Социальные увечья и косметические средства
Ношение одежды — лишь один из множества способов, которыми люди декорируют себя. Кроме того, мы можем украшать кожу шрамами, прокалывать различные части тела, подстригать волосы, наносить парфюм на шею, красить ногти, пудрить лица и подпиливать зубы. Одни виды Телесных Украшений остаются на всю жизнь, другие воздействуют на окружающих лишь несколько часов, но все они являются важными элементами человеческого поведения, указывающими на общественный статус, состояние сексуального возбуждения, склонность к агрессии, принадлежность к социальной группе, игривость и многие другие свойства и качества украшенного тела.
Многие временные украшения, такие, как косметика, ювелирные изделия, лак для ногтей, парики, причёски и парфюм, по сути своей всего лишь дополняют одежду. Их, как и детали туалета, можно по желанию «надеть» или «снять», и человек, декорирующий ими своё тело, не берет на себя никаких долгосрочных социальных обязательств. Эти украшения можно использовать снова и снова, они меняются в зависимости от обстоятельств. Если мода изменится, о них можно и вовсе забыть.
В XVII веке мушки превратились в отдельные изображения, иногда имевшие политический подтекст (Бульвер, 1654).
Постоянные украшения, связанные с тем или иным увечьем, наносимым человеку, больше свойственны обществам с жёсткой структурой, в которых огромное значение имеет принадлежность к «своей» социальной группе. Такие украшения служат опознавательными знаками, от которых невозможно избавиться; они, таким образом, обосабливают человека до самой его смерти. Часто декорированию такого рода посвящена особая церемония племенной инициации, весьма болезненная для инициируемого. Испытываемая им боль является неотъемлемой частью процесса единения с социальной группой, все члены которой прошли через тот же ужас. Приобретение статуса «своего» — это тяжелейшее испытание, которое очень трудно преодолеть, потому память о нем преследует человека всю оставшуюся жизнь. Тяжесть испытания словно отделяет его от тех людей, которым не довелось пережить ничего подобного. Зачастую индивид подвергается испытанию, когда достигает половой зрелости, и оно связано с гениталиями. Впервые в жизни подросток не может обратиться за помощью к своим родителям, отдаляется от них — и примыкает к «своей» социальной группе, к какому-либо племенному «клубу».
Бывает, что и сами родители подвергают ребёнка подобному испытанию задолго до того, как ребёнок начинает понимать, что с ним происходит. В этом случае растущий ребёнок воспринимает нанесённые ему «социальные увечья» почти как биологическую данность, благодаря которой он отличается от членов племени с нормальными телами.
Для того чтобы понять, как именно люди украшают свои тела (на время или на всю жизнь), рассмотрим каждую часть тела по отдельности и определим, какое внимание ей уделяется. Начнём с волос. Существует огромное количество способов изменить причёску, цвет волос и так далее, однако, поскольку волосы все время растут, все эти изменения носят временный характер.
Любопытно, что волосы, растущие у нас на голове, могут быть очень длинными. Если их не подрезать, они растут и достигают очень большой длины, как у мужчин, так и у женщин. Судя по имеющимся данным, за волосами ухаживали ещё наши далёкие предки. Очень длинными могут вырастать и бороды у мужчин. Известен случай, когда длина бороды превышала рост самого мужчины (из-за чего однажды он наступил на неё, споткнулся, упал и умер). Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, зачем отращивали бороды первобытные охотники; возможно, для того, чтобы укреплять социальные связи посредством ухаживания за волосами? Обезьяны проводят много времени, ухаживая за шерстью друг друга, благодаря чему их дружеские узы становятся крепче. Первобытные люди нуждались в уходе за волосами, и не исключено, что ритуалы дружеского ухаживания такого рода помогали им устанавливать хорошие отношения.
Как бы там ни было, человечество уже много тысяч лет использует волосы на голове для собственного украшения. Часто различные причёски делят людей по половому признаку — у мужчин они одни, у женщин другие. Укладка волос может указывать на возраст человека или на его статус. В качестве дополнительных элементов украшения волос люди используют воск, масла и парики. Традиция накладных волос существует, по меньшей мере, пять тысячелетий. Жители Древнего Египта, как правило, брились наголо и надевали на те или иные церемонии специальные парики, которые изготавливались из человеческих волос или растительных волокон и крепились на голове с помощью пчелиного воска. Парики были популярны и у женщин Древнего Рима, где их изготавливали из волос людей, обращённых в рабство. Римских проституток узнавали по жёлтым парикам. Римляне, подобно современным мужчинам, носили парики, только если хотели скрыть седину или лысину.
Первые христиане не любили искусственные волосы и считали, что парики носят лишь тщеславные люди. Епископы отказывались благословлять людей в париках, мотивируя это тем, что они не могут касаться волос, которые могли принадлежать язычникам. Длинные локоны христианок также считались дьявольским искушением, поэтому в Средние века женщины должны были скрывать волосы под головными уборами (как и мусульманские женщины в странах, которыми управляют мужчины-богословы).
Парики и изысканные причёски вновь сделались частью моды лишь в Елизаветинскую эпоху. Как только великая королева решила скрыть собственные волосы под огромным париком, ей тут же начали подражать другие женщины, и вскоре парик сделался украшением, указывавшим на высокий социальный статус. Тогда же французский король Генрих III лишился шевелюры после попытки покрасить её опасными химикатами и вынужден был надевать бархатную шапочку с прикреплёнными к ней прядями волос. Придворные стали подражать монарху, и к XVII веку в Европе распространились большие, тяжёлые парики. Людовик XIV, облысевший в 32 года, поддержал традицию, надевая роскошный чёрный парик. Каждое утро этот парик передавали королю через занавеску в спальне; каждую ночь, скрывшись за балдахином, король отдавал парик слуге; таким образом, никому (кроме, надо думать, королевы и некоторых дам) так и не удалось взглянуть на королевскую лысину. Мнения христианских клириков о том, следует ли мириться с искусственными причёсками, разделились. На молитвенных собраниях разыгрывались безобразные сцены — священники без париков норовили содрать накладные волосы с голов своих щёголеватых коллег.
В течение XVIII века европейские парики становились всё более изысканными. Насчитывалось более 110 стилей одних только мужских париков. Самым высоким был фантастический парик «макарони», изготовлявшийся из конского волоса и достигавший 46 сантиметров в высоту. Накладные волосы стоили огромных денег, лишь очень богатые люди могли позволить себе носить большие парики, для изготовления которых шли волосы иногда десятков людей. Отсюда — английское слово «bigwig» («большой парик»), обозначающее очень важную персону.
Парики XVIII века не выглядели как настоящие волосы, их часто снимали в присутствии других людей, чтобы почесать голову, вытереть пот или попросту расслабиться в компании друзей. Как и в Древнем Египте, мужчины, носившие парики, брились наголо или коротко стриглись.
Ношение парика в те времена давало несколько преимуществ. Гигиена тогда была не на высоте, а те, кто носил парик, как правило, мыли голову чаще, чем другие люди. Кроме того, парик можно было поменять на более модный и отослать парикмахеру, не выходя из дому. Наконец, в парике можно было появиться на людях инкогнито. Но прежде всего парик сообщал окружающим о социальном статусе человека и о том, следит ли он за модой.
К концу XVIII века женские парики превзошли мужские по экстравагантности, достигая временами 75 сантиметров в высоту. Из-за париков дверные проёмы делали более высокими, а сиденья в каретах — более низкими. Законодательницей новой моды стала Франция, где светские дамы могли по много часов водружать парик на голову и спать в нем целую неделю. В их собственных волосах, погребённых под монструозными париками, заводились паразиты, а немытые головы постоянно чесались.
Во время Французской революции мода на огромные парики отошла в небытие вместе с теми, кто эти парики носил, — многие из этих людей окончили свои дни на гильотине. В Северной Америке, невзирая на яростные протесты пуританских священников и введение налога на накладные волосы, парики были популярны ещё долгое время, но и здесь мода на них сошла на нет после того, как Соединённые Штаты выиграли Войну за независимость. Изысканные причёски Старого Света повсюду уступали место причёскам более простым. В Викторианскую эпоху функция парика окончательно свелась к сокрытию лысины, отчего накладные волосы стали робко именовать «неброским волосяным покровом». До последнего времени, несмотря на небольшие перемены господствующего стиля, как мужские, так и женские причёски оставались почти неизменными.
В 30-е годы XX века в США были изобретены синтетические волосы, и стало возможно изготавливать дешёвые парики любых форм и цветов. В 60-е парики пережили новый расцвет: в Европе и США каждая третья следившая за модой женщина приобрела себе «подходящий парик». В это богатое и весёлое десятилетие вошли в моду парики разноцветные, потешные, пышные, а главное — женщины перестали выдавать накладные волосы за свои и носили парики, совершенно не таясь. Мужчины решили не возвращаться в галантный век, им, напротив, требовались парики, которые выглядели бы предельно натуралистично. Мода на искусственные причёски достигла кульминации, когда в США стали проводить трансплантацию волос: небольшой кусочек кожи с волосом срезался с покрытого волосами участка головы и пересаживался на лысину. Рассказывали, что в 1970 году некий американский эстрадный артист заплатил 12 тысяч долларов за подобную операцию. Возможно, его новая причёска стала самым дорогим украшением тела со времени изготовления самого изящного из париков Марии-Антуанетты.
К концу 60-х годов показные парики вновь вышли из моды, и до конца столетия женщины старались носить накладные волосы так, чтобы никто не заподозрил их в ношении парика. Это не означает, однако, что с фешенебельными париками покончено навсегда. Настанет день, когда они войдут в моду вновь — как дополнение к естественным причёскам. Парики имеют одно преимущество перед остальными Телесными Украшениями: они моментально бросаются в глаза. Современный человек драпирует тканями почти все своё тело, оставляя открытыми лишь руки и голову, и среди прочих средств украшения тела искусственные причёски вполне могут претендовать на первое место по заметности.
Одно из самых заметных Телесных Украшений, которые остаются на всю жизнь, татуировка на лице, известно уже несколько тысяч лет.
От причёсок перейдём к лицу. За последние тысячи лет человечество придумало огромное множество способов украшать лицо. Об украшении лица заботились ещё жители Древнего Египта, о чем свидетельствуют сохранившиеся ящички с разнообразной косметикой. Египтян с тщательно раскрашенными лицами можно видеть на настенных росписях.
Макияж выполняет несколько важных функций. Он может маскировать лицо или защищать его от солнца; с его помощью человек может выглядеть моложе и здоровее или демонстрировать свою принадлежность к той или иной социальной группе; иногда раскраска лица сигнализирует об агрессивности или сексуальности. Как и в случае с париками, в истории были эпохи, когда любая косметика отвергалась как нечто «неестественное» — и когда, наоборот, появление на людях без макияжа вычёркивало человека из списков достойных членов общества.
В племенных сообществах косметика играет важную роль — она устанавливает статус индивида в социальной иерархии племени и снабжает его «ярлыком». Члены племени могут думать, что раскраска лица защищает человека от воображаемых злых духов, но на деле речь идёт об одной и той же функции: по-настоящему индивид защищён тем, что принадлежит к некой группе.
В древности люди использовали косметику именно как защитное средство, только защищались они не от злых духов, а от солнца. Как современные любители позагорать мажутся средствами от загара, так и древние египтяне защищали лица от обжигающих солнечных лучей. Гидросиликат меди, входивший в число ингредиентов знаменитой египетской туши для век, действовал как лекарство при нагноении века, вызванном воздействием солнца. Однако косметика интересовала египтянок не только как защитное средство — они считали, что утончённый макияж делает их более красивыми. К примеру, Клеопатра чернила брови галенитом и красила верхние веки темно-синей, а нижние — ярко-зелёной тушью. Знатная египетская дама наносила макияж по много часов и подкладывала под локоть правой руки, которой она подводила глаза, особую подушечку. В её «косметичке» имелись карандаши для подводки век, коробочка с тенями, бутылочки с разноцветными притираниями, баночки с прочими косметическими средствами и бронзовое блюдце для их смешивания. Одни косметические средства служили антисептиками, другие давали сильный запах. Некоторые, вроде маски для лица из яичного белка, использовались для сокрытия морщин. При помощи красноватой охры египтянки румянили щеки, кармином они красили губы. Часто можно слышать о том, что помада — это современное изобретение, но на деле ей по меньшей мере 5000 лет.
С тех пор макияж почти не претерпел изменений. На протяжении веков различные культуры в той или иной степени поощряли или отвергали разные способы раскраски лица, порождённые древними или первобытными сообществами. В Древней Греции изысканное использование косметики было свойственно лишь одной социальной группе — куртизанкам (и их коллегам мужского пола), в других обществах правом на макияж в наибольшей мере обладали члены королевских семей. К сожалению, со временем химические косметические средства становились все более опасными, зачастую они калечили лица, которые должны были украшать. Пострадавшие, в свою очередь, шли на все, чтобы замаскировать повреждённые участки кожи. Кожа лица страдала в результате различных болезней, возникавшие на ней пятна покрывали толстыми слоями пудры и краски. В XVII веке появилась мода на мушки, крошечные кусочки пластыря, которыми закрывали небольшие шрамы и прыщи. Очень скоро мушки стали своего рода тайным языком, превратившись, таким образом, в разновидность «сигналов лица». В Лондоне мушки использовались даже для определения партийной принадлежности: виги, или «правые», носили их на правой щеке, тори, или «левые», — на левой щеке. Простые чёрные кружочки вскоре сменили мушки разнообразных форм, включая полумесяцы и звезды. При дворе Людовика XV точное расположение мушек могло многое поведать о человеке: мушка в углу глаза означала страсть, в центре щеки — весёлость, на носу — дерзость, на лбу — величавость, и так далее.
XX век принёс две большие перемены в области косметики. Во-первых, благодаря прогрессу в области медицины болезни уже не так сильно вредят коже лица, во-вторых, прогресс в области химии сделал современную косметику безопасной и даже полезной. В результате макияж XX века сразу перестал быть и маскировочным средством, и угрозой для лица. Густой слой грима сменили тени, раскраску кожи сменил уход за ней. Как и раньше, женщины красят брови и губы и подводят глаза, стремясь подчеркнуть их или чуть изменить их естественную форму, но к коже лица они относятся теперь совсем не так, как раньше. В прошлом кожу лица почти всегда сильно пудрили или раскрашивали белой краской, иногда добавляя румяна. Подобная раскраска демонстрировала высокий статус женщины: она, в отличие от её служанок, могла позволить себе не подвергать щёки разрушительному воздействию загара. Аристократки были защищены от солнца, и сверхбелое лицо подчёркивало их статус. Румяна, в свой черед, должны были сообщать о хорошем здоровье дворянки. Для женщины XX века всё переменилось. В мире, где большинство людей работает, важно показать окружающим, что во время отпуска ты отдыхаешь на пляже. Чем больше времени ты отдыхаешь под солнцем, тем выше твой статус, оттого загар, настоящий или искусственный, превратился в новый «статусный» ярлык, а макияж обрёл новую цель — сделать лицо не белее, а коричневее. Мода на загар распространилась повсеместно, однако ближе к концу столетия она столкнулась с непредвиденным препятствием. Многие женщины запретили себе солнечные ванны, поскольку испытывают сильный (и не всегда обоснованный) страх заболеть раком кожи. Вновь стали популярны пудра и белила. Не все представительницы слабого пола, однако, отказались от загара, и к концу века раскраска лица стала куда более разнообразной, нежели раньше.
В последние годы становятся все более популярными косметические операции, в ходе которых участки кожи лица удаляют, чтобы оставшаяся кожа натянулась и появившиеся с возрастом морщины исчезли. Большинству круговая подтяжка лица, коррекция формы губ и пластика носа по-прежнему кажутся чем-то неестественным, однако косметическое восстановление зубов, ещё одна новая технология, пользуется большим спросом, как и линзы для глаз вместо очков. «Искусственный человек» остаётся эскапистской фантазией, а вот искусственное лицо — это уже реальность.
Вынеся за скобки стремление современных людей выглядеть моложе и здоровее, а значит, привлекательнее, отметим, что для нанесения утончённого макияжа требуются время, хорошая косметика и услуги специалистов. Время — это деньги, хорошая косметика — тоже, и услуги хороших визажистов стоят недёшево, отсюда: макияж = потребление = статус. В этом смысле макияж всегда был и будет способом сказать окружающим: «У меня много денег, и я трачу их как хочу». Чем макияж утончённее, тем больше он говорит о благосостоянии человека. Иными словами, когда женщина без стеснения являет миру ярко раскрашенное лицо, она фактически подаёт угрожающий сигнал. Так, в неистовых шестидесятых женщины Запада красили лица так, как не снилось и воинам диких племён. В более умеренном и эгалитарном общественном климате последней четверти XX века подобная демонстрация себя перестала быть общим местом. Макияж не исчез совсем, но стал куда менее броским — в том числе как способ незаметно для других продемонстрировать собственный статус себе самому. Женщины по-прежнему стремятся выделиться, но так, чтобы не было видно, что они к этому стремятся. Опытный наблюдатель без труда различит изысканный макияж, однако теперь косметика не бросается в глаза. Как и дорогой хлопчатобумажный пиджак, который сшит по особым лекалам и лишь выглядит поношенным, подобный макияж противоречит сам себе и подаёт сразу два сигнала: «Нужно заботиться о макияже, чтобы все видели, что он меня не заботит».
Переходя от лица к телу в целом, нельзя не отметить, что в обществе, где принято одеваться с головы до пят и демонстрировать окружающим оголённые участки тела лишь по особым случаям, раскраска и татуирование потеряли актуальность. В племенах, где все ходили полуголыми, раскраска и татуировки были весьма популярны и зачастую являли собой произведения искусства (возможно, это был первый вид искусства, освоенный нашим видом). Третий способ украсить кожу, нанесение на неё шрамов, куда более специфичен: в незажившие разрезы втирался древесный уголь и другие вещества, возникавшие в результате барельефные узоры человек носил на себе всю жизнь. Несмотря на современную одежду, все три способа украшения тела в том или ином виде сохранились до наших дней.
Как правило, татуировки и шрамы, уродующие кожу навсегда, являются знаками принадлежности к какой-либо социальной группе. Характерно, что многие из них символизируют либо узы любви (сердца, пронзённые стрелами), либо связь с определённой культурой (патриотические флаги и национальные эмблемы). Время от времени находятся люди, предлагающие сделать татуировки обязательными и всеобщими именно потому, что от них невозможно избавиться; так, в XIX веке всерьёз рассматривалось предложение сделать татуировку обручального кольца на безымянном пальце левой руки неотъемлемой частью церемонии бракосочетания. Считалось, что двоеженцы и волокиты, которые соблазняют женщин, предварительно избавившись от обручального кольца, будут посрамлены. К татуировке вдовцов добавлялась бы звезда; к татуировке разведённых — чёрточка; к татуировке сочетавшихся браком вторично — второе кольцо. Семейное положение человека, таким образом, можно было бы определить моментально. В начале XX века американских мужчин схожим образом побуждали следовать практике аборигенов Новой Зеландии и татуировать своих жён, чтобы другие мужчины видели: эта женщина замужем, приставать к ней нельзя.
В некоторых культурах о принадлежности человека к тому или иному племени «говорит» все его тело. (Обитатель острова Нуку-Ша Маркизского архипелага, около 1813 г.)
Общество, однако, не одобрило эти предложения. В наши дни, кроме татуировок, широко распространены два способа калечения тела: прокалывание ушей для ношения серёг и удаление частей гениталий (как мужских, так и женских) в процессе обрезания. По сути, обрезание — это единственная форма нанесения увечий, сохранившаяся с древних времён, несмотря на отвращение людей нового времени к подобным практикам.
Один из самых необычных и распространённых в древности способов калечения тела — это сдавливание головы младенца. Когда человек появляется на свет, его черепная кость не слишком тверда. В племенах Африки, Северной и Южной Америки и Европы было принято сдавливать головы младенцев при помощи плотного пеленания или прессовых дощечек с целью добиться желаемой формы черепа. Наиболее популярной была конусообразная, словно увенчанная короной голова с плоским лбом. Подобную форму черепа связывали с высоким статусом, поскольку люди с такими головами не могли носить на них тяжести и демонстрировали своим видом неспособность выполнять работу слуги.
В Европе сдавливание головы, судя по всему, диктовалось другими мотивами. Как и древние египтяне, жители европейских племён предпочитали удлинённые черепа с выступающим затылком. Такую форму голове младенца придавала мать, плотно перевязывавшая её сразу после рождения. Этот обычай был распространён в некоторых регионах Франции вплоть до XIX века, когда благодаря френологам люди верили, что форма черепа влияет на интеллект.
Обширное татуирование тела служит не только его украшению, оно также говорит о том, что человек вынослив и способен долго терпеть боль. («Мужские» татуировки туземцев Марианских островов.)
В новое время головы уже никто не сдавливает — теперь этот конкретный способ издевательства над плотью применяют к ногам, а роль «сдавливателей» взяли на себя производители обуви. Женщины страдают от обуви больше, чем мужчины, хотя, к счастью для современных женщин, плотное пеленание ног, которое практиковалось до недавнего времени в Китае, ушло в прошлое. В результате пеленания ступни китаянок благородного происхождения становились очень маленькими, эти женщины с трудом могли ходить и совсем не были способны работать. Деформация ног служила всё той же цели: это была демонстрация неспособности к труду. «Элегантные» туфли с заостренными носами тоже не годятся для тяжёлой работы, однако ноги в них деформируются не столь ужасно, как при пеленании.
Разумеется, есть тысяча других способов изменить тело и продемонстрировать окружающим те или иные качества индивида. Одни виды украшений встречаются сравнительно редко, например, кольца в сосках, серьги в пупке и языке; другие распространены повсеместно — ожерелья, браслеты, кольца и лакировка ногтей. В совокупности они образуют набор разнообразных «сдержанных» знаков, которые запоминаются надолго и в этом смысле более эффективны, чем обычные знаки. Воздействие кулака, которым машут перед вашим носом, прекращается, как только рука перестаёт двигаться, в то время как воспоминание о каком-либо Телесном Украшении остаётся с вами надолго. По этой причине люди будут украшать свои тела до тех пор, пока человечество не сгинет в пучине времени.
Сигналы Пола
Мужские и женские сигналы, выявляющие или подчёркивающие пол индивида
Сигналы Пола служат ярлыками, которые помогают нам идентифицировать человека как мужчину или женщину. Кроме того, они могут акцентировать внимание на мужественности или женственности индивида в том случае, когда его пол уже известен.
При рождении единственный очевидный Сигнал Пола младенца — это форма его гениталий. Если мы видим пенис, это мальчик, если вагину — это девочка; никак иначе неспециалист определить пол ребёнка не может. Существуют, конечно же, и другие отличия мальчиков от девочек, однако они не заметны при обычном наблюдении и потому не могут быть классифицированы как Сигналы Пола. Для того чтобы стать Сигналом Пола, отличие должно быть заметно невооружённым глазом.
Новорождённый в одежде в этом смысле беспол, потому в английском языке его принято обозначать местоимением it («это»). Родители могут снабдить младенца искусственными Сигналами Пола, например, одеждой (голубой для мальчика, розовой для девочки) или типично мужским или женским именем, однако для матери дитя есть дитя, и она заботится о нем, невзирая на его пол.
Но ребёнок растёт, и ситуация быстро меняется. Многие Сигналы Пола появятся лишь в пубертатном возрасте, однако некоторые из них заметны и до него. Большую часть таких знаков дети обретают по воле общества. Одежда, причёски, игры, игрушки, украшения и развлечения мальчиков и девочек разнятся. Хотя дети по природе своей асексуальны, они наделяются определёнными ролями в зависимости прежде всего от пола. Общество готовит их к будущему и формирует их половую самоидентификацию задолго до того, как они обретают способность производить на свет себе подобных.
Со временем «гендерная пропасть» между полами увеличивается настолько, что к тому моменту, когда дети превращаются во взрослых, мальчики становятся мужественны, а девочки — женственны не только в репродуктивном, но и в социальном плане. В последние годы преувеличенное внимание к разнице между полами попало под огонь ожесточённой критики. Все больше людей считает, что воспитание мальчиков мужественными, а девочек женственными по сути своей неправильно. Эти люди утверждают, что «гендерная пропасть» имела смысл в далёком прошлом, а в современном мире она только вредит.
В какой-то мере они правы, и чтобы понять, почему, отвлечёмся на секунду от настоящего и заглянем в далёкое прошлое, когда наши предки были примитивными охотниками. За миллион лет эволюции человек перешёл от свойственного приматам добывания пищи к системе, которая требовала разделения труда между полами. Почти все приматы кочуют группами, состоящими из самцов, самок и детёнышей, перемещаясь с одной стоянки на другую и собирая съедобные фрукты, орехи и ягоды. Когда наши далёкие предки отказались добывать пищу подобным образом и стали охотниками-собирателями, изменилась вся социальная структура племени. Охота опасна, потому женщин, которые почти всегда либо беременны, либо кормят детей грудью, на неё не брали. Что означало, что часть племени перестала кочевать и все время оставалась на стоянке, куда мужчины возвращались после охоты. Женщины могли выполнять посильную задачу по собиранию пищи около стоянки, обеспечивая племя растительной пищей, однако в основном они растили детей и по этой причине не могли переквалифицироваться в охотников, как это сделали мужчины.
При подобном разделении труда в процессе эволюции тела мужчин и женщин менялись: мужчины все лучше бегали, прыгали и швыряли тяжёлые предметы, в то время как женщины становились все более приспособленными для рождения и воспитания детей. Соответственно, одни Сигналы Пола возникли в процессе превращения мужчин в охотников, другие — в процессе специализации женщин на заботе о потомстве. Так, у мужчин проявились следующие черты:
1. Мужчины выше и тяжелее женщин, кости у них толще, мышцы — больше. Они сильнее женщин и способны переносить более тяжёлые грузы.
2. Ноги у мужчин длиннее, а ступни шире. Они крепче стоят на ногах и быстрее бегают.
3. Плечи у мужчин шире, руки — длиннее, предплечья у них длиннее, чем часть руки от локтя до плеча. Они более метки и лучше бросают тяжёлые предметы.
4. Кисти у мужчин больше, пальцы — толще, большие пальцы рук — сильнее. Они крепче держат оружие.
5. Грудная клетка, лёгкие и сердце у мужчин больше. Мужчины глубже дышат, они более выносливы и быстрее восстанавливаются после физической нагрузки. Они способны долго бежать за добычей.
6. Череп у мужчин твёрже, надбровные дуги тяжелее, челюсти мощнее и крепче. Они лучше защищены от физической угрозы.
Все вместе эти «охотничьи» черты объясняют, почему в ходе современных спортивных состязаний мужчины и женщины соревнуются раздельно. Лучшие спортсменки мира попросту не способны показать в беге или прыжках в длину результаты, которые показывают лучшие спортсмены. В среднем, однако, мужчины не всегда сильнее женщин. Если выбрать сто сильнейших людей из группы, образованной из случайно выбранных ста мужчин и ста женщин, с большой вероятностью 93 человека из ста сильнейших будут мужчинами, а семь человек — женщинами. Иначе говоря, если брать в среднем, семь слабейших из каждой сотни мужчин слабее семи сильнейших из каждой сотни женщин. Таким образом, невозможно сказать, что любая женщина однозначно слабее любого мужчины. Если говорить о физической силе, все зависит от того, кого и с кем мы сравниваем. Даже в первобытные времена мужчина, гнавшийся за добычей, защищавшийся от хищников или нападавший на соперников, полагался не столько на накачанные мускулы, сколько на разум и оружие. Он должен был стать сильным, но становиться атлетом ему было не нужно.
Тем не менее, хотя мужчины и женщины обладают схожим телосложением, более чем заметных отличий между ними достаточно много, и именно эти отличия стали впоследствии Сигналами Пола. Одни отличия относятся непосредственно к анатомии (широкие плечи, мощные руки), другие — к поведению, обусловленному особенностями анатомии (например, мужчины лучше бросают предметы и быстрее бегают).
Что касается женщины, её специализация — вынашивание и кормление ребёнка — также предопределила ряд важных Сигналов Пола. Таз у женщин шире и по сравнению с мужским тазом чуть смещён назад. Талия женщины чуть тоньше, а бедра — чуть толще, пупок — глубже, живот — длиннее. Женская грудь по размерам куда больше мужской. Женщина должна выносить плод, родить ребёнка и вскормить его, и все эти функции обусловили строение её тела. Поскольку грудь выдаётся вперёд, грудная клетка женщины, более узкая, чем у мужчины, если смотреть спереди, оказывается глубже, если смотреть сбоку (это заметно даже на расстоянии). Туловище женщины за счёт узкой талии и широких бёдер, переходящих в обширный таз, имеет узнаваемую форму песочных часов. Бедра в самом начале немного отстоят друг от друга, поскольку между ними помещается чуть более широкая, чем у мужчин, промежность; изгиб бёдер таков, что иногда кажется, будто колени у женщины вывернуты внутрь.
Из-за смещённого назад таза женские ягодицы больше мужских. Они, кроме того, мясистее и шире, отчего куда более заметны. Когда женщина идёт или (особенно) бежит, её ориентированная на деторождение анатомия обусловливает специфическую походку. Строение бёдер заставляет женщину совершать при ходьбе полукруговые движения ногами. Она «виляет» ягодицами, и её тело раскачивается, чего почти не наблюдается у мужчин. Кроме того, из-за более коротких ног шаги у женщины получаются меньшей длины, и бегает она куда более неповоротливо, нежели мужчина.
Последнее наблюдение может показаться не слишком верным, но это оттого, что «бегущая женщина» для нас — это либо спортсменка, либо маленькая девочка. Бегуньи быстро бегают именно потому, что фигуры у них скорее мужественные, а девочки ещё не развились в полноценных женщин. Если бы нам довелось увидеть массовый забег случайно выбранных матерей, мы сразу поняли бы, что мужчины и женщины двигаются очень по-разному. Женщине средних лет, которая бежит на автобус, это физическое упражнение даётся куда труднее, чем мужчине того же возраста, и движется она совсем не так, как профессиональная бегунья. Её движения затрудняют не только широкие бедра, но и тяжёлая, колеблющаяся грудь; в результате женщины, как правило, бегают медленнее мужчин. У профессиональных спортсменок ноги обычно более длинные, бедра более узкие, а груди — более плоские.
