История мирового этикета
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современной мире. Народы каждой страны вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человечеством. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания: чтобы жить и бороться сообща, приходилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять общим, учиться понимать окружающих, их мысли и чувства, предугадывать поступки, уметь общаться с другими людьми. Так возникли простые правила общения, которые, передаваясь из поколения в поколение, формировали нравы.
Наши предки украшали нос кольцом, вставляли в ухо палочку, вытягивали специальным обручем шею на десяток сантиметров или укорачивали стопу – все это было вызвано желанием понравиться, т.е. стремлением делать все по законам красоты. Преобладающая роль в развитии первобытной культуры принадлежала женщине. Мать, проявляя свою любовь к детям, заботу о слабых, уважение к старшим, воспитывала чувство любви, привязанности, заботу у детей, способствовала закреплению в их сознании гуманных человеческих норм поведения.
Однако если простейшие нравственные формы складываются еще на заре человечества, то этикет появляется несколько позже и формируется как свод правил поведения в процессе расслоения общества. Получивший власть и богатство выделяет себя всевозможными украшениями, требует особого, почтительного отношения (тут зарождаются высокомерие и зависть). Он обращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению (так возникает чванство одних, униженность и раболепие других).
Самые старые из известных сведений об этикете – древнеегипетские – насчитывают около 5 тысяч лет. Необходимые качества «приличного человека» – умеренность, скромность. В «Наставлениях начальника города и визиря Птаххотена» даются наставления молодежи, в которых особо подчеркивается необходимость почитания старших. Важным компонентом культуры и большим достоинством считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.
Древние греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения грека.
«Мера – важнее всего», – говорили и древние римляне. Древний Рим был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.
Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений и европейцы до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток – это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.
В эпоху средневековья особенно выделяется этикет Византии, пышный и канонический, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал власти блеск и величие. Вокруг императорского трона образуются специальные должности для точного соблюдения правил этикета. Законодателем правил этикета в средние века была церковь.
С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появились инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.
Чрезвычайно суров был этикет Испании и Англии. Он сковывал человека, словно металлический корсет. Появляются специальные книги и трактаты, поучавшие, чего требует от каждого воспитанного учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди – церемониймейстеры, знающие все тонкости придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи. Монархи Западной Европы требовали, чтоб посетители, удостоенные аудиенции, становились на колени. Этот малоудобный способ выражения почтения родился в Испании, а позже стал применяться при австрийском дворе. Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы. Правда, нашлись двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.
Этикет Италии и Франции был много свободнее. И если во времена Средневековья тон задавал испанский этикет, то с ΧVІІ – ΧVІІІ вв. пальма первенства переходит к Франции. Само слово «этикет» употребляется со времен Людовика ΧІV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки – «этикетки» и дали имя этикету. Этикет был поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Более того, этикет, строго регламентирующий каждый шаг, каждое действие, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, поэтому долгое время считалось, что этикет – чисто светское, придворное достояние. Жизнь французского двора напоминала театрализованное представление, где поступки могли быть коварными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилось не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. В тоже время он представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему правил, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Сложность обучения обусловила необходимоть в специальных пособиях и руководствах. И такие источники появились: трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», написанный испанским священником Педро Альфонсо в 1204 г.; книга, посвященная дворянскому этикету – «Письма к сыну» Ф. Честерфилда.
Просветители ΧVІІІ века рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от народа. Поэтому во времена Великой французской революции дворянский этикет бы публично отвергнут как лицемерный, ненатуральный и преувеличенный. Так, например, было отменено почтительное обращение «Вы», было предписано не снимать головного убора при приветствии и др. Но эпоха Директории и воцарения на императорский престол простолюдина Наполеона не только вновь вызвало обращение к великосветскому этикету, но и способствовало его дальнейшему усложнению.
Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, внешне натуральнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету. Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять «Правил приличного поведения». Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмили Пост. Она – самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США. Сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практический характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карьеру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.
Изменяясь исторически, этикет продолжает нести в себе социально-разграничительный характер. Вместе с тем всегда выделялись и до сих пор остаются существенными и его национальные особенности.
История этикета в России. О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоминается в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждый – свой нрав...»
В начале ΧІІ века князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором приказывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный».
Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был боярин Андрей Курбский. Он впервые ввел обращение «Вы», которое широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «Вы» распределили между собой роли как приметы общения между людьми.
В эпоху Ивана ІV появился свод правил поведения для горожан – «Домострой», вполне соответствующий нравам эпохи. Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром, где провозглашалась единоличная власть в семье грозного властелина – отца, хозяина дома, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении. В «Домострое» описывались не только внутренние семейные порядки и решались хозяйственные вопросы, но и содержались правила поведения – как ходить в гости, о чем беседовать.
Жизненный уклад в России резко меняется в эпоху Петра І, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от строго быта, боярских шуб и манер. Введенный им «политес» предписывает, как устраивать ассамблеи, куда должны съезжаться для общения все дворяне, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовать застолье. Такой дворянский этикет своеобразно сочетал в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Для начала ΧVІІІ века было характерно усиленное внедрение западного типа. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием постоянно и настойчиво следил сам Петр І. Влияние западноевропейской, особенно французской, культуры на российский быт и нравы заметно усилилось в эпоху Елизаветы Петровны. Официальной частью русской культуры стал даже французский язык. Старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Дворянский этикет характеризовался пышностью, роскошью, сословной замкнутостью. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.
Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов.
В ΧVІІІ – ΧІΧ вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и в прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по-прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но во всех случаях требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи.
Вместе с тем этикет часто понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.
В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества в конце ΧІΧ века.
После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые и пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом по сути правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.
В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводится изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности отдельно.
2.3 Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе
Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития человечества.
Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему каждый знает, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 6710;