Глава 22. Культура Византии IV—XV вв.
Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания, Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы как центр высочайшей и своеобразной культуры. Византийскую империю часто сравнивают с мостом, перекинутым между Западом и Востоком; и дело не только в разнообразнейших связях — торговых, экономических, дипломатических; вся византийская культура представляла собой неповторимый сплав живых и до самого конца не утративших в ней своего значения античных традиций с древней культурой населявших восточные области империи египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, а также племен Крыма, славян, иллирийцев, других народов. Не следует, однако, думать, что это хаотическое нагромождение разнородных культурных элементов; напротив, Византию отличало единство — языковое, конфессиональное и государственное. При всей многоэтничности империя имела одно главное этническое ядро — греков, в ее культурной жизни с VI в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании. Наконец, империя Ромеев сохранила не только имя, но и главное наследство Рима — устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление.
В отличие от Западной Европы, испытавшей в раннее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел. Александрия и Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапе-зунд — десятки городов Византии прославились в разное время разными культурными достижениями. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.
Важная черта византийской культуры — ее традиционность, стремление следовать во всех областях жизни и творчества сложившимся — часто еще в эпоху античности и эллинизма — и обогащенным христианским наследием канонам. Однако под покровом традиций и стереотипов, нередко чисто внешним, жило и пробивало себе дорогу новое, творческое начало. Постоянная идейная борьба старого с новым — вот доминанта как общественных отношений, так и культурного развития Византии.
Особое место занимает народная культура Византии. Народная музыка и пляски, церковные и театрализованные представления, сохраняющие черты античных мистерий, героический народный эпос, сатирическое басенное творчество, обличающее и высмеивающее пороки ленивых и жестоких богачей, хитрых монахов, продажных судей, — таковы многообразные и яркие проявления народной культуры. Неоценим вклад народных мастеров в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел.
Развитие научных знаний. Образование. Уже давно ставшая привычной поговорка «Ученье свет, а неученье — тьма» с большой торжественностью помещается «отцом византийской схоластики», богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с необыкновенным уважением, хотя и понимали науку несколько иначе, чем мы. Они сохранили античное восприятие науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с давней традицией все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание — и практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и достигшая необыкновенного расцвета именно в Византии юриспруденция.
Система образования сохранила преемственность от античности. Детей шести-семи лет отправляли в начальную школу, где они в течение двух-трех лет учились читать, писать и считать; только книгой, по которой учились чтению, стала Псалтирь, вытеснив Гомера из начальной школы в школу грамматики, куда поступали желающие продолжить свое образование. Начальные школы могли быть частные, платные, а могли содержаться монастырем, церковной или городской общиной, так что обучение в них было доступно для всех слоев населения. Сравнительно с государствами Западной Европы сеть школ была в Византии шире, а общий уровень элементарной грамотности — выше. Для продолжения образования и развития школ более высоких ступеней здесь существовал еще один важный стимул: в империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться сколько-нибудь серьезной должности.
В школах грамматиков штудировали по преимуществу древнегреческих авторов и учили изъясняться на аттическом диалекте по всем правилам риторики. Так с VI—VII вв. начинается постепенное расхождение развивающегося разговорного греческого языка и языка письменной культуры, который — в идеале — и две тысячи лет спустя не должен был отличаться от языка Демосфена и Фукидида.
Те, кто желал посвятить себя науке или готовился состоятельными родителями к занятию высоких должностей, продолжали образование, изучая риторику, философию, юриспруденцию. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. Со временем часть их приходит в упадок (всемирно известная Александрийская библиотека гибнет от пожара; знаменитая платоновская Академия в Афинах, ставшая к VI в. крупнейшей школой языческого неоплатонизма, закрывается по указу императора Юстиниана); постепенно складываются новые учебные и научные центры. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. — своего рода университет, имевший два факультета — юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.
С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. В Византии не прерывалась античная философская традиция; византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и утонченность диалектики греческих философов. В ранний период их усилия были направлены на выработку системы православного вероучения и на борьбу с ересями, а также с последними приверженцами язычества. Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV—vbb., Иоанн Дамаскин — в VIII в. в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Правда, не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийцами в одинаковой степени. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных, преобладающим методом познания в которых был не опыт, а переосмысление, систематизация и интерпретация античного наследия. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы внесли выдающийся вклад. Ими в борьбе с различными ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология — учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразнейшая эстетическая теория. Наконец, построение догматической системы требовало незаурядных познаний в логике и начиная с VI в. логика переживает необычайный расцвет. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии усиливается влияние идеалистической системы Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам.
В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией, в XIII—XIV вв. переводятся и изучаются астрономические сочинения и таблицы арабских ученых.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне; позднее установили лишь, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в особенности в борьбе с арабами.
Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов, мешая правду с красочным вымыслом, повествует о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Интереснейший памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой «Геопоники» — составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.
Исторические сочинения.В Византии, как ни в одной другой стране средневекового мира, были устойчивы традиции античной историографии. Труды большинства византийских историков (в отличие от хронистов) по характеру изложения материала, по композиции, по обилию античных реминисценций и мифологических образов, по языку генетически восходят к классикам греческой историографии — Геродоту, Фукидиду, Полибию.
