Цель научно-познавательной деятельности.
Любая деятельность направляется и регулируется своей целью. Цель ставит субъект, который руководствуется определенными потребностями и ценностями. По этому поводу В.С. Степин пишет: «Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель – на вопрос: что должно быть получено в деятельности? Цель – это идеальный образ продукта. Она воплощается, опредмечивается в продукте, который выступает результатом преобразования предмета деятельности»[30].
Какова цель науки? Получение знаний? Но знания, к тому же весьма ценные, мы получаем и в повседневной жизни, и в приобщении к настоящему искусству, и при чтении произведений великих философов и т.д. Следовательно, необходимо уточнить: каких знаний? В.А. Светлов отвечает так: «Когда человек нуждается в знании законов реальности, в которой он живет и творит, тогда ему требуется научное знание о ней»[31]. Наука давно уже стала главным источником знаний о законах мироздания. Однако многие люди ценят ее прежде всего за практическую полезность и надежность. Как писал Поль Валери, наука – это ансамбль рецептов, которые всегда выполняются.
Почему же выполняются эти рецепты? Один из возможных ответов: «Потому что научные рецепты и прогнозы основаны на объективно истинном знании о природе». Эффективность научного знания определяется и обеспечивается его истинностью, его соответствием объективной реальности.
«Отыскание истины должно быть целью нашей деятельности; это единственная цель, которая достойна ее»[32], – отмечал А. Пуанкаре. Советский философ Э.М. Чудинов утверждал по сути своей тот же тезис: «Истина является целью всей познавательной деятельности человека. <…> Понятие истины выражает самую сущность науки. Без нее нельзя понять структуру, динамику развития и цель научного познания. Стремление к знанию, соответствующему объективному миру, составляет важный мотив деятельности ученых»[33]. Подчеркнем, что оба философа сходятся в понимании цели науки, несмотря на существенные расхождения по другим вопросам.
Известный австрийско-британский философ Карл Поппер (1902-1994) в своей книге «Предположения и опровержения» (1963) отмечал, что «нам нужна не просто истина, мы хотим иметь более глубокую и новую истину. <…> Просто истины нам недостаточно, ибо мы прежде всего ищем ответ на наши проблемы»[34]. С этими свойствами научной истины, отрицать которые невозможно, в концепции Поппера соседствуют тезисы, с которыми нельзя согласиться, поскольку они близки к позициям скептицизма и релятивизма.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 960;