ТЕМа 2. Естественнонаучные основы психологии
Ключевые слова: психика и мозг человека; эволюция условно-рефлекторного понимания психики; основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением; локализация психических явлений и определенные структуры мозга; асимметрия мозга; анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека; генетические корни психики и поведения; проблемы генотипического и средового, биологического и социального в детерминации психического и поведенческого развития человека.
Предметом психологии, как Вам уже известно, является психика. Психика – свойство высокоорганизованной материи. Это положение мы должны осветить подробнее и показать, что вне этой высокоорганизованной материи (головного мозга) невозможны образы, мысли, чувства и переживания, способность к самоконтролю и саморегуляции.
2.1 Сердце или мозг: орган психики (души)
Ответ на вопрос о природе психического искали во все времена. Он занимал умы мыслителей, естествоиспытателей древности, эпохи Возрождения, Нового времени, в прошлое и нынешнее столетия, на Востоке и на Западе.
В древние времена наличием души объяснялось все, что отличает живую материю от материи косной. Душа представлялась как некая субстанция, проникающая в тело, оживляющая его, и наоборот, покидающая тело со смертью. Решая проблему «тело-душа», древние мыслители, врачи ставили вопрос о месте обитании души в теле. Именно это место (орган) определялось как самое важное, как центр управления всеми функциями живого организма, как центр, куда стекается вся информация, где зарождаются образы, мысли, чувства. И здесь приоритеты расставлялись по-разному. Между собой в то время конкурировали две схемы психической деятельности: «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая» (Соколова, 1995; Ярошевский, 1998).
«Сердцецентрическая» схема. Сторонники этой схемы считали сердце местом пребывания души, центром мышления. До наших дней дошли, например, описания процедуры бальзамирования в древнем Египте. Мозг упоминается в них как самостоятельная субстанция, заключенная в черепе, которую в процессе бальзамирования вычерпывали по кусочкам через носовую полость. Сердце же либо оставляли в теле, либо помещали с другими органами в специальный сосуд для вечного хранения. По мнению древних египтян, сердцем и языком ведает «вселенский архитектор» – бог Птах. Поэтому они и рассматривали деятельность сердца как условие «всякого сознания».
В данном контексте интересны представления древнегреческого философа Аристотеля. Душа по Аристотелю не привносится извне, а является функцией тела, способом организации живой материи. Главным органом тела философ называл сердце. Оно является источником жизни, чувств, движения, средоточием разума и главным «командным пунктом» регулирования деятельности всего организма. Мозг же, по мнению Аристотеля, это влажный, холодный, бескровный, нечувствительный орган, в функции которого входит остужать слишком сильный «жар крови».
Существование «сердцецентрической» схемы можно объяснить гуморальной направленностью мышления в древности. Так, кровь рассматривалась в то время как основной элемент тела, а кровообращению отводилась решающая роль в жизнедеятельности организма. Считалось, что кровь несет в себе как жизненное, так и духовное начало. Благодаря этому обеспечивается активность организма и возможность осуществления им сознательных функций (Соколова, 1995).
И сегодня мы можем найти в языке выражения, указывающие на особую значимость сердца как органа психической жизнедеятельности. Например, «сердечный человек», «сердечные муки», «на сердце легко», «душа поет, а сердце плачет», «стрелы амура попадают нам прямо в сердце». Многие религии, в том числе и христианство, можно уличить в пристрастии к «сердцецентрической» схеме. Ведь непременным условием принятия проповедуемых ими истин является необходимость пропустить их через сердце, как говориться «поверить сердцем».
В современной науке сердце рассматривается как орган, важный для жизнедеятельности организма, но непосредственно не связанный с обеспечением психического функционирования. В коррелятивной психофизиологии, а также прикладной (н-р, детекция лжи) была показана связь между реакцией человека на эмоционально заряженные, «вызывающие беспокойство» стимулы и активацией сердечно-сосудистой системы. Из житейского опыта нам хорошо известно, что, когда мы волнуемся, находимся в стрессовой ситуации, ритм сердечных сокращений повышается, мы можем даже покраснеть или, наоборот, побледнеть. Для современной науки является очевидным объяснение учащения ритма сердца при стрессе влиянием симпатической нервной системы.
«Мозгоцентрическая» схема. Свидетельства в пользу нервизма были получены еще в древности. Древнегреческий врач и философ Алкмеон одним из первых обнаружил нервы главнейших органов чувств и проследил их пути в мозг. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к выводу, что важнейшим органом тела, «седалищем души и сознания» является головной мозг. Так начинает складываться «мозгоцентрическая» схема, которая, по мере накопления эмпирических фактов, получает всеобщее признание (Соколова, 1995).
В числе сторонников данной схемы были приверженцы как материалистических (Демокрит), так и идеалистических (Платон) представлений о природе души. Основоположник объективного идеализма древнегреческий философ Платон поместил в головной мозг высшую идеально-умственную душу. Свой выбор он обосновывал следующим образом: 1) голова занимает царственное положение, находится ближе к небесам, что дает ей возможность созерцать «мир идей»; 2) голова имеет наиболее совершенную форму – шар; 3) кости черепа – надежная защита для души (Соколова, 1995).
В современной науке предпочтение отдано последовательному рассмотрению психических и физиологических процессов с позиций монистического материализма, т.е. как исходящих из одного начала, единой основы. Возникает вопрос: что же это за единый процесс, сторонами которого называются физиологические и психические процессы? Сегодня не вызывает сомнения, что этