Перемены в базисных отраслях промышленности
Некоторое время назад министру целлюлозно-бумажной промышленности СССР поручили поставить особо прочный корд для колес тяжелых реактивных самолетов.
Он выдвинул условие:
- Корд сделаем, если целлюлозу будет отмывать самая чистая вода на нашей планете - байкальская.
Когда обратились за консультацией к науке, один из академиков подтвердил безопасность для природы Байкала этого производства.
Проектировщики будущего завода заверяли: все сделаем, чтобы озеро не пострадало.
За Байкал вступились научные и общественные силы, потому что, несмотря на заверения проектировщиков, озеро страдало от построенного на его берегу завода. Угроза Байкалу, в котором сосредоточена пятая часть мировых запасов пресной воды, всколыхнула всех защитников природы на планете.
Полумеры, срочно принятые на заводе под давлением общественных сил, не могут полностью обезопасить озеро. Строительством завода мы переступили границу, за которой природа начинает умирать.
Где предел развитию производства, предел, поставленный самой природой? В 1971 г. вышла книга американского профессора Денниса Медоуза “Пределы роста”, написанная им по заказу “Римского клуба” - собрания выдающихся ученых для обсуждения злободневных проблем мира.
Медоуз призывает изменить хозяйственную стратегию человечества, учесть, что размеры Земли и ее ресурсы ограничены; ее возможности перерабатывать отходы и приносить урожаи тоже не беспредельны. К сожалению, многие газеты и журналы сопровождали рецензии на книгу Медоуза ироническими заголовками: “Будущее скоро минует нас”, “Второе пришествие в 2040 году!”. Ученого обвиняли в нарушении социального мира, поскольку усматривали в его прогнозе призыв к ограничению производства, а следовательно, и массовую безработицу (хотя нигде в своей книге он не говорит о “нулевом росте”). Но у Медоуза были и более дальновидные, вдумчивые читатели. Именно они после выхода книги организовались в партии “зеленых” и группы охраны природы. Тогда же возник “Гринпис”.
Прошло более двадцати лет после выхода книги, и Медоуз получил возможность проверить, какой путь прошло за это время человечество. В ту же компьютерную модель, что послужила для первой книги, были заложены данные - за 1990г., и компьютер нарисовал современный портрет человечества и планеты. В нем, к сожалению, сохранились многие старые черты: миллионы нищенствующих в развивающихся странах, гигантские выбросы промышленности и бытовые отходы стали еще больше. Но появились и новые штрихи, вселяющие оптимизм.
Воспользуемся данными из книги Медоуза, цифрами производства из других источников, а также примерами новой технологии, имеющими, на взгляд экспертов, перспективу в будущем.
Сдвиги очевидны. Более эффективно стала использоваться электроэнергия: уменьшилась удельная энергоемкость продукции и транспорта. Этому немало способствовал нефтяной кризис 1973 г. В ближайшие десятилетия можно ждать практического освоения термоядерного производства энергии. Открыты новые, возобновляемые источники энергии - фотохимические, дающие "чистое" химическое топливо, так называемый синтез-газ: смесь водорода и угарного газа. Заметно снижаются выработка и использование стали - материала, требующего много сырья и энергии.
Данные таблицы показывают, как в трех наиболее развитых странах на протяжении полутора десятков лет изменялось количество выплавляемой стали (млн. т).
Страна | 1973 | 1980 | 1982 | 1985 | 1989 |
США | |||||
Япония | |||||
Германия (ФРГ) |
В США за 1978- 1985 гг. остановлено 17 металлургических заводов с -полным циклом. В странах общего рынка количество выплавляемой стали снизилось на 15%. В Западной Европе, и в Японии не используют теперь традиционные в металлургии мартеновские печи, которые дают особенно много вредных выбросов в атмосферу. В США сегодня только 15% стали получают в мартенах. К сожалению, в странах СНГ этот процент равен 55.
Все меньшую долю в готовой продукции занимают черные металлы. В 1989 г. в США она составляла 6,5%, в Японии - 8,4, в ФРГ - 7,5%.
В Германии натжраине Эссена стоит несколько мрачноватая вилла “Хюгель” - резиденция Круппов, бывших владельцев знаменитых заводов, “пушечных королей”. Перед виллой как символ прочнейшего металла и мощной техники установлен гигантский пароходный винт. Может быть, он высится там и поныне, но сейчас в характеристике продукций концерна уже не металлургия стоит на первом месте, а точное приборостроение, электроника, пластмассы и лишь затем металлургия.
Не только чугун и всевозможные стали все меньше нужны промышленности и человеку. То же и с медью, на которой еще пока держится вся электротехника, вся связь. Во-первых, происходят революционные перевороты в способах извлечения этого металла из руды. В некоторых странах это делают бактерии, притом в промышленных масштабах. Производство обходится без высоких температур, без ядовитых дымов и всего того, что грубо нарушает экологию и делает медеплавильный завод всюду крайне нежелательным соседом.
В США уже сейчас 5% меди получают с помощью бактерий. Да и потребность в меди сильно сокращается, скажем, в телефонных проводах и других средствах связи металл заменяют стеклянные нити-световоды. Спутниковая связь, охватывающая всю планету, обходится вообще без каких-либо проводов.
В среднем в мире за год на каждого жителя планеты добывают 20- 30 т минерального сырья. В конечную продукцию от этого переходит лишь 3%. Даже неспециалисту ясно, что ничтожный полезный выход свидетельствует скорее о неумении производственников, чем о неизбежности "переворошить" всю планету. Еще не научились достаточно комплексно использовать Минералы, во многих случаях примитивна технология, родившаяся, может быть, еще до нашей эры. Мало используются повторные циклы (например, отработавший полиэтилен можно превратить в сырье для изготовления дренажных труб, цветочных горшков, строительных деталей и т.п.).
Появились электростанции, эффективно использующие энергию топлива: природный газ вначале сгорает в газовых турбинах, затем горячие продукты горения дают пар для паровой, турбины. В результате повышается коэффициент использования энергии газа и значительно меньше вредных веществ выбрасывается в окружающую среду.
Деннис Медоуз для своей второй книги произвел расчеты множества вариантов дальнейшего пути человечества. В модели были заложены данные сегодняшних соотношений используемых природных ресурсов, промышленной продукции, производства продуктов питания, загрязнения среды. Каждый жизненно важный ресурс Медоуз подверг анализу - какие нагрузки он в состоянии выдержать. Это касалось запасов минерального сырья, пресной воды, первичной продукции сельского хозяйства, состояния лесов как поставщиков кислорода и древесины, учитывались все пригодные для растениеводства земельные площади.
Некоторые модели обещают закат человечества, недостаток пищи и губительное для природы загрязнение.
Однако одна из них вселяет надежды. Человечество, по этой модели, где-то в пределах 2030-2040 гг. достигнет максимальной численности и дальше будет в состоянии поддерживать ее примерно на этом уровне. Главные требования стратегии этой модели: экономное расходование ресурсов, достаток продуктов питания и бережное отношение к природе.
В состоянии ли человечество выполнять такие требования? По поводу ресурсов мы уже говорили: промышленность продолжает искать и находит новые более эффективные пути. В прямой зависимости от этого находится масса промышленных и бытовых отходов.
Наибольшие сомнения вызывает возможность производства сельскохозяйственной продукции в достаточных количествах. Ведь известие?, что пояс пустынь на Земле расширяется, что засухи, особенно в Африке, становятся все более жестокими и губят посевы по многу лет подряд. Парниковый эффект, вызванный загрязнением атмосферы, грозит сделать засушливыми и ныне плодородные земли. Можно ли рассчитывать на такие урожаи, которые прокормят увеличивающееся человечество?
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1031;