Зачастую мы забываем о таком не слишком заметном Сигнале Пола, как сгибание рук. Поскольку плечи у женщин уже мужских, верхние части их рук прижаты к грудной клетке плотнее, чем у мужчин. Руки широкоплечего мужчины словно свисают с его торса, особенно это заметно у тяжелоатлетов и культуристов. Типичная женщина, наоборот, прижимает локти к туловищу и сгибает руки в локте. Часто эту особенность женщин старательно копируют актёры, изображающие женщин или гомосексуалистов. Прижатые к туловищу руки и мощные бедра не дают женщинам поднимать тяжести столь изящно, как это делают мужчины. В качестве компенсации за эти особенности анатомического строения природа одарила женщин возможностью отгибать предплечье под углом на шесть градусов больше, чем у мужчин. Проверить это легко: достаточно попросить женщину прижать верхние части рук к туловищу и развести предплечья в стороны.
Если мужчина, выполняя аналогичное движение, упрёт локти в бока и разведёт руки так широко, как только может, он обнаружит, что подаёт женственный Сигнал Пола.
Различие в движениях рук не слишком заметно, тем не менее, мы подсознательно считываем его и в том числе по этому Признаку Пола определяем, насколько мужественно или женственно держится наш собеседник (собеседница). Многие Сигналы Пола нами не осознаются, что не мешает им определять наше поведение в отношении других людей. Есть, однако, и другие, абсолютно очевидные знаки, служащие показателями мужественности и женственности. Они не связаны со специализацией мужчин как охотников и женщин как матерей.
В мужчине: более низкий голос, выпирающий кадык, борода и усы, более густые брови, более волосатые ноздри и уши, более густой волосяной покров на теле. Исключение в плане волосатости — затылок, который со временем, наоборот, лысеет;
В женщине: сферическая выпирающая грудь, мясистые ягодицы, более гладкая и чувствительная кожа, округлые колени и плечи, более широкие ямочки над ягодицами, больший запас жира, распределённый по всему телу.
Кроме того, с древности мужчины и женщины по-разному пахнут, что мы по-прежнему ощущаем, пусть запахи играют для нас и не столь существенную роль, как для других приматов. Запахи производятся особыми ароматическими железами в коже, особенно много этих желёз в подмышках и в паху. Растущие там волосы удерживают запах и усиливают его. Женщины, оголяющие руки (на пляже или на вечеринке, надев вечернее платье), часто бреют подмышки. Они делают это, желая уменьшить исходящий от подмышек запах, хотя часто указывают другую причину: якобы дело вовсе не в «благоухании», а в том, что волосы выглядят неэстетично.
Не все попытки заглушить обонятельные Сигналы Пола шифруются столь обстоятельно. Сегодня многие люди по собственной воле пользуются дезодорантами, что также связано с определённым риском. Химическое вмешательство в естественные процессы, происходящие в коже, может иметь самые разные последствия. Тем не менее, понятно, что именно побудило людей искать спасения в дезодорантах. Ответ очень прост: одежда. Она препятствует выветриванию пота и других кожных выделений, в результате разлагающийся пот издаёт затхлый запах, имеющий мало общего с запахом, который издавали наши предки. Кожа, не ограждённая одеждой от воздуха и солнца, пахнет по-другому, но времена, когда мы ходили нагишом, давно прошли, и современный человек может достичь «естественного запаха» лишь одним способом — регулярно моясь. Дерматологи считают, что этого вполне достаточно, а химические дезодоранты — добавление лишнее и потенциально опасное. Так или иначе, дезодорант уничтожает один из самых древних Сигналов Пола.
Пока женщины старательно избавляются от запахов, мужчины каждое утро скребут лица, дабы избавиться от таких Сигналов Пола, как борода и усы. Разумеется, и в наше время великое множество мужчин отращивают то и другое. Вместе с тем привычка брить лицо уходит корнями в далёкое прошлое, она проявлялась в различные исторические эпохи и распространена по всему земному шару. Эго не просто некий местный каприз моды, пусть даже бриться принято далеко не во всех культурах. Мы редко говорим о том, почему мужчины чаще всего избавляются от Сигналов Пола именно в такой форме. Объясняют этот феномен по-разному. Одни считают, что мужчины начали бриться, поскольку тем, у кого нет бороды и усов, легче соблюдать гигиену — пища и питье не попадают в волосы. Другие полагают, что дело в социальном статусе: выбритые индивиды показывали окружающим, что могут позволить себе тратить время на бритье. Третьи думают, что мужчины некоторых племён начали бриться, чтобы отличаться от заросших мужчин других племён.
На деле мужчины могут тратить время и энергию на то, чтобы избавиться от растительности на лице, по множеству причин.
Выбритое лицо | Небритое лицо | Возможные объяснения |
Молодость Аккуратность Здоровье Дружелюбие Выразительность Благоухание Нежность Доверие Трудолюбие Самоконтроль Женственность Конформист Высокий статус Чувствительность Искренность Человечность Открытость Индивидуальность Цивилизованность Светскость Вежливость | Старость Нечистоплотность Болезни Агрессивность Невыразительность Вонь Грубость Недоверие Лень Беззаботность Мужественность Инакомыслящий Низкий статус Неотёсанность Неискренность Анималистичность Скрытность Анонимность Примитивность Религиозность Бесцеремонность | Юноши не имеют бороды В бороде скапливается грязь Борода может стать источником инфекции Чисто выбритый мужчина выглядит более дружелюбным, чем небритый Борода скрывает выражение лица Борода удерживает запах Борода царапает кожу при поцелуях Бритый мужчина внушает большее доверие Бритьё требует усилий Тот, кто бреется, заботится о себе Бородатые мужчины выглядят более мужественными Бороды носят бунтари Бродяги не бреются Бритьё — знак учтивости На чисто выбритом лице легче читать эмоции Мы — голые обезьяны, не волосатые Борода скрывает индивидуальность Накладные бороды — это средство маскировки. Гладко выбритый человек более узнаваем В первобытные времена бритв не было. Бритое лицо ассоциируется с более высокой степенью развития Бороды отращивают религиозные фанатики Выбритое лицо более утончённо |
Каждое из этих объяснений несёт в себе частицу истины. Три наиболее веских причины бриться — это желание выглядеть молодо, стремление к выразительной мимике и демонстрация чувствительной кожи. Выбритое лицо визуально молодит мужчину, кроме того, мимика такого лица куда лучше передаёт разнообразные эмоции. Движения губ у людей чрезвычайно сложны, и чем меньше волосяной покров вокруг губ, тем более понятны подаваемые ими сигналы окружающим. У выбритого лица есть и дополнительное тактильное преимущество: эротические ощущения от прикосновения к гладко выбритой коже сильнее. Однако для того, чтобы реализовать все эти преимущества, мужчина должен отказаться от древнего Сигнала Пола, потому у различных народов и в различные эпохи существовали разные ответы на вопрос «брить или не брить».