Довольно богата византийская историография VI — начала VII в., оставившая труды Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Менандра, Феофилакта Симокатты. Наиболее выдающийся из них — Прокопий Кесарийский, современник императора Юстиниана. Главный его труд — объемистая «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», так же как небольшой трактат «О постройках Юстиниана», прославляет победы императора и его мудрую политику. Однако эти восхваления оказываются лишь данью официальному культу императора: третье сочинение Прокопия, известное под названием «Тайная история», представляет собой яростное обличение Юстиниана (и его жены Феодоры), начиная с особенностей характера и личной жизни и кончая его политикой. Здесь историк обнаружил, очевидно, свои истинные взгляды, отражавшие ненависть оппозиционных слоев сенаторской аристократии к «выскочке» Юстиниану.
В X в. при императоре Константине VII Багрянородном создается ряд выдающихся памятников историко-энциклопедического характера. Под именем самого Константина до нас дошли сочинения «Об управлении государством», «О церемониях византийского двора», «О фемах» — развернутые наставления наследнику византийского престола. Они содержат ценные сведения о жизни той эпохи и важные историко-географические и этнографические данные.
XI—XII века — время расцвета византийской историографии, в которой начинает пробивать себе дорогу индивидуальное начало, живой, эмоционально окрашенный авторский голос. Появляется плеяда выдающихся историков — Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др. Все они одновременно и большие художники слова, мастера психологического портрета и реалистического описания — явлений новых для средневековой словесности.
Параллельно с историографией, продолжавшей античные традиции, в Византии существует и развивается специфически средневековый жанр исторического сочинения — хронография. Основоположником его был кесарийский епископ Евсевий (ок. 260 — ок. 340); его хроника начиналась с сотворения мира и истории Адама и Евы, затем следовал обзор основных событий истории древних народов (халдеев, ассирийцев, мидийцев, лидийцев, персов, евреев, египтян, греков и римлян), затем шло более подробное изложение событий, близких автору по времени, которые записывались, по примеру римских анналов, по годам. Хроника как жанр требовала в идеале лишь регистрации важнейших фактов. Записываемые хронистом современные ему события вставлялись в рамку всемирной — священной — истории. Каждая хроника имела по нескольку продолжателей, ведь в принципе авторство не играло здесь никакой роли. В большинстве своем византийские хронисты были лишены критического отношения к источникам и собирали воедино груду самых разнообразных, порой легендарных фактов. Вместе с тем некоторые из них, близко соприкасаясь с жизнью трудового народа, воспринимая его мысли и язык, ярче и подробнее, чем историки, описывали события. Наиболее выдающимися хронистами были Иоанн Малала (VI в.), Феофан Исповедник и Георгий Амартол (VIII—IX вв.). Их сочинения пользовались большой популярностью и нередко переводились на языки соседних народов.
Византийская литература.В византийской литературе IV— VI вв. можно наметить два основных направления: одно основывалось на античном культурном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Между этими направлениями шла борьба; вместе с тем они испытывали воздействие друг друга. И хотя христианское миросозерцание возобладало, в византийской литературе никогда не исчезали античные традиции. В IV—VI вв. были широко распространены античные жанры: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротическая повесть. С конца VI — начала VII в. зарождаются новые литературные формы, например церковная поэзия (гимнография), виднейшим представителем которой был Роман Сладкопевец. Для гимнографии характерны отвлеченный спиритуализм и в то же время использование народной мелодики и ритмики народного языка. Большую популярность в VII—IX вв. получает жанр назидательного чтения религиозного характера для широких масс — жития святых. В них причудливо переплетались легендарные рассказы о чудесах и мученичествах святых с реальными событиями и живыми бытовыми деталями жизни народа.
Со второй половины IX в. и особенно в X в. начинается активное собирание византийскими писателями и учеными работ античных авторов. Патриарх Фотий, Константин Багрянородный и другие внесли значительный вклад в дело сохранения памятников эллинской культуры. Фотием был составлен сборник отзывов о 280 произведениях античных авторов с обстоятельными выписками из них, получивший название «Мириобиблион» («Описание множества книг»). Многие утраченные ныне сочинения античных писателей дошли до нас только в выписках Фотия. В придворных кругах получили широкое распространение прозаические и стихотворные романы, как правило, на темы античной истории и мифологии.
В X—XI вв. в Византии на основе народных эпических песен о подвигах в борьбе с арабами складывается знаменитый эпос о Ди-генисе Акрите. В нем с незаурядной поэтической силой прославляются подвиги знатного феодала и его любовь к прекрасной девушке Евдокии. Народный в своей основе эпос о Дигенисе Акрите впитал многие черты феодальной идеологии.
После 1204 г. усилился традиционный византийско-латинский антагонизм. Но вместе с ним шел процесс взаимного культурного обогащения. Латинская Романия стала посредником в передаче эллинского культурного наследия на Запад, прежде всего в Италию. На латинский язык были переведены многие произведения античных и византийских авторов. Но и греческая сторона усваивала отдельные стороны культуры латинского Запада. Так появился, например, греческий рыцарский роман; в греческую поэзию внедрялись элементы куртуазной лирики.
В литературе поздней Византии усиливаются гуманистические тенденции, интерес к человеческой личности во всех ее проявлениях. Раздвигаются горизонты: все больше стран и народов становится предметом повествования византийских авторов. Иногда такие описания, как, например, у историка XV в. Лаоника Халко-кондила, облечены в форму нового для Византии жанра — новелл. Большим числом талантливых произведений представлена поздне-византийская народная литература: это басенный эпос, сатира, сборники любовных песен и стихотворений и, наконец, горестные «плачи» по завоеванным османами землям, по царице городов — Константинополю.
Изобразительное искусство и архитектура.Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись.
Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные' традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов.
Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-ку-польного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры.
После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 917;