Воспитание как метадеятельность.
Обращаясь к специфическим особенностям воспитания, многие исследователи указывают на то, что оно носит характер «метадеятельности».
Ю. Н. Кулюткин относит этот вывод к деятельности педагога и объясняет его тем, что воспитание — это деятельность по организации других видов деятельности: воспитывать можно через учение, труд, общение, художественное творчество, спорт и т.д., но не существует воспитания в чистом виде; организуя в этих целях деятельность воспитуемого, педагог как бы «надстраивается» над ней.
Н. К. Сергеев в связи с этим замечает, что, «осваивая различные виды деятельности, будущий учитель должен осмысливать их и овладевать ими в плане профессиональном — готовиться к их использованию в целях развития своих воспитанников как ее субъектов и, в конечном счете, субъектов своей жизнедеятельности». Это подчеркивает роль деятельности воспитанника, которую организует педагог, в изменении самого педагога. Этот вывод никак не согласуется с пониманием воспитания как предметной деятельности.
В. В. Сериков под метадеятельностью понимает «личностное “функционирование” индивида», поскольку оно не является какой-либо предметной деятельностью. «Подобно тому, как человек в образовательном процессе овладевает опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, он должен овладеть и опытом “быть личностью”, т.е. опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.)».
Автор выделяет отличия метадеятельности. Во-первых, она «надежно» защищена соответствующими психологическими механизмами. Мир смыслов — это воистину духовный мир, т.е. то, что человек, говоря словами одного литературного героя, «про себя думает», и куда тривиальными способами мы не можем проникнуть.
Вследствие этого, во-вторых, мы не можем этой деятельностью управлять, по крайней мере, традиционными педагогическими средствами. Недоступность и «неуправляемость» этой сферы жизнедеятельности человека вовсе не означает, что ее следует от нести к области чистой иррациональности и вывести за пределы педагогической ответственности общества. Личностный мир человека не менее нуждается в культуре и образованности, чем сферы грамотности, естественнонаучной ориентировки, этикета и т. п.
Деятельность такого рода, согласно Крюковой Е.А., осуществима лишь в особой педагогической среде, в условиях свободного обмена мнениями, идеями, личностной включенности учащихся и учителя в образовательный процесс.
Строя модель метадеятельности, мы пытаемся понять тот необходимый минимум действий, переживаний, рефлексивных актов, через которые должна пройти личность, чтобы быть включенной в педагогический процесс. Если традиционная педагогика связывает педагогическое средство с набором каких-либо мероприятий, предполагая при этом некое внешнее воздействие на ученика, то педагогика личности рассматривает развитие личности как событийный процесс (М. М. Бахтин, В. И. Слободчиков). Это событие описывается понятием «личностно-развивающая ситуация».
Анализируя работу личности над организацией внутреннего мира, Е. А. Крюкова к сфере надпредметной деятельности (метадеятельности) относит следующее:
*действия по определению своих ролей и статуса, функций в социуме;
*оценивание своих достижений;
*проявление критичности в отношении к ценностному содержанию обретаемого опыта (в том числе учебного), выдвижение и апробация собственных ценностных ориентиров;
*актуализация смысла, сопоставление с прежними смыслами;
*рефлексия собственной деятельности, собственно логических предметных компонентов и эмоционально-ценностного плана;
*определение собственной жизненной проблемы и принятие ответственности за ее решение, выдвижение и проверка своей жизненной программы;
*обеспечение автономности и устойчивости своего внутреннего мира.
По мнению Е. А. Крюковой, по сути, предметом метадеятельности является смыслообразование, а своеобразной педагогической функцией — развитие собственно-личностных свойств индивида. В нашем понимании речь идет именно о воспитании как становлении человеческого качества в деятельностном его аспекте. Таким образом, воспитание — это метадеятельность как сознательно упорядоченная активность человека по преобразованию своей ценностно-смысловой сферы.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 4485;