Философия истории. Формы исторического процесса: формации и цивилизации.
Философия истории ставит своей целью определить смысл, сущность, направленность и рамки развития человеческой истории. История предстает перед нами в конкретных фактах, событиях истории отдельных людей, народов, государств, которые живут в конкретном историческом времени, реальном социальном пространстве. Философия истории, следуя за цепью событий, вносит смысл в разрозненные явления.
Существующие философские концепции, рассматривающие историю общества, можно свести к двум основным противоположным подходам: формационному и цивилизационному.
Формационный подход иногда называют стадиальным, унитаристским (от лат. unitas – единство) или унитарно-стадиальным. К позиции формационного подхода в той или иной мере может быть отнесено достаточно значительное число мыслителей. Так, А. Фергюсон выделяет следующие стадии: дикость, варварство, цивилизация. Сюда же можно отнести подразделение истории на охотничье-собирательный, скотоводческий, земледельческий и торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, А. Смит и др.). К. Маркс определяет развитие общественно-экономических формаций как смену ступеней поступательной восходящей всемирной истории человечества на основе выделения экономической жизни как главной детерминанты развития общества. Теоретики постиндустриального общества – Д. Белл, О. Тоффлер, Д. Гелбрейт, Ж. Фурастье – определяют этапы по качеству развития технологии производства.
Независимо от направлений, идеологических и иных позиций различных авторов формационного подхода в понимании истории общества, можно выделить следующие общие положения этого подхода.
1. История рассматривается как всемирная история, целостная и единая для всех регионов, т. е. существует общее русло истории.
2. Историческое развитие имеет поступательный характер; история общества делится на определенные фазы, формации, стадии, закономерные этапы.
3. Те или иные народы или регионы полагаются ведущими, определяющими лицо истории, облик данного ее этапа и направление исторического прогресса.
4. Выделяются прогрессивные и отсталые народы, удел последних – следование по прогрессивному пути, проторенному передовыми народами.
5. Выделяются общие для всех обществ законы развития.
6. Существующий этап развития общества определяется как закономерный, более развитой по сравнению с предшествующими этапами и являющийся переходом, ступенью к еще более прогрессивному этапу развития; результатом развития выступает либо начало «действительной истории», либо общество всеобщего благоденствия, либо «конец истории».
Изначальные предпосылки цивилизационной парадигмы содержатся в концепциях Ф. Гизо и Г. Бокля. Основы теории цивилизационного подхода создавались в значительной мере такими мыслителями как Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби. К их числу с достаточным основанием можно отнести П. Сорокина, Л.Н. Гумилева, С. Хантингтона.
Если в формационном подходе полагается единство человеческой истории, развитие которой имеет поступательный характер, и выделяются общие закономерности развития человечества, то цивилизационный подход имеет во многом противоположные характеристики, а именно:
1) всемирная история складывается из историй отдельных цивилизаций;
2) каждое единичное общество является социальным организмом и имеет свои индивидуальные особенности, которые отличают его от других сообществ;
3) в истории человечества не существует сходных во всем социальных организмов;
4) каждый социальный организм отличается индивидуальностью и неповторимостью своего развития;
5) нет общего для всех «русла цивилизации», поэтому народы не делятся на «прогрессивные» и «отстающие»;
6) нет общих для всех цивилизаций законов развития;
7) каждая цивилизация имеет собственную судьбу и собственные рамки развития, в том числе и временные.
В формационном подходе главной детерминантой развития и основным объектом исследования обычно является материально-духовная сторона общественной жизни; идеально-духовная же сторона, включающая культуру, традиции, считается второстепенной. В цивилизационном подходе каждая цивилизация рассматривается как отдельный социальный организм, в котором материальные и духовные факторы имеют равноценную роль.
Цивилизационный подход – это подход к обществу как к целостному организму. Этот подход отвергает возможность существования лишь одного главного детерминирующего фактора общественной жизни. Не случайно, А. Тойнби подчеркивал, что «... каждое исторически сложившееся культурное пространство есть органическое целое, где все составные части взаимозависимы, так что при отделении одной из частей и сама эта часть, и оставшееся нарушенное целое ведет себя иначе, нежели в исконном состоянии»[141]. В цивилизационном подходе не существует общей цели истории, так как отдельные цивилизации развивают в разной степени различные стороны деятельности человека. Цивилизационный подход в этой связи характеризуется гуманистичностью, он противостоит унитаризму, который может привести и приводит к исчезновению различных форм проявления человека.
И формационный, и цивилизационный подходы к истории являются односторонними вариантами видения общества. По сути, данные подходы – это различные формы мышления, включающие рассмотрение истории через разные системы категорий и обнаруживающие в истории общества различные стороны. Их одновременное использование позволяет представить объемное видение исторического прогресса.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1646;