Самозванец
Очередной парадокс описываемой нами исторической эпохи состоит в том, что в то время, когда бояре и земство оказались не в состоянии сопротивляться надвигающемуся абсолютизму, поскольку Годунов ловко подчинил выражавшие их интересы учреждения - Думу и соборные совещания, могильщиками установленного царём Борисом режима стали социальные группы, порождённые экспериментами последних десятилетий. Это обнищавшее и деградировавшее дворянство, потерявшее понятие о долге и чести, готовое принять участие в любом мятеже и погреть на нём руки. Это беглые крестьяне, часть из которых подалась на волю и стала казаками, а другая часть сошлась в шайки разбойников, которые неимоверно размножились. Именно эти группы, отторгнутые обществом и готовые восстать против него, и стали главными движущими силами Смуты.
В этих условиях произошло одно из ключевых событий Смуты: появились «слухи, что жив царевич Дмитрий «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Он поведал польскому магнату Адаму Вишневецкому, что его подменили в спальне угличского дворца. Покровителем Лжедмитрия I стал польский воевода Юрий Мнишек [19].
Идея самозванства была новой для российской политической традиции и явно носила «авторский» характер. Полагают, что её создателями были лютые враги Годунова, бояре Романовы, в доме которых некоторое время жил исполнитель главной роли – бедный галицкий дворянин Григорий Отрепьев.
Самозванец обладал выдающимися способностями, обширной начитанностью, острым умом, ёмкой памятью, знал латинский и польский языки, имел каллиграфический почерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной ситуации.
Он очень удачно выбрал линию поведения: внимательного слушателя, усердного ученика, любезного царевича в изгнании. Правила этикета усваивал на лету. И вполне «искренне» обещал ключевым фигурам то, чего они хотели. Польскому королю Сигизмунду III [20] – пограничные области России и участие в войне против Швеции. Юрию Мнишеку и своей невесте Марии Мнишек, дочери Юрия, богатства кремлёвской казны, уплату немереных долгов будущего тестя, Северские и Смоленские земли, Новгород и Псков. Римскому папе - введение католицизма в России и свободу католической пропаганды. Для убедительности весной 1604 г. он тайно принял католичество. И, в итоге, он получил политическую и моральную поддержку Рима, скрытую политическую и экономическую помощь от Сигизмунда III и ряда магнатов.
Также самозванец нашёл полную поддержку казачества на Дону и в Запорожье. Донские казаки стали врагами московскому правительству в ответ на антиказачьи репрессии: Борис Годунов ввёл запрет на торговлю с казаками запрещёнными товарами и на приезд казаков в приграничные крепости. Преследования были вызваны нападениями казаков на Крым. Активное участие в авантюрах Лжедмитрия в случае успеха кроме материальных выгод предполагало укрепление положения казачества. Поэтому среди казаков самозванец приобрёл самых верных и воинственных сторонников.
В борьбе с Лжедмитрием Борис Годунов допустил целый ряд ошибок. Он не верил, что самозванца поддержит народ. Проявив нерешительность, Годунов не возглавил поход против Лжедмитрия. Судьба его решалась под г. Кромы: маршрут движения был избран через районы, где жило казачество, и было много беглых крестьян. Под Кромами царские войска перешли на сторону самозванца.
Этому событию предшествовала неожиданная смерть Годунова 13 апреля 1605 года. Слух о самоубийстве царя Бориса был распространён среди народа. К сожалению, его кончина погружена в молчание современников и покрыта мраком. Мы так и не знаем достоверно, отравился ли царь Борис сам или враги помогли ему уйти со сцены.
Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 976;