Этнические стереотипы
Проведенные психологами исследования этнических стереотипов показывают, что прототипом образованного цивилизованного иностранца российские респонденты (лица с в/о и студенты) называют «немца», а симпатизируют в большей степени представителям Франции (Петренко В.Ф. и др., 2000 г.).
Широко распространены этнические (или культуральные) стереотипы, в соответствии с которыми определенные психологические свойства приписывают представителям тех или иных наций. Майерс приводит данные исследований, показывающие, что европейцы считают жителей Южной Европы, например, итальянцев более эмоциональными и менее искусными в работе, чем жителей Северной Европы - немцев и скандинавов. Стереотип южанина как человека более экспансивного существует даже в пределах одной страны. Так, в каждой из двадцати стран Северного полушария жители юга данной страны считаются более экспрессивными, чем жители севера (чего нельзя сказать о шести странах в Южном полушарии).
Данные одного из исследований, проведенных в США (Карлинз, Коффман, Уолтерз) показали устойчивость представлений о наличии определенных качеств личности у представителей разных этнических групп. Ста университетским студентам был предложен перечень 84 личностных черт, с тем чтобы они отметили, какие из этих черт наиболее свойственны указанным десяти этническим группам. Американцы были названы материалистичными (67%), англичане - консервативными (53%), немцы - усердными (59%).
«Социальный ритуал – это исторически сложившаяся форма неинстинктивно предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей»[9].
Характерные особенности ритуалов:
- упорядоченность действий в ритуале, их стандартизированный набор;
- стереотипность и символический характер ритуальных действий, выражающий в стилизованной основной форме определенные ценности или проблемы группы или индивида;
- устойчивость во времени, повторяемость, воспроизводимость: слова и действия, влияющие на ритуал, определены очень точно и мало изменяются от одного случая совершения ритуала к другому;
- жесткие санкции в случае отклонения участников от правил поведения;
- неутилитарность, отсутствие материально фиксируемого результата, непосредственной целесообразности в ритуале.
Функции социальных ритуалов:
1. коммуникативная функция,
2. мировоззренческая функция (формирование системы культурных смыслов),
3. функция социализации (социальное воспитание, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению);
4. функция социального контроля;
5. функция укрепления сплоченности группы,
6. функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях (в период кризиса следование ритуалам может снимать ощущение тревоги и неблагополучия, тем самым вызывая у людей положительные эмоции).
Следствием выполнения ритуалов является психотерапевтическая компенсация, которая заключается в общении, объединяющем людей, способствующем преодолению одиночества, тревожности, разлада с собой, отчужденности, обособленности и дает человеку чувство принадлежности к группе (социальной, половозрастной, этнической, профессиональной и другим).
Особенности ритуального поведения.
Церемония– вид социальных ритуалов, отличающихся детализированной последовательностью действий, включающей в себя некоторое количество ритуалов.
Церемония всегда имеет социальный характер в отличие от ритуалов, ее проводит несколько человек. Известный немецкий социолог и культуролог Г. Зиммель считал, что большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера. Светское общество целиком ритуалистично. Ритуальные действия пронизывают любое социальное поведение, представляя собой его символический, коммуникативный аспект. Нормы этикета являются механизмом ритуализации жизнедеятельности людей в различных сферах. Стереотипность ритуалов означает, что порядок и результат последовательности совместных действий известен заранее.
Предрассудок – это необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.
Впервые психологический анализ предрассудков был сделан Г. Оллпортом. В его работе «Природа предрассудка» (1958) описаны характерные особенности предрассудков. В основе предрассудка лежит необоснованное, негативное представление о других людях. Это представление приобретает характер устойчивого убеждения и становится предрассудком, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами.
Любой предрассудок является отклонением от трех конкретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности. Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей.
Причинами возникновения предрассудков является ограниченный негативный опыт общения и взаимодействия с людьми и явлениями действительности.
Предрассудки широко распространены и устойчивы, они актуализируются в ситуациях, имеющих большую неопределенность и вероятность угрозы жизненным интересам личности. В то же время они аналогично стереотипам выполняют роль «шаблонов» в восприятии, познании и понимании социальных объектов.
Предрассудки очень устойчивы в связи с действием конформизма.
Предрассудки ограничивают способность адекватно воспринимать и понимать реальную действительность, особенно у людей, имеющих односторонний жизненный опыт, проблемы в образовании, недостаточно высокий уровень общей культуры и интеллекта, а также низкий уровень эмпатии и моральных качеств.
Предрассудки меняются, если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и личностный смысл.
Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность»
Социально-психологические образования (стереотипы, свойства) —
сформировавшиеся и ставшие устойчиво присущими психологии групп и личностей социально-психологические явления. К ним относятся, например, социальные ценности, нормы, привычки, умения, обычаи, традиции в группах, социально-психологические свойства личности, тип личности, тип общности.
Такие образования входят и в структуру комплексных социальных явлений, обозначаемых понятиями «образ жизни», «социальный характер», «менталитет», социально-психологический «склад». Если социально-психологические процессы и состояния характеризуют социально-психологическую динамику, то социально-психологические образования — статику, устойчивость и консервативность психологии групп и людей, стереотипность их социальных реакций и поведения.
Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 1232;