Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV—XV вв. наиболее полно раскрылись возможности феодальной общественно-экономической формации, что было связано прежде всего с широким распространением товарно-денежных отношений и появлением раннекапиталисти-ческих элементов. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок (см. гл. 12). Хотя ведущие позиции в политической жизни большинства итальянских государств принадлежали нобилитету и верхушке пополанства, высокую социальную активность проявляли средние слои пополанства и городские низы. Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и во многом отвечавшей потребностям его общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на образование детей, создание домашних библиотек и т. п. Это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях. Успех на государственной службе во многом определялся совершенным знанием латинского языка (в XIV—XV вв. он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для пополанской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространением начального образования в школах, содержавшихся на средства городской коммуны, а также профессионального обучения в лавках ремесленников и торговцев.

Интенсивная жизнь итальянского города давала мощные импульсы развитию светской культуры Возрождения, решительно отходившей от церковно-схоластической традиции средневековья, оплотом которой оставались монастырские школы и университеты. Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев, особенно пополанства и зарождавшейся в его недрах ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству, неразборчивости в средствах. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считался престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека — важный идейный фактор, оказавший влияние на возникновение и дальнейшее формирование культуры Возрождения. Этот процесс имел наряду с собственно историческими и историко-культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности, во многом утраченной в VI—XI вв. и лишь частично возрождавшейся в XII— XIII вв. Достижения древних ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов послужили образцом, точкой отсчета для творцов культуры Возрождения, которые стремились не только подражать своим предшественникам, но и превзойти их. У культуры Возрождения были и средневековые корни — светские традиции городской, народной, рыцарской культуры (см. гл. 21).

Понятие «Возрождение».Термин «Возрождение» (итал. Rinascimento, во французской форме — «Ренессанс») в XV—XVI вв. означал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысячелетнего упадка» в средние века: отношение деятелей новой культуры к «средневековому варварству» было подчеркнуто негативным.

Ф. Энгельс назвал Возрождение «величайшим прогрессивным переворотом», эпохой «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»'. По своей сущности культура Возрождения есть культура переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому, сложная по своей социальной основе, но во многом отразившая устремления наиболее передовых слоев феодального общества.

Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых раз-

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346.

ных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуре стали достоянием всего общества, хотя в большей мере — образованной и состоятельной ее части. К новой культуре проявляли интерес и материально стимулировали ее развитие представители крупного купечества, феодальной знати, городского патрициата, правители итальянских, а с конца XV в. и других европейских государств, наконец, папский двор и часть духовенства. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно большее значение имели для них высокий уровень образования, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, даже мода.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски-рационалистическое мировоззрение. Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало раскрытию его творческих потенций, активной, деятельной жизни во имя счастья на земле.

Ранний гуманизм. Программа новой культуры.Отдельные элементы гуманистической мысли были уже в творчестве Данте (см. гл. 21), хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках средневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Высокие художественные достоинства, новаторство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным. Гуманистические идеи Петрарка развивал и в латинских прозаических сочинениях — диалоге «Моя тайна», трактатах, многочисленных письмах. Он стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изучением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особенно этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенствованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (досл. — человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых стереотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоззрении, осмысление права человека на радость земной жизни — наслаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стремление к славе — становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры — средневековая и ренессансная.

Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Он возвеличивал филологию, науку о слове, в которой отражается суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа становления новой культуры в главных чертах была намечена Петраркой. Ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо и Салюта™, творчеством которого кончается к началу XV в. этап раннего гуманизма в Италии.

Жизнь Джованни Боккаччо (1313—1375), происходившего из купеческой семьи, была связана с Флоренцией и Неаполем. Автор написанных на вольгаре поэтических и прозаических сочинений — «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. Книга новелл «Декамерон» имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художественное выражение гуманистические идеи: представления о человеке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали, чей ум, сметливость, мужество — именно эти качества придают ценность личности — помогают выстоять в жизненных невзгодах. Смелая светская концепция человека, реалистическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев церкви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам. Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» — свод античных мифов — раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии: Боккаччо поднимает ее значение до уровня теологии, видя в обеих единую истину, лишь выраженную в разных формах. Эта реабилитация языческой мудрости в противовес официальной позиции церкви была важным шагом в становлении светской культуры Возрождения.

Возвеличение античной поэзии, понимаемой широко, как и всякое художественное творчество, — характерная черта раннего гуманизма от Петрарки до Салютати.

Колюччо Салютати (1331—1406) принадлежал к рыцарскому роду, получил юридическое образование в Болонье, с 1375 г. и до конца дней занимал должность канцелера Флорентийской республики. Он стал известным гуманистом, продолжив начинания Петрарки и Боккаччо, с которыми его связывали дружеские отношения. В трактатах, многочисленных письмах, речах Салютати развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как воплощение общечеловеческого опыта и мудрости. Он выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин (studia humanitatis), включавший филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в формировании высоконравственного и образованного человека. Он давал теоретическое обоснование значения каждой из этих дисциплин, особенно подчеркивая воспитательные функции истории и этики, отстаивал гуманистическую позицию в оценке античной философии и литературы, вступал в острую полемику по этим принципиальным вопросам со схоластами и теологами, обвинявшими его в ереси. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики — внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его концепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача — построить ее согласно природным законам добра и справедливости. Отсюда и нравственная норма — не «подвиги» аскетизма, а творческая активность во имя блага всех людей.

Гражданский гуманизм.В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают рукописи античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения. Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший современник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.

Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати, так же, как и он, канцлер Флорентийской республики. Прекрасный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую основы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства, Бруни отстаивал идеалы республиканизма — гражданские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом (он решительно осуждал олигархические поползновения магнатов), справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руководствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в конституции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает разрыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе патриотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая концепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни — Пальмиери.

Маттео Пальмиери (1406—1475) родился в семье аптекарей, получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О гражданской жизни», поэмой «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре), историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая подлинным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаивал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинства. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обязательный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, верного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» (она была осуждена церковью как еретическая) высказал мысль о несправедливости частной собственности, порождающей социальное неравенство и пороки.

Аламанно Ринуччини (1426—1499), выходец из знатной купеческой семьи Флоренции, многие годы отдал государственной службе, но был отстранен от нее в 1475 г. после конфликта с Лоренцо Медичи, фактическим правителем республики. В своих сочинениях («Диалог о свободе», «Речь на похоронах Маттео Пальмиери», «Исторические записки») отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи, сводившей на нет республиканские свободы Флоренции. Политическую свободу Ринуччини возводил в ранг высшей моральной категории — без нее невозможно подлинное счастье людей, их нравственное совершенство, гражданская активность. В качестве протеста против тирании он допускал уход от политической деятельности и даже вооруженный заговор, оправдывая неудавшийся заговор Пацци против Медичи 1478 г.

Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на решение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало воздействие на политическую атмосферу Флоренции.

Лоренцо Валла и его этическая концепция. Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов XV в. Лоренцо Валлы (1407—1457) была тесно связана с университетом Павии, где он преподавал риторику, с Неаполем — многие годы он служил секретарем у короля Альфонса Арагонского, и с Римом, где он провел последний период жизни в должности секретаря папской курии. Его творческое наследие обширно и многообразно: труды по филологии, истории, философии, этике («Об истинном и ложном благе», «О наслаждении»), антицерковные сочинения («Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» и «О монашеском обете». Продолжая гуманистическую критику схоластики за ее формально-логический метод познания, Валла противопоставил ей филологию, помогающую постичь истину, ибо слово — носитель исторического и культурного опыта человечества. Всесторонняя гуманитарная образованность помогла Валле доказать подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. Гуманист выступил с обличением римского престола в многочисленных преступлениях, совершенных за долгие столетия его господства в христианском мире. Резкой критике подверг он и институт монашества, считая христианскую аскезу противной природе человека. Все это вызвало гнев римского духовенства: в 1444 г. Валлу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничество неаполитанского короля.

Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Считая их независимыми сферами духовной жизни, он ограничивал прерогативы церкви только верой. Светская культура, отражающая и направляющая мирскую жизнь, по мнению гуманиста, реабилитирует чувственную сторону человеческой природы, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Такая позиция не противоречит, по его убеждению, основам христианской веры: ведь бог присутствует в сотворенном им мире, поэтому и любовь ко всему естественному означает любовь к творцу. На основе пантеистической посылки Валла строит этическую концепцию наслаждения как высшего блага. Отталкиваясь от учения Эпикура, он осуждает аскетическую мораль, особенно крайние ее проявления (монашеское отшельничество, умерщвление плоти), обосновывает право человека на все радости земного бытия: именно для этого ему даны чувственные способности — слух, зрение, обоняние и т. д. Гуманист уравнивает «дух» и «плоть», чувственные наслаждения и наслаждения разума. Более того, он утверждает: человеку полезно все — как природное, так и созданное им самим, что дарует ему радость и блаженство, — и видит в этом знак божественного благоволения. Стараясь не отступать от основ христианства, Валла создал этическую концепцию, во многом с ним расходящуюся. Эпикурейское направление в гуманизме, которому учение Валлы придало особую силу, нашло последователей во второй половине XV в. в кружке римских гуманистов (Помпонио Лето, Каллимах и др.), создавших культ наслаждения.

Учение о человеке Леона Баттиста Альберти.Иное направление в итальянском гуманизме XV в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писателя, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел более 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домострой»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике. Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы», «Мом, или О государе»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проектов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре XV в.

В новом комплексе гуманитарных дисциплин Альберти более всего привлекали этика, эстетика и педагогика. Этика для него — «наука жизни», необходимая в воспитательных целях, поскольку способна ответить на выдвигаемые жизнью вопросы — об отношении к богатству, о роли добродетелей в достижении счастья, о противостоянии Фортуне. Свои сочинения на морально-дидактические темы гуманист не случайно пишет на вольгаре — он предназначает их для многочисленных читателей.

У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних — Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки, других мыслителей. Ее главный тезис — гармония как непреложный закон бытия. Это и гармонически устроенный космос, порождающий гармоническую связь человека и природы, индивида и общества, внутреннюю гармонию личности. Включенность в мир природы подчиняет человека закону необходимости, что создает противовес капризам Фортуны — слепого случая, способного разрушить его счастье, лишить благосостояния и даже жизни. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом — они даны ему от рождения. Все потенциальные способности человека Альберти объединяет емким понятием virtu (итал., дословно — доблесть, способность). Воспитание и образование призваны развить в человеке естественные свойства натуры — способность познавать мир и обращать себе на пользу добытые знания, волю к активной, деятельной жизни, стремление к добру. Человек по натуре творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд — вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно — в гармонии личных и общественных интересов, в душевном равновесии, в земной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела. Этика Альберти носила последовательно светский характер, она была полностью отделена от теологической проблематики. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни — именно в ней человек может раскрыть природные свойства своей натуры.

Одной из важных форм гражданской активности Альберти считал хозяйственную деятельность, а она неизбежно связана с накопительством. Он оправдывал стремление к обогащению, если оно не порождает чрезмерной страсти к стяжательству, — ведь она может лишить человека душевного равновесия. В отношении к богатству он призывает руководствоваться разумной мерой, видеть в нем не самоцель, а средство служения обществу. Богатство не должно лишать человека нравственного совершенства, наоборот, оно может стать средством для воспитания добродетели — щедрости, великодушия и т. д. В педагогических идеях Альберти овладение знаниями и обязательный труд играют ведущую роль. Он возлагает на семью, в которой видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает самодовлеющими: можно отказаться от государственной деятельности и сосредоточиться на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосостояние целого зависит от благосостояния его частей. Акцент на семье, заботах о ее процветании отличает этическую позицию Альберти от идей гражданского гуманизма, с которым его роднит нравственный идеал активной жизни в обществе.

Флорентийский неоплатонизм.Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме складывается еще одно направление — флорентийский неоплатонизм, развивавшийся в рамках деятельности Платоновской академии, своеобразного литературно-философского центра Флоренции. Главой академии со времени ее основания в 1462 г. до конца столетия был выдающийся гуманист-философ Марсилио фичино (1433—1499). Он перевел с греческого на латинский многие сочинения Платона и античных неоплатоников, которые послужили основой для формирования философии ренессансного неоплатонизма. В деятельности Платоновской академии принимали участие наряду с видными гуманистами —Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино — представители более широкого круга научной и художественной интеллигенции; Козимо и Лоренцо Медичи, оказывавшие покровительство академии, присутствовали на ее заседаниях.

Характерные черты этого направления в гуманизме — культ разума и знания, осмысление социальной роли науки, интерес к философско-теологической проблематике, определению места человека в мире. Здесь широко раздвигались горизонты человеческого познания; в мощи пытливого ума человек, чьей мысли подвластен мир, сближался с богом.

Марсилио Фичино, изучавший медицину и философию во Флорентийском университете, в течение многих лет занимался переводами, разработкой проблем онтологии, космологии, гносеологии, антропологии (по традиции они были прерогативой теологов), подходя к их решению с неортодоксальных, гуманистических позиций. Идеалистическая в своей основе философия Фичино несет в себе черты пантеизма. Он утверждал единство прекрасного, упорядоченного космоса, проникнутого божественным светом, снимая, таким образом, присущее христианской доктрине противопоставление творца творению. Жизненное, движущее начало космоса — душа мира, которой причастна и душа человека, что позволяет ему охватить в познании все ступени мировой иерархии — от низшей, материи, до высшей, чистого разума. Человек, по Фичино, — связующее звено мира. В его душе изначально запечатлены идеи (логосы) всего сущего, поэтому он обращается к самопознанию, не нуждаясь в знании реальных вещей. Однако толчок к познанию дает наслаждение чувственной красотой мира: возбуждая в человеке любовь к ней, оно ведет его разум, озаренный божественным светом, к постижению сути вещей, запечатленной в логосах. Признавая безграничными возможности человеческого познания (бессмертная душа выводит его за рамки земного бытия), Фичино придает особое значение интеллектуальной деятельности и нравственному идеалу созерцания. Но его идеал мудреца, сосредоточенного на познании, далек от воплощающего средневековый идеал созерцания монаха-отшельника. Как гуманист Фичино признает равноправными чувственную и духовную стороны человеческой натуры. Идеал мудреца предполагает жизнь, исполненную творческих усилий, ведущих к нравственному совершенству. Обладая свободой воли, человек может идти по этому пути, в полной мере раскрывая совершенство своей натуры, но может и погрязнуть в чрезмерных плотских удовольствиях, влекущих к пороку. Не на божественное провидение, а на самого человека возлагается ответственность за правильный выбор.

Близко к позициям Фичино учение о достоинстве человека выдающегося философа Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494). Пико принадлежал к семье графов Мирандолы, получил образование в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, завершив его в парижской Сорбонне. Он владел многими языками (классическими, арабским, халдейским, новоевропейскими), был глубоко эрудирован в античной и средневековой философии. Будучи еще молодым человеком, он предложил для публичного диспута «900 тезисов по философии, каббалистике, теологии», которые были осуждены церковью как еретические, а диспут запрещен. Пико был вызван в Рим, чтобы предстать перед судом инквизиции, но попытался бежать в Париж и по дороге был арестован. Спасло его заступничество Лоренцо Медичи, оценившего талант молодого философа. Последние годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу друзей из Платоновской академии, с которыми был связан еще до ареста. Ему принадлежит ряд значительных философских сочинений («Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином»), а также многочисленные письма. Пико обнаруживает смелый подход к решению проблем гносеологии, космологии, антропологии, пытается синтезировать различные философские традиции, мечтает о единении мыслителей всех стран и направлений.

Главное в антропологии Пико — учение о достоинстве человека, об уникальном положении его в космической иерархии: наделенный свободной волей, он сам формирует свою сущность и определяет свое место в мире. В этой способности человек возвышается над всеми прочими творениями, он богоподобен. В познании человек способен охватить весь космос, в этом его предназначение — быть связующим звеном мира. От величавой царственности до уподобления ничтожнейшим из тварей — таков диапазон возможностей, в котором человек вершит свою судьбу. Ответственность огромна, и опорой может служить только обогащенный знанием разум. Пико говорит о ступенях познания: овладение этикой, чтобы очистить душу от пороков и смущающих разум страстей, свободное, не скованное догмами постижение законов окружающего мира через философию. Наконец, приуготовленный знанием земного бытия человеческий ум может понять Единое, Истину и Благо (эти категории Пико трактует в духе идеалистических концепций неоплатонизма). По убеждению гуманиста, философия должна стать уделом каждого, а не узкой группы избранных. В то же время Пико выступал против профанации науки, подмены ее пустой риторикой. В учении о достоинстве человека, выдвинутом Пико, овладение наукой оказывается необходимым условием нравственного совершенствования личности. Гуманистическая тенденция к героизации, обожествлению человека достигает в философии Пико своей высшей точки. Эта концепция оказала влияние на изобразительное искусство Высокого Возрождения, на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Флорентийский неоплатонизм внес важный вклад и в утверждение философского свободомыслия. Фичино и Пико полагали, что истина едина, в каких бы философских или религиозных обличиях она ни проявлялась. Ключ к ее постижению они искали в пифагорейской теории чисел, каббалистике, но не в опыте — их система знания оставалась умозрительной. Новый метод науки предложил на грани XV и XVI столетий Леонардо да Винчи (см. т. II).

Антифеодальный характер гуманистической идеологии.Гуманизм XV в. не исчерпывается рассмотренными направлениями. Многие гуманисты лишь частично разделяли идеи гражданского гуманизма или флорентийских неоплатоников, эпикурейскую этику Валлы или учение о человеке Альберти. Гуманистическая идеология имела широкую платформу, но основу ее составляли принципы, которые разделяло большинство гуманистов. Это понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, признание права личности на свободное развитие ее способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. Все гуманисты сходились в признании высокой нравственной роли труда, ценили творческую, созидательную мощь человека. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. В этом новом взгляде на человека и его возможности четко выявлялся антифеодальный характер гуманистической идеологии. В гуманизме не было места уничижению человека, неверию в силу его разума, в его творческие способности, пониманию труда как наказания, а мирской жизни — как юдоли греха и печали, словом, всего, что было свойственно официальной церковно-феодальной идеологии. Гуманисты были последовательны в критике сословных представлений, они отвергали феодальное понимание благородства как атрибут знатного происхождения, связывая эту этическую категорию с нравственным совершенством и доблестными деяниями самой личности. «Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами и такими деяниями, которые являются результатом нашей собственной воли», — писал гуманист Поджо Браччолини в диалоге «О благородстве».

Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство с гражданственных позиций — богатство приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни его членов. В отличие от средневековой традиции они не считают бедность атрибутом нравственной жизни. Бедность так же, как богатство, если неразумно им распоряжаться, может толкнуть человека к преступлениям. Безусловному осуждению подлежит, по их мнению, ростовщичество, чрезмерная страсть к стяжательству, равно как и неумеренное расточительство. Нормам жизни паразитирующего дворянства с их роскошью, пышными празднествами и охотами противопоставляются бережливость (Альберти видит в умелом ведении хозяйства и разумном обращении с капиталом главную возможность сколотить состояние и сохранить его для потомков), честные методы накопительства, щедрые траты на образование, строительство украшающих город зданий, меценатство. В этом отличие гуманистической позиции не только от средневековой этики, но и от этики буржуазного накопительства более позднего времени. Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла вразрез с официальным учением церкви, противопоставлявшим творца созданному им миру. Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию — все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от принципов средневекового мировоззрения. Сложившись как целостное мировоззрение — несмотря на наличие разных идейных направлений, — гуманизм во второй половине XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Искусство Раннего Возрождения.Гуманистический идеал человека нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве XV в., которое в свою очередь обогатило этот идеал художественными средствами. В отличие от гуманизма, начавшего складываться уже во второй половине XIV в., живопись, ваяние, зодчество вступили на путь новаторства лишь в первые десятилетия XV в. Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зодчие — Брунеллески, Микелоццо, Альберти, Филарете. Формируется новый тип здания — палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений. Широкое применение находит восходящая к античной основе ордерная архитектура. Совершенство пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры — характерные черты нового архитектурного стиля, не подавлявшего, а возвышавшего человека. Ренес-сансная архитектура требовала более глубоких теоретических, математических и инженерно-строительных знаний, в развитии которых наметился значительный сдвиг к концу XV в. Но уже Филиппе Брунеллески (1377—1446) разрешил чрезвычайно сложную техническую задачу — возведение купола на Флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Построенные по его проекту церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци и другие сооружения во Флоренции отличает строгая гармония частей, соразмерность здания человеку. Первый крупный теоретик ренессансной архитектуры Альберти расширил ее проблематику, включив в нее градостроительство, ряд технических вопросов (декор, строительные материалы и др.), детально разработал на математической основе учение о пропорциях. Свои теоретические положения он применил в проектах палаццо Ручеллаи во Флоренции, церкви Сан Себастья-но в Мантуе, в других постройках.

В скульптуре высокого уровня достигает искусство рельефа, отмеченное пластичностью фигур, светской интерпретацией религиозных сюжетов. Крупнейшими скульпторами, в творчестве которых формировался ренессансный стиль, были Гиберти, Донателло, Веррокьо. В скульптуре быстро развивается искусство портрета. Она отделяется от архитектуры, появляются статуи, свободно стоящие на площади (памятники кондотьерам в Падуе и Венеции).

Основоположником живописи итальянского Возрождения был Мазаччо (1401 —1428). Его фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции исполнены жизненной реальности и пластической выразительности, героической возвышенности образов и композиционной простоты. Флоренция становится главным центром ренессансной живописи Италии XV в. В первой половине столетия ее характеризует многообразие переходных форм. Во второй половине XV в. художники активно ищут принципы построения перспективы для выражения трехмерного пространства, стремятся к пластической выразительности образов и колористическому богатству. В этот период складываются различные школы — флорентийская, ум-брийская, североитальянская, венецианская, — в рамках которых возникают отдельные направления. Так, флорентийский мастер Филиппе Липпи увлечен жанровым повествованием, это направление по-своему развивает Доменико Гирландайо: в его религиозных по тематике, но проникнутых светским духом композициях (фрески в церкви Санта Мария Новелла и др.) находят отражение детали городского быта. Сандро Боттичелли (1445— 1510) создает одухотворенные образы на основе античной мифологии (картины «Весна», «Рождение Венеры» и др.). Крупнейшим художником умбрийской школы был Пьеро делла Франческа (между 1416 и 1420—1492). Его станковые картины и фрески отличаются строгой архитектоникой, монументализацией образов. Он доводит до совершенства перспективное построение своих работ. К умбрийской школе принадлежали Перуджино и Пинту-риккьо — мастера пространственных композиций с поэтическими пейзажными формами. В североитальянской живописи выделяется творчество Андреа Мантеньи: четкие формы, героизация образов его фресок навеяны римской античностью. Венецианская школа живописи XV в. дала имена выдающихся художников — Анто-нелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, создававших выразительные портреты, многофигурные композиции, торжественные и в то же время изобилующие деталями венецианского быта.

В живописи, графике, скульптуре, медальерном искусстве широко распространился жанр портрета, тесно связанный с гуманистическими идеями. Если в коллективном портрете первой половины XV в. заметно влияние идей гражданского гуманизма, то для последующих десятилетий более характерен индивидуальный портрет, отражавший гуманистический идеал человека, интерес к личности. Процесс взаимообогащения ренессансного искусства и гуманизма проявился и в развитии эстетических идей — их выдвигали не только гуманисты, но и многие художники.

Развитие наук. Раннее Возрождение в Италии было ознаменовано бурным подъемом не только искусства, но и наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей — этике — сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия. Этой общей для всех направлений позиции не противоречили по-разному трактуемые Бруни или Валлой, Альберти или Пико отдельные этические категории (высшее благо, нравственный идеал, добродетели и т.д.). В этике с ее антифеодальной направленностью наиболее четко обозначился разрыв гуманизма со средневековой традицией. В органическом единстве с этикой складывались и социально-политические концепции гуманизма. Их объединял основополагающий принцип: совершенствование человека и общества взаимообусловлены, главную роль в этом процессе играет просвещение. Рука об руку с этикой шло развитие педагогики и исторической мысли. В педагогике сложилась новая теория воспитания и образования и новая методика преподавания. Педагогика ставила целью воспитание свободной, высоконравственной личности, всесторонне развитой, способной раскрыть все свои природные задатки в творческом труде на благо себе и обществу. Обучение строилось на основе уважения к личности ученика, отказа от начетничества, привития навыков самостоятельного мышления. В развитие педагогических идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти, Пальмиери, выдающиеся педагоги-практики Гварино да Верона и Витторино да Фельтре.

В историографии Возрождения также наметился решительный отход от средневекового понимания исторического процесса как провиденциально заданного. Гуманисты рассматривали историю как процесс спонтанного развития, в котором активная сила — сам человек. Для гуманистической историографии характерно и критическое отношение к историческому источнику. В истории, следуя античной традиции, гуманисты видели «наставницу жизни», черпали в ней аргументацию для обоснования политической практики своего времени и для своих социально-этических концепций. Сочинения по истории Флоренции Бруни, Поджо и других гуманистов имели четкую пропагандистскую направленность: политическим идеалом, с точки зрения которого они оценивали события флорентийского средневековья, была пополанская республика. Венецианские гуманисты М.-А. Сабеллико и Б. Джустиниани связывали общественный идеал с раннесредневековой Венецией, доказывали преемственность патрицианской республики XV в. с ее далеким прошлым. Апологетической была и миланская гуманистическая историография: ее представители обосновывали идею величия древнего Милана, унаследованного родом его правителей — Висконти. Все гуманисты искали в древней истории примеры «хорошо устроенного» общества и государства, проецируя его в современность. В то же время в ренессансной историографии наметилась четкая тенденция к опровержению мифов, созданных средневековыми хронистами. Так, Салютати и Бруни ищут «достоверные» данные о времени возникновения Флоренции, опираясь на лингвистику, археологию, свидетельства римских историков, и относят основание города не к эпохе Цезаря, а к более ранним векам республиканского Рима. На этом строилась их идея о Флоренции как непосредственной преемнице республиканских свобод. Отсюда и практический политический вывод — именно Флоренция должна стать носительницей свободы, лидером всех городов-республик в их борьбе с агрессией Милана. История становится важным орудием политической борьбы, основанным на рациональных доказательствах.

Качественный сдвиг произошел к концу XV в. и в развитии филологии. Усилиями гуманистов, разыскивавших, переводивших и комментировавших рукописи древних авторов, круг их, доступный современникам, был значительно расширен по сравнению со средневековьем. Важным завоеванием гуманистической филологии стал критический метод изучения истории литературы, разработанный Валлой и особенно Анджело Полициано — крупнейшим поэтом и филологом последних десятилетий XV в. Большое значение гуманисты придавали риторике, в которой видели надежное средство выражения философских и социально-политических идей, воспитывающих общество в духе высокой морали.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расширили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Технические изобретения (см. гл. 19) стимулировали прогресс в области наук о природе, которые к концу XV в. уверенно набирали силу. Особенно заметными были успехи математики — они находили применение не только в сфере самого естествознания, но и в практике коммерческого делопроизводства (более совершенная система счетоводства, «двойная бухгалтерия», новые формы кредита, вексель и т. д.), в строительном деле, в изобразительном искусстве. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445— 1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, теории бухгалтерского учета, а его знаменитый труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитекторов. Важным завоеванием науки были и таблицы планет, составленные немецким астрономом и математиком И. Мюллером (Региомонтаном). Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим открытиям. Качественные сдвиги произошли и в области медицины, опиравшейся на эксперимент, начавшей практиковать препарирование трупов, чему многие столетия препятствовала церковь. Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1445 г.). Оно стало одной из важных технических основ бурного подъема ренессансной культуры в конце XV — начале XVI в.