И ещё о волосах: как кто-то заметил, странным выглядит тот факт, что мужчины сплошь и рядом куда более волосаты, чем женщины. Если мужчина действительно потерял густую шерсть потому, что система охлаждения мужского организма в ходе эволюции научилась справляться с перегреванием тела в результате «охотничьих» физических нагрузок, значит, более густым волосяным покровом должны обладать женщины. Частичная разгадка такова: когда человек избавился от основной массы шерсти и стал преимущественно голым, сравнительно небольшое количество недлинных волосков на поверхности тела уже никак не влияло на работу системы охлаждения. В этом смысле мужское тело работает в моменты перегрева так же, как женское. Осталось лишь объяснить, почему на женском теле волосы растут не так густо, как на мужском, если эволюционное избавление от волосяного покрова не было связано с контролем над температурой тела.
33. Невербальная Утечка Информации (вверху)- Зачастую, пытаясь скрыть от окружающих правду, мы прикасаемся к собственному носу. Когда мы испытываем стресс, назальные ткани распухают, и мы ощупаем потребность потереть или почесать нос
34. Недостаточные Сигналы (с лева). Как правило, фальшивая улыбка оставляет у нас ощущение «недоcmаточной » реакции. Когда человек улыбается усилием воли и улыбка не отражает его истинное настроение, она чаще всего выглядит нуубедительно
35. Статусное Поведение (слева). Сегодня свой статус демонстрируют три группы людей — Наследники, Руководители и Таланты. В частности, Таланты могут позволить вести себя сумасбродно, не считаясь с общественными нормами
36. Территориальное Поведение. В наше время это поведение наиболее ярко проявляется на трибунах стадионов во время футбольных матчей. Фанаты подчёркивают, что они верны своей футбольной команде, и демонстрируют это болельщикам из другого «лагеря»
37. Изолирующие Сигналы. Испытывая напряжение, мы подаём сигнал «перекрещивание тела», дотрагиваясь одной рукой до другой перед туловищем. Например, мужчины часто «поправляют запонку»
38. Защитное Поведение (слева вверху). Корабли иногда «превращают» в людей, пририсовывая им глаза. На этом мальтийском рыболовецком судне глаза нарисованы для того, чтобы в случае чего отвести сглаз
39. (справа вверху.) Футболисты, выстраиваясь в линию во время пенальти, демонстрируют, что в первую очередь они хотят защитить не лица, а гениталии
40—41. Подчинённое Поведение. В современном мире этот тип поведения наиболее ярко выражает демонстрация готовности подчиниться всесильным богам. Для некоторых конфессий простого преклонения колен недостаточно, их представители стремятся принизить себя ещё больше, касаясь земли лбами
42. Религиозные Действия. Могущество бога оценивается по тому, какое количество людей одновременно обращается к нему в регламентированной форме. Обычно к божеству обращаются во время организованных совместных молений
43. Инопланетянин мог бы решить, что в храмах (вверху) живут очень большие существа, поскольку эти здания всегда возвышаются над остальными постройками. Очевидно, гиганты редко бывают дома, но им поклоняются даже в их отсутствие
44. Воинственное Поведение. Насколько мы можем судить, «поднять руку на кого-то» — это врождённая агрессивная реакция. Дети в детских садах тоже заносят руку для удара. Подобным образом люди атакуют друг друга и в ходе драки, и в ходе гражданских беспорядков
45. Альтруистическое Поведение (вверху). Монахиня, помогающая беднякам или прокажённым, живёт ради других. При этом в глазах монахини те, кому она помогает, — её дети, или дета Бога, как и она сама, и в этом смысле все они — члены одной и той же семьи
46. Торжественное Поведение (вверху слева). В момент триумфа люди часто воздевают руки, отчего их тела кажутся больше, чем они есть на самом деле
47. Отключение (вверху справа). Это действие, блокирующее сигналы из внешнего мира. Чаще всего мы «отключаем» мир, закрывая глаза. Наблюдателей этот сигнал раздражает, ибо они ощущают, что от них стараются отделаться
48. Автономные Сигналы (слева). Если человек доведён до ручки и готов наброситься на обидчика, его лицо бледнеет, поскольку кровь отливает от кожи к мышцам. Напротив, разгневанный человек с побагровевшим лицом не столь опасен, так как уже не готов размахивать кулаками
49. Замещающие Действия (вверху-слева). Озадаченные люди часто чешут голову, совершая Замещающее Действие и демонстрируя окружающим, что перед ними возникло некое противоречие.
50. Перенацеливающие Действия (вверху-справа). Иногда мы стараемся подавить одни эмоции при помощи других. Когда женщина ведёт себя как «маленькая девочка», она может добиться того, что её возлюбленный будет защищать её и вести себя как «родитель»
51. Непристойные Сигналы (слева). В разных странах они разные, например, оскорбительный вариант знака «два пальца» понятен исключительно англичанам.
52. Передозированные Сигналы (слева-внизу). Публичное обнажение – пример сознательной «передозировки» сигнала, цель которого обычно – шокировать окружающих. У каждого действия есть своя «доза», и те, кто хочет привлечь к себе внимание, могут добиться этого путём её превышения
53. Самоимитация (слева). Иногда мы воспроизводим детали собственной анатомии.
