Этикет как социальное явление
Этикет – это разум для тех, кто его не имеет.
Вольтер
В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяло право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты. С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В ΧІV – ΧVІ вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, «настраивать» людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях.
Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращении и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах, внешнем облике человека. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе значение правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общие принципы и нормы морали. Следовательно, этика и этикет взаимосвязаны: этика рассматривает моральные проблемы в более широком плане, а этикет конкретизирует этические стандарты и нормы.
Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития человечества.
Конечно, каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный «колорит» в общепринятые поведенческие позиции. Таким образом, этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.
Кроме того, по мере изменения условий жизни человечества, роста образованности и культуры одни правила поведения сменяются другими. Поэтому требования этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени, обстоятельств.
В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т.е. найти (или не найти) его сходство с собой.
Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему каждый знает, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности.
Следование правилам этикета, связанное всегда в сознании людей с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.
Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.
Что касается норм этикета, то они, в отличие от норм морали, являются условными, как бы носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Направленный на объединение людей, этикет предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.
Один из важных аспектов этикета: его можно рассматривать как эстетическую форму проявления нравственной культуры. Такое понимание содержит в себе указания на ряд особенностей этикета. Во-первых, на то, что этикет – один из феноменов культуры, ибо хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека, его интеллектуальных качеств. Во-вторых, здесь содержится указание на прямое отношение этикета к нравственности, к моральному облику человека. Наконец, этикет – это эстетическая сторона поведения человека.
Рассмотрение структуры современного этикета предполагает выделение четырех подсистем:
· речевой или вербальный этикет – выражение уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты, применять в зависимости от обстоятельств литературный язык;
· неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим: мимика, улыбка, направление взгляда. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску – нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную;
· организация пространства в этикете, т.е. взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор ими определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
· этикетная атрибутика – это, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Отсюда и разделение его на виды:
· дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
· придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
· воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
· общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Можно говорить об этикете каждой конкретной профессии: юриста, врача, педагога, депутата, министра и т.п. Одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек: за столом, на работе, в гостях и т.д.
Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практически правила разных видов этикета выступают в неразрывной связи.
Существует несколько принципов современного этикета, к которым относятся:
· принцип гуманизма и человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным;
· принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих;
· принцип следования обычаям и традициям той страны, в которой находится человек в данное время;
· принцип красоты, или эстетической привлекательности, поведения – человек должен уметь делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение и свое собственное, и окружающих лиц. Эстетика речи, манер, поступков, в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.
При соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность поведенческих манер. Для того чтобы общаться в нужную минуту, необходимы привычка к тому или иному этикетному действию, «отточенность» принятых манер, а они формируются путем постоянного внимания к поведению и с помощью душевного труда. В этикете нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный промах может привести к неудаче в общении.
Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанная на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, о красоте и порядке, о благоустройстве и бытовой целесообразности.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 5067;