 

Хронологическая таблица

 

9 г. н. э. Поражение римлян в Тевтобургском лесу.

166—180 Маркоманская война.

269 . Поражение готов при Наиссусе.

284—305 Император Диоклетиан.

IV—VI вв. Массовая миграция варварских племен. «Великое переселение народов».

IV в. Нашествие гуннов в Причерноморье.

306—337 Император Константин I.

313 Медиоланский (Миланский) эдикт Лициния и Константина I.

325 Первый Вселенский собор в Никее.

330 Перенесение столицы империи из Рима в Византии (Константинополь) .

354—430 Аврелий Августин.

370-е гг. Вторжение гуннов в Европу и разгром ими готов.

378 Битва при Адрианополе. Победа вестготов над римской армией.

381 Второй Вселенский собор в Константинополе.

395 Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

406—442 Вторжения вандалов на территорию Римской империи.

410 Взятие Рима вестготами Алариха.

418 — начало УШ в. Государство вестготов.

429—439 Завоевание вандалами Северной Африки.

431 Третий Вселенский собор в Эфесе.

439—534 Королевство вандалов в Северной Африке.

середина V — начало VII в. Образование англосаксонских королевств.

451 Разгром гуннов в битве при Мауриаке (Каталаунские поля).

451 Четвертый Вселенский собор в Халкидоне.

455 Захват и разграбление Рима вандалами.

457—534 Бургундское королевство со столицей в Лионе.

476 Падение Западной Римской империи.

480—525 Северин Боэций.

481—511 Хлодвиг, вождь и король франков.

486 Битва при Суассоне. Разгром римлян Северной Галлии салическими франками. Основание Франкского королевства.

486—751 Династия Меровингов во Франкском королевстве.

493—555 Остготское королевство в Италии.

начало VI в. «Салическая правда».

507 Битва при Пуатье. Разгром вестготов салическими франками. Завоевание Аквитании.

527—565 Юстиниан I, византийский император.

528—534 «Свод гражданского права» в Византии. 532 Восстание «Ника» в Константинополе.

535—555 Война Византии с остготами. Завоевание остготского королевства.

536 Завоевание франками Прованса. 540—562 Войны Византии с Ираном.

541—552 Правление Тотилы в Остготском королевстве.

554 «Прагматическая санкция» Юстиниана I.

560-е годы Образование Аварского каганата на Среднем Дунае.

568—774 Королевство лангобардов в Италии.

около 570—636 Исидор Севильский.

585 Разгром свевов вестготами.

590—604 Римский папа Григорий I Великий.

конец VI—VII в. Заселение славянами Балканского полуострова.

610—641 Ираклий, византийский император.

709—714 Завоевание Испании арабами.

715—741 Карл Мартелл, майордом Франкского государства.

717—867 Исаврийская династия в Византии.

717—741 Лев III Исавр, византийский император.

718—1492 Период Реконкисты в Испании.

718 Образование королевства Астурия в Испании.

726—843 Иконоборческое движение в Византии.

732 Битва при Пуатье. Победа франков над арабами.

740 Победа византийцев над арабами в битве при Акроине.

741—768 Пипин Короткий, майордом, с 751 г. король Франкского государства.

751—843 Династия Каролингов в едином Франкском государстве.

756 Образование Папского государства.

768—814 Правление Карла Великого.

772—804 Войны Карла Великого в Саксонии.

774 Завоевание Карлом Великим Лангобардского королевства.

787 Седьмой Вселенский собор в Никее. Осуждение иконоборчества.

788—803 Франко-аварские войны.

800 Коронование Карла Великого императором.

814—840 Людовик Благочестивый.

820—823 Восстание Фомы Славянина в Византии.

829 Объединение англосаксонских королевств в государство Англия.

841—842 Восстание Стеллинга в Саксонии.

843 Верденский договор. Раздел империи Карла Великого.

847 «Мерсенский капитулярий» Карла Лысого.

855 Распад государства Лотаря. Образование королевств Италия, Прованс и Лотарингия. середина IX в. — 872 Республика павликиан с центром в Тефрике.

867—1056 Македонская династия в Византии. 867—886 Василий I, византийский император. 870 Начало заселения Исландии норвежцами.

871—899 (900) Правление Альфреда Великого в Англии. X—XI вв. Клюнийская реформа.

904 Разграбление арабами Фессалоники.

919—1024 Саксонская династия в Германии.

919—936 Правление Генриха I в Германии.

932 Крестьянское восстание Василия «Медной руки» в Византии.

936—973 Правление Оттона I в Германии.

951 Захват Оттоном I Ломбардии

955 Битва на реке Лех. Разгром венгров немецкими и чешскими войсками.

962 Коронование в Риме германского короля Оттона I император ской короной и образование так называемой Римской империи.

976—1025 Василий II «Болгаробойца», византийский император.

