Пол и гендер
Наряду с понятием «гендер» в работах на эту тему используются и производные от него – гендерные отношения, гендерные аспекты, гендерные факторы и т.д. Достаточно часто встречается упрощенный русский эквивалент этих понятий – «социальный пол», «социальные отношения пола».
Главная проблема заключается в том, чтобы точно разграничивать понятияпол и гендер.
При употреблении понятия гендер(и его производных) речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин. В отличие от других научных подходов сформированная на базе этого понятия концепция «гендера» рассматривает мужчину и женщину не в "природном", «естественном» качестве, не как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями, но как человека, то есть существо социальное, со своим особым статусом, особыми социальными интересами, запросами, потребностями, стратегией социального поведения.
Пол же обозначает, в первую очередь, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами. В этой связи Э.Гидденс справедливо отмечает, что «разграничение пола и гендераявляется фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе»[3].
Это внешне простое заключение осваивается с трудом. Ведь первая ассоциация, которая возникает в начале любого обсуждении вопроса о взаимодействии женщин и мужчин, как правило, неизбежно связана с биологией. Так привычнее. Издавна принято считать, что различия в социальных позициях, в обыденном поведении женщин и мужчин определяются их «генами» и «хромосомами», которые, кстати, действительно неодинаковы.
Весь генетический материал любого человека содержится в клетке. В ней обитает двадцать три пары хромосом, последняя из них – двадцать третья – содержит хромосомы пола. У женщин оба элемента этой пары тождественны. Их обозначают как ХХ-хромосомы. У мужчин – данную пару составляют разные элементы. Один из них определяют как Х-, другой как Y-хромосому. Современная наука считает, что эти различия проявляются по достижении половой зрелости женщин и мужчин и дают о себе знать прежде всего в репродуктивной сфере.
Однако многие исследователи по традиции оспаривают эту точку зрения. По их мнению, врожденные биологические различия обуславливают вообще все социальное поведение мужчин и женщин. Мужчины сильнее, энергичнее, агрессивнее женщин. Женщины – пассивные, терпеливые, кроткие. Поэтому мужчины ведут войны, покоряют природу, творят историю и культуру. Женщины же занимаются рутинным домашним трудом и воспитанием детей. Очевидная асимметрия «мужественности» и «женственности», с этой точки зрения, неизбежна, предопределена «природой», а с последней - не поспоришь. Значит недаром родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд в начале ХХ века пришел к сакраментальному заключению: «Анатомия – это судьба».
Такой биологически детерминированный подход к должному «мужскому» и должному «женскому» в течение многих тысячелетий казался единственно возможным. И только сегодня он стал считаться сомнительным. Сторонники гендерного равенства доказывают, что традиционное разведение ролей на «мужские» и «женские», которое принято считать «естественным», обусловленным природными задатками, является результатом определенного типа социализации, воспитания, обучения.
Оно начинается в самом раннем детстве, когда родители совершенно по-разному общаются с мальчиками и девочками, одевают их, предлагают им те или иные игрушки и книжки. На каждом этапе воспитания отрабатываются специфические атрибуты «мужественности» и «женственности». Технология воспитания - лишь один из элементов формирования строго означенной мужской и женской идентичностей. Одновременно стереотипы «мужского» и «женского» закрепляются специальными культурными приемами – через образование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, рекламу, средства массовой информации, телевидение и т.д. Все эти «техники» транслируют идею мужского социального превосходства.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 630;