це» встре­­ч­ае­тся в тек­стах ро­ман­ти­че­ских пе­сен столь час­то. Ко­гда ритм пес­ни бы­ст­рее рит­ма спо­кой­но бью­ще­го­ся серд­ца, му­зы­ка уже не ус­по­каи­ва­ет — она бу­до­ра­жит и пе­ре­ста­ёт быть му­зы­кой для влюб­лён­ных сер­дец.

Есть ещё один Ро­ди­тель­ский Сиг­нал, ко­то­рый «ау­ка­­е­тся» нам во взрос­лой жиз­ни, но он, в от­ли­чие от пре­ды­­д­ущ­его, мо­жет стать ис­точ­ни­ком вред­ных при­вы­чек. Речь идет о со­са­нии гру­ди. Во вре­мя корм­ле­ния мать под­но­сит тё­п­лый со­сок гру­ди ко рту мла­ден­ца, и тот энер­гич­но со­сёт слад­кое мо­ло­ко. Со­сок (или со­ска) и мо­ло­ко ста­но­вят­ся для ре­бён­ка сиг­на­ла­ми за­бо­ты. Взрос­лея, мы в по­ис­ках ус­по­кое­ния на­чи­на­ем вос­про­из­во­дить это мла­ден­че­ское дей­ст­вие. Мы мо­жем по­са­сы­вать что-то тё­п­лое (си­га­ре­ту, труб­ку, си­га­ру), есть или пить что-ни­будь слад­кое (кон­фе­ту, шо­ко­лад­ку, слад­кий на­пи­ток, дру­гие про­дук­ты, со­дер­жа­­щие са­хар). Од­на­ко те из нас, кто пре­да­ет­ся этим ус­по­­ка­ива­ющим за­ня­ти­ям слиш­ком час­то, в ито­ге стал­ки­ва­­ю­тся с боль­ши­ми про­бле­ма­ми: их лёг­кие чер­не­ют от ни­­к­от­ина, их те­ла пол­не­ют.

В до­пол­не­ние к убаю­ки­ва­нию, корм­ле­нию, об­ни­ма­нию и со­гре­ва­нию ма­те­ри хо­лят и ле­ле­ют мла­ден­цев и дру­ги­ми спо­со­ба­ми. Они их лас­ка­ют, не­жат, мо­ют, чис­тят, гла­дят и по­шле­пы­ва­ют. При этом ма­те­ри смот­рят на де­тей лю­бя­­щ­ими гла­за­ми и улы­ба­ют­ся. В пер­вые пять ме­ся­цев жиз­ни мы не об­ра­ща­ем вни­ма­ния на то, кто имен­но о нас за­бо­­ти­тся, од­на­ко впо­след­ст­вии мы ста­но­вим­ся раз­бор­чи­вы­ми. Все здо­ро­вые го­до­ва­лые де­ти на­чи­на­ют уз­на­вать сво­их ма­­т­ерей и ви­деть не про­сто дру­же­скую улыб­ку, но дру­же­скую улыб­ку кон­крет­но­го че­ло­ве­ка. С это­го вре­ме­ни ре­бё­нок при­вя­зы­ва­ет­ся к ма­те­ри, и эта при­вя­зан­ность уси­ли­ва­ет­ся с ка­ж­дым днём. Позд­нее ре­бё­нок, ока­зав­ший­ся в бе­де, бу­дет бе­жать имен­но к ма­те­ри, по­сколь­ку мать для не­го — оли­­ц­етв­ор­ение безо­пас­но­сти, за­щи­ты, ую­та и по­мо­щи. Ре­бё­нок мо­жет де­лать вы­лаз­ки в уди­ви­тель­ный не­зна­ко­мый мир, но в ито­ге он вер­нёт­ся к сво­ей ро­ди­тель­ни­це.

Прой­дут го­ды, и ре­бё­нок об­на­ру­жит, что он или маль­чик, или де­воч­ка, и что у не­го есть два ро­ди­те­ля: один — то­го же по­ла, вто­рой — дру­го­го. По­сте­пен­но маль­чик ста­нет под­ра­жать (под­соз­на­тель­но, ра­зу­ме­ет­ся) от­цу, а де­воч­ка — ма­те­ри. Ре­бё­нок с го­тов­но­стью учит­ся у обо­их ро­ди­те­лей и ко­пи­ру­ет и от­ца, и мать, од­на­ко ими­та­ция по­ве­де­ния ро­ди­те­ля то­го же по­ла со вре­ме­нем на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать. На этом эта­пе Ро­ди­тель­ские Сиг­на­лы, ко­то­­рые вос­про­из­во­дит ре­бё­нок, — это уже не про­сто те­ло­дви­­ж­ения и ра­бо­та ру­ка­ми, тон го­ло­са и осо­бен­но­сти по­ход­ки, ха­рак­тер­ные по­зы и дей­ст­вия. Те­перь ре­бё­нок до­би­ва­ет­ся ку­да бо­лее тон­ко­го сход­ст­ва, он ко­пи­ру­ет эмо­цио­наль­ный ба­ланс и ритм, вос­тор­жен­ность и пес­си­мизм, мо­ти­ва­цию и мо­раль­ный вы­бор.

К под­ро­ст­ко­во­му воз­рас­ту де­ти, ко­то­рым по­вез­ло с лю­бя­щи­ми ро­ди­те­ля­ми, как пра­ви­ло, на­чи­на­ют вес­ти се­бя как они. Мно­го лет они ин­туи­тив­но под­ра­жа­ют бли­­жа­йшим род­ст­вен­ни­кам и в ре­зуль­та­те слов­но вби­ра­ют в се­бя — на уров­не под­соз­на­ния — их осо­бен­но­сти и ка­че­­с­тва. На пер­вый взгляд, по­ве­де­ние ре­бён­ка мо­жет силь­но от­ли­чать­ся от по­ве­де­ния его ро­ди­те­лей, и в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те эти от­ли­чия час­то при­ни­ма­ют­ся за «ти­ней­джер­ский бунт». Пси­хо­ло­ги­че­ский ме­ха­низм, обу­слов­ли­ваю­­щий стрем­ле­ние де­тей «по­ки­нуть гнез­до», очень ва­жен для юно­шей и де­ву­шек, за­час­тую им ка­жет­ся, что они со­­ве­рше­нно не­по­хо­жи на стар­шее по­ко­ле­ние, осо­бен­но на сво­их ро­ди­те­лей. На са­мом де­ле всё по-дру­го­му: ес­ли коп­нуть глуб­же, ока­жет­ся, что все Ро­ди­тель­ские Зна­ки ос­та­­в­или на де­тях свой от­пе­ча­ток и как сле­ду­ет от­ло­жи­лись в раз­ви­ваю­щем­ся соз­на­нии. Ра­но или позд­но они про­явят се­бя в сот­не раз­лич­ных форм. Са­мое важ­ное из этих про­­я­вл­ений — от­но­ше­ние де­тей, ко­то­рые од­на­ж­ды са­ми ста­нут ро­ди­те­ля­ми, к соб­ст­вен­ным от­пры­скам.

 









Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.