Высунутый с целью «эротического» оскорбления язык может символизировать пенис
54. (Внизу.) На груди у самки гелады расположены алые соски, напоминающие половые губы. Эти обезьяны демонстрируют готовность к спариванию не только задней частью тела, но и передней. Точно так же грудь женщины имитирует её округлые ягодицы
55— 56. Телесные Украшения. Человеческая кожа на протяжении тысячелетий использовалась для того, чтобы подавать разного рода сигналы. Её украшали рисунками, шрамами и пирсингом для того, чтобы продемонстрировать социальный статус, готовность к спариванию, агрессию, принадлежность к какой-либо группе или собственно любовь к украшениям.
57. Во многих культурах татуировки наносят для того, чтобы украсить тело каким-либо рисунком на всю жизнь и продемонстрировать способность индивида терпеть сильную боль
58. Приём пищи. С древности мы привыкли к тому, что пища схожа по цвету с мясом и орехами, плодами и кореньями. Когда нам предлагают ту же пищу, выкрашенную в синий цвет, мы сразу чувствуем отвращение.
59—60. Акватическое Поведение. Младенцы (вверху) бесстрашно погружаются в воду. Они отучаются плавать к моменту, когда им исполняется четыре месяца. В африканском захолустье (в н и з у) маленькие мальчики ныряют и ловят рыбу зубами; возможно, именно так добывали себе пищу наши предки.
61. Старение. Дольше всех на Земле жила мадам Жанна Кальман, отмечающая на снимке 121-й день рождения. Она умерла, когда ей было 122 года. Мадам Кальман ни разу в жизни не болела, питалась жирной нищей, пила алкоголь и курила сигареты
Ответ на этот вопрос следует искать в той же области, что и ответ на вопрос о преимуществе выбритого лица перед невыбритым: в результате уменьшения волосяного покрова повышается, так сказать, качество эротического контакта. В ходе разговора об эрогенных зонах на женском теле один специалист заявил, что говорить об отдельных эрогенных зонах неправильно — у женщин такой зоной является вся поверхность тела. Её чувствительность настолько велика, что любое нежное прикосновение женщина расценивает как потенциально эротическое. В частности, именно поэтому женщины так любят меха, а также бархат, шёлк и другие мягкие ткани.
По этой ли причине женщины в процессе эволюции утеряли больше волос, нежели мужчины, или по какой-то другой, факт остаётся фактом: гладкая, практически лишённая волос кожа — типично женский Сигнал Пола, и женщины с волосатыми руками и ногами или небольшими усами автоматически воспринимаются как мужественные. По этой причине женщины бреют ноги и пользуются депиляторами. Есть даже клиники, занимающиеся исключительно удалением «неэстетичного» волосяного покрова.
Мужчины, наоборот, стремятся восполнить недостаток волос на голове и готовы на многое, лишь бы победить облысение. Лысина подаёт окружающим два сигнала: «мужественность» и «наступление старости». Накладные локоны, парики и трансплантация волос призваны маскировать не пол человека, а его возраст, и тот факт, что, надевая парик, мужчина утрачивает один из Сигналов Пола, не заставит его сверкать лысиной на людях.
Ещё один Сигнал Пола, связанный с возрастом, — это растущий живот, в просторечии именуемый «пузом». Возможно, первобытные люди носили такие животы с гордостью, показывая тем самым, насколько успешны они в охоте, однако в наше время живот, как и лысина, означает, что мужчина стареет. Почти у всех молодых мужчин животы втянуты, «пузцо» появляется с возрастом, оттого живот также ассоциируется с наступающей старостью, и мужчина идёт на все, чтобы от него избавиться. Союзниками в борьбе с животом выступают мужские диеты, мужские упражнения для накачивания пресса и даже мужские корсеты.
У женщин ягодицы выпирают больше, чем у мужчин. Этот Сигнал Пола объединяет фигурки доисторических «богинь-матерей», готтентотских женщин и викторианских дам с турнюрами.
И без того узкую талию женщины делают ещё уже, нося корсет. Иногда результатом становится смещение рёбер и деформация внутренних органов.
Большой живот является преимущественно мужским Сигналом Пола, поскольку распределение телесного жира у женщин совсем не такое, как у мужчин. Жировых отложений в женском организме в принципе больше (25% от веса тела, у мужчин — только 12,5%), но размещаются они в других местах. У женщин визуально воспринимаемые Сигналы Пола формирует слой жира на плечах, коленях, груди и ягодицах, а также на бёдрах. Увеличенные округлые бедра — это «древний эротический сигнал», выполняющий ту же функцию, что и опухание тела у других приматов. У обезьян-самок тело «раздувается» и затем «сжимается» в течение месячного цикла, при этом пик опухания приходится на момент овуляции. У людей тело не опухает — ягодицы у женщин «раздуты» все то время, когда женщины репродуктивны и готовы ответить на эротические предложения.
Округлые полусферы женских ягодиц похожи на округлые полусферы женской груди, чуть меньше они напоминают округлые плечи и колени. Может показаться, что «мягкие холмы плоти» — это главные Сигналы Пола, свойственные женщинам, и вряд ли можно сомневаться в том, что реакция мужчин на эти сигналы превратилась со временем во врождённую. Доказать это, разумеется, невозможно, но со стороны нашего вида было бы неразумно не обеспечить себя подобным полисом страхования жизни на генетическом уровне.
В некоторых культурах мужчины реагируют на женские ягодицы куда сильнее, чем это принято на Западе. Для женщин бушменов и африканских готтентотов характерна стеатопигия, повышенное жироотложение на ягодицах, вследствие чего те превращаются в огромные, толстые выступы плоти, в несколько раз превышающие по размеру ягодицы обычной женщины. Любопытно, что небольшие фигурки, выточенные доисторическими скульпторами, изображают женщин именно с такими ягодицами, иначе говоря, в древности стеатопигия была распространена не только в Африке, но и в Европе, и в Азии. Вероятно, для древних людей стеатопигия была скорее нормой, чем исключением, и современные бушменки и готтентотки
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1173;