980-е годы Открытие Гренландии и островов Северной Америки норвежцами и исландцами.

987—1328 Династия Капетингов во Франции.

997—1301 Династия Арпадов в Венгрии.

997—1038 Иштван I Святой, король Венгрии (с 1001 г.)

около 1000 г. Образование Венгерского королевства.

1016—1035 Кнут Великий, король Англии, Дании и Норвегии.

1018 Завоевание Болгарии Византией.

1024—1125 Франконская (Салическая) династия в Германии.

1030—1091 Завоевание норманнами Южной Италии и Сицилии.

1033 Присоединение королевства Бургундии (Арелат) к Германии.

1037 Образование королевства Кастилия в Испании.

1054 Разделение христианской церкви на Западную (римско-католическую) и Восточную (греко-православную).

1056—1106 Правление Генриха IV в Германии.

1059 Латеранский собор в Риме. Установление нового порядка выбора римского папы.

1066 Битва при Гастингсе. Нормандское завоевание Англии.

1066—1087 Вильгельм I Завоеватель, английский король.

1071 Битва при Манцикерте. Разгром византийской армии турками-сельджуками.

1073—1075 Саксонское восстание.

1073—1085 Папа Григорий VII.

1075 «Диктат папы».

1077 Капитуляция германского императора Генриха IV перед папой Григорием VII в Каноссе.

1079—1142 Пьер Абеляр.

1081 —1118 Алексей I Комнин, византийский император.

1085 Отвоевание испанцами Толедо у арабов.

1085 «Солсберийская присяга».

1086 «Книга Страшного суда» в Англии.

1095 Клермонский собор.

1096—1270 Крестовые походы.

1096 Крестовый поход крестьян.

1096—1099 Первый крестовый поход.

1099 Захват крестоносцами Иерусалима.

1118—1143 Иоанн II Комнин, византийский император.

1122 Вормский конкордат.

1130—1282 Сицилийское королевство.

1137 Уния Каталонии и Арагона.

1138—1254 Династия Гогенштауфенов в Германии.

1139 Образование Португальского королевства.

1143—1155 Антипапское восстание в Риме под руководством Арнольда Брешианского. Римская республика.

1143—1180 Мануил I Комнин, византийский император.

1147—1149 Второй крестовый поход.

1152—1190 Фридрих I Барбаросса, германский император.

1154—1189 Генрих II Плантагенет, английский король.

1154—1399 Династия Плантагенетов в Англии.

1158 Ронкальский сейм. Ликвидация независимости североиталь янских городов.

1162 Взятие Милана Фридрихом I Барбароссой.

1167 Образование Ломбардской лиги городов Италии.

1169—1171 Начало завоевания Ирландии Англией.

1174—1184 Восстание биркебейнеров в Норвегии.

1176 Битва при Мириокефале. Разгром византийской армии турками-сельджуками.

1176 Битва при Леньяно. Поражение войск Фридриха I Барба россы.

1180—1223 Филипп II Август, французский король.

1182—1226 Франциск Ассизский.

1183 Мир в Констанце. Восстановление прав самоуправления североитальянских городов.

1184 Отделение Кипра от Византии.

1187 Признание Византией Второго Болгарского царства.

1189—1192 Третий крестовый поход.

1192—1489 Кипрское королевство.

1190 Признание Византией независимости Сербии.

1196 Лондонское восстание.

1198—1216 Папа Иннокентий III.

1199—1216 Правление Иоанна Безземельного в Англии.

1202—1204 Четвертый крестовый поход.

1202—1204 Завоевание Нормандии Филиппом II Августом.

1202—1241 Вальдемар II, король Дании.

1204 Захват крестоносцами Константинополя.

1204—1337 Эпирское царство.

1204—1261 Латинская империя.

1204—1261 Никейская империя.

1204—1461 Трапезундская империя.

1204—1224 Фессалоникское королевство.

1205 — 1456 Герцогство Афинское.

1205 Битва при Адрианополе.

1205—1432 Морейское (Ахейское) княжество.

1209—1229 Альбигойские войны.

1212 Битва при Лас Навас де Толоса. Победа соединенных сил испанских королевств над арабами.

1212—1250 Фридрих II Гогенштауфен, король Сицилии, Германии (с 1216 г.), германский император (с 1220 г.).

1214 Победа французов над англичанами в битвах при Ларош-о- Муане и Бувине.

1215 Великая хартия вольностей.

1217—1221 Пятый крестовый поход.

1222 «Золотая булла» в Венгрии.

1225/26—1274 Фома Аквинский.

1226—1270 Людовик IX, французский король.

1230 Объединение Леона и Кастилии.

1231 «Мельфийские конституции» Фридриха II Гогенштауфена.

1231 «Золотая булла» в Венгрии.

1237 Объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев.

1241 —1242 Монголо-татарское нашествие на Венгрию.

1251 Крестьянское восстание «пастушков» во Франции.

1257 Основание Сорбонны.

1258 «Оксфордские провизии». Установление баронской олигархии в Англии.

1259—1282 Михаил VIII Палеолог, никейский, с 1261 г. — византийский император.

1259 «Вестминстерские провизии».

1261 Восстановление Византийской империи.

1261 —1453 Династия Палеологов в Византии.

1263—1267 Гражданская война в Англии.

1265—1321 Данте Алигьери.

1265 Возникновение английского парламента.

1268—1442 Анжуйская династия в Южной Италии.

1272—1307 Эдуард I, английский король.

1274 Издание первого общенорвежского свода права.

1282 — 1283 Присоединение к Англии Уэльса.

1282 «Сицилийская вечерня». Присоединение Сицилии к Арагону.

1282—1442 Неаполитанское королевство в Южной Италии.

1285—1314 Филипп IV Красивый, французский король.

1291 Образование Швейцарского союза.

1291 Падение Акры. Потеря крестоносцами последних владений на Востоке.

1293 «Установления справедливости» во Флоренции.

1294—1303 Папа Бонифаций VIII.

1297—1360 Григорий Палама.

1298 Битва при Курцоле. начало XIV в. Образование государства Цара Ромынянска.

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции.

1302 Битва при Куртре («Битва шпор»). Победа ополчения фландрских городов над французскими рыцарями.

1304—1374 Франческо Петрарка.

1304—1307 Восстание Дольчино в Северной Италии.

1309—1377 «Авиньонское пленение» пап.

1313—1375 Джованни Боккаччо.

1319—1363 Магнус Эрикссон, король Швеции, Норвегии и Финляндии.

1327—1377 Эдуард III, английский король.

1328 Признание Англией независимости Шотландии.

1328—1589 Династия Валуа во Франции.

1331 —1406 Колюччо Салютати.

1337—1453 Столетняя война между Англией и Францией.

1341—1355 Гражданская война в Византии.

1342—1349 Движение зилотов в Византии.

1345 Движение Чуто Брандини во Флоренции.

1346 Битва при Креси. Победа англичан над французами.

1347 Восстание в Риме под руководством Кола ди Риенцо.

Провозглашение республики в Риме.

1347—1378 Карл IV, германский император и король Чехии (с 1346 г.).

1347—1350 «Черная смерть» в Западной Европе.

1348 Основание Пражского университета.

1348—1352 Война Византии с Генуей.

1349 Начало «рабочего законодательства» в Англии.

1356 Битва при Пуатье.

1356 «Золотая булла» Карла IV Люксембурга.

1356—1358 Парижское восстание.

1358 Жакерия во Франции.

1360 Мир между Англией и Францией в Брстиньи.

1367—1370 Война Ганзы с Данией.

1370 Штральзундский мир. 1370 или

1374—1444 Леонардо Бруни.

1377—1446 Филиппе Брунеллески.

1378—1417 «Великая схизма».

1378 Восстание чомпи во Флоренции.

1380 Битва при Кьодже. Победа венецианского флота над генуэзским.

1381 Восстание Уота Тайлера в Англии.

1381 Объединение Швабского и Рейнского союза городов.

1382—1384 Восстание тюшенов во Франции.

1382 Восстание молотил в Париже.

1382—1387 Восстание тукинов в Северной Италии.

1389 Битва на Косовом поле. Разгром турками сербского войска.

1393 Завоевание турками Болгарского Тырновского царства.

1397 Кальмарская уния Дании, Швеции и Норвегии.

1404—1472 Леон Баттиста Альберти.

1406—1475 Маттео Пальмиери.

1407—1457 Лоренцо Балла.

1410 Битва при Грюнвальде. Разгром войск Тевтонского ордена объединенными силами поляков, русских, литовцев и чехов.

1413 Парижское восстание «кабошьенов».

1414—1418 Констанцкий собор.

1415 Битва при Азенкуре. Победа англичан над французами.

1419—1434 Гуситские войны.

1429 Снятие осады Орлеана французским войском под руковод ством Жанны д'Арк.

1431 —1449 Базельский собор.

1434 Установление тирании Медичи во Флоренции.

1434—1436 Восстание Энгельбректа Энгельбректссона в Швеции.

1435 Первый созыв риксдага в Швеции.

1437—1438 Крестьянское восстание в Трансильвании и северной Венгрии.

1438 Буржская праграматическая санкция.

1438—1445 Ферраро-Флорентийский собор.

1439 Флорентийская уния православной и католической церквей.

1442 Завоевание Неаполитанского королевства Арагоном.

1444 Битва при Варне.

около 1445 Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом.

1445—1510 Сандро Боттичелли.

1450 Восстание Джека Кэда в Англии.

1450—1451 Крестьянское восстание на Балеарских островах.

29 мая 1453 Падение Византийской империи.

1455—1485 Война Алой и Белой розы.

1458—1490 Матьяш Хуньяди (Корвин), король Венгрии.

1460 Завоевание турками Морей.

1461 Завоевание османами Трапезундской империи.

1461—1483 Людовик XI, французский король.

1461 —1485 Йоркская династия в Англии.

1462—1472 Крестьянское восстание в Каталонии.

1466 Торуньский мир. Признание Тевтонским орденом вассальной зависимости от Польши.

1468 Начало сословного представительства в Дании.

1469—1492 Лоренцо Великолепный.

1475 Захват Каффы османами.

1477 Битва при Нанси. Поражение бургундов и гибель Карла Смелого. Раздел бургундских земель между Людовиком XI и Габсбургами.

1479 Объединение Арагона и Кастилии в единое Испанское королевство под властью королей Фердинанда и Изабеллы.

1482—1484 Крестьянское восстание в Каталонии под руководством Педро Дела Салы.

1485 Битва при Босворте. Победа Генриха VII Тюдора над Ричардом III.

1486 Отмена «дурных обычаев» в Каталонии.

1485—1603 Династия Тюдоров в Англии.

1489 Переход Кипра под власть Венеции.

1491 Присоединение Бретани к Франции.

1492 Падение Гранадского эмирата. Завершение Реконкисты.

1492 Открытие Америки Христофором Колумбом.

1494—1498 Римская республика во главе с Савонаролой.

 

 

 

 

 








Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 2459;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.274 сек.