Гендерные аспекты системы ценностных ориентаций
Ценностные ориентации женщин широко изучались социологами в контексте исследований проблем брачно-семейных отношений, семьи, воспитания детей, и при этом рассматривались главным образом две базовые ценности: оплачиваемый труд и семья, семейная жизнь. И это понятно, поскольку, во-первых, стояла задача «превращения женщины во всесторонне развитую, творческую, социально-активную личность в процессе ее непосредственной общественно-политической работы» [Янкова З.А. Развитие личности женщины в советском обществе / Социол. исслед. 1975. №4.]. А во-вторых, необходим был поиск путей преодоления противоречия между вышеназванными целями и основными ролями женщины в семье, в воспитании детей [Т.М. Караханова. ЦО раб. женщин и исп. вр.].
Вопросы, касающиеся особенностей пола человека и связанных с ними психологических различий, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых, причем особый интерес исследователей вызывает динамика гендерных представлений женщины. Это связано, с одной стороны, с признанием принципа равноправия полов, изменением социальной роли женщины, а с другой — со значительными изменениями представлений о природе мужественности и женственности и полоролевом поведении.
Большинство психологических исследований развития личности женщины выполняется в контексте гендерной социальной психологии. Это предполагает изучение установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия, сомовосприятия, самоуважения, социальных ролей и норм в процессе гендерной социализации.
В процессе социализации становление психолоигческого пола происходит при одновременном влиянии основных составляющих социально-исторического образа жизни: культурно-исторического опыта и факторов, вызвванных социально-экономическими изменениями в образе жизни. Представляется, что влияние последних особенно ярко проявляется в динамике характеристик психологического пола современных женщин. Активная включенность в профессиональную деятельность и социальные отношения, принятие на себя функций профессиональной отвественности, администирования закономерно предполагает постепенное изменение поведенческих схем работающей женщины. В основе этих изменений может лежать определнная специфика соотношения характеристик психологического пола. Можно предположить, что женщины приобретают разный социальный статус под влиянием выбранного ими образа жизни; у них происходит становление определнных характеристик психологического пола, которые в свою очередь определяют специфическое видение реальности [Вопросы психологии].
Ш. Берн в своей книге «Гендерная психология» указывает на то, что с точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Теория нормативного и информационного давления частично объясняет, каким образом мы учимся этим нормам и что заставляет нас придерживаться их.
Гендерные взаимоотношения представляют собой яркий пример того, как социальные нормы усваиваются людьми и влияют на их поведение. Однако интерес социальных психологов вызывает не только это. Большинство из них предполагают, что традиционные гендерные роли ограничивают развитие личности и ведут к социальному неравенству [Ш.Берн, Гендерная психология]. Люди часто говорят: «У мужчин и женщин разные роли, но они равноценны, так зачем же их менять?». Они считают традиционные мужские и женские роли взаимодополняющими и основанными на биологических различиях между мужчинами и женщинами.
Многие из нас воспитаны в убеждении, что место женщины — у домашнего очага, но только 40% женщин проводят дома все свое время (эта цифра включает женщин пенсионного возраста). В Соединенных Штатах количество семей, в которых муж работает, а жена ведет хозяйство и воспитывает двоих или более детей, составляет всего 7% (Duxbury & Higgins, 1991). Хотя на первый взгляд может показаться, что это очень хорошо, когда не надо каждый день ходить на службу, было бы ошибкой считать, что женщина, проводящая целый день дома, мало работает. На самом деле среднестатистическая домохозяйка тратит на работу по дому от 48 до 70 часов в неделю (Hide, 1992). Более того, оплачиваемый труд удовлетворяет не только экономические, но и многие социальные потребности человека, такие, как потребность в признании, уважении, статусе и стимуляции. Человеку, проводящему целый день дома, удовлетворить эти потребности гораздо сложнее.
Также Ш. Берн ссылается на книгу Бетти Фридан (Betty Friedan) «Особый дар женщины» (The Feminine Mystique), вышедшую в 1963-м году. Фридан использовала словосочетание «особый дар женщины», желая подчеркнуть, что общепринятое представление об американской домохозяйке, живущей в пригороде, как об успешной и социально благополучной женщине не всегда является верным.
Трудность, отмечает Фридан, состоит в том, что многие женщины ощущают неудовлетворенность и стыдятся этого, так как знают, что, напротив, они должны чувствовать, насколько им повезло. В интервью с «хранительницами домашнего очага» Фридан обнаружила, что неудовлетворенность ощущают даже те женщины, чьей мечтой всегда была роль жены и матери. Согласно полученым ею данным, основная проблема состоит в том, что женщины в основном обслуживают нужды других, а иметь собственную личность им не полагается. Да, их роль важна, так как позволяет их детям и мужьям достигать чего-то в жизни, но жить в других — это не то же самое, что жить самому. Тем не менее считается, что это и есть присущий женщинам «особый дар», вершина женского бытия. Другая проблема, связанная с ролью «хранительницы домашнего очага», по словам Фридан и тех, кого она опрашивала, состоит в том, что домохозяйка оказывается «выброшенной за борт», она стоит в стороне от важнейших событий в жизни людей и потому не чувствует себя полноценным человеком. «Любовь, дети и дом — это хорошо, но это еще не весь мир, хотя большинство слов, написанных для женщин, говорят, что это именно так» (Friedan, 1963, р. 67).
Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая женщина продолжает нести на себе бремя домашних забот и ответственности за детей. Отработав смену вне дома, женщина приходит домой и работает вторую смену. Многие женщины работают и в то же время несут на себе большинство обязанностей по дому и уходу за детьми. Работающие женщины зарабатывают только около 70% того, что получают мужчины. Рынок рабочей силы разделен «по признаку пола», и большинство видов работ выполняются преимущественно представителями одного или другого пола. Чем больше женщин в какой-либо профессиональной сфере, тем меньшие зарплаты получают занятые в ней работники.
Социологические исследования не подтверждают гипотезу «компенсирующих отличий». Эта гипотеза состоит в том, что женщины получают меньше потому, что они сами выбирают работу с более низкой зарплатой, но зато лучше совместимую с ролью матери. На пути женщин к традиционно «мужским», высоким по статусу и высокооплачиваемым работам поставлено множество барьеров, таких, как завышенные, несущественные для профессиональной деятельности требования к кандидатам, сексуальные преследования на рабочем месте, опыт прошлой дискриминации и принятые в обществе нормы. Обязанности по отношению к дому и семье часто являются препятствием для продвижения женщин по службе, так как из-за этих обязанностей они не всегда могут позволить себе работать во внеурочные часы и ездить в командировки. Однако иногда бывает, что работодатель изначально уверен в том, что домашние и семейные обязанности женщины помешают ее работе на высоком посту, даже если на самом деле это не так [Ш.Берн].
Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что в современных социальных условиях происходит переоценка ценностей и изменение гендерных ролей. Женщины могут выполнять ту же работу, что и мужчиныны, занимать те же должности и одновремено быть хорошими женами и матерями.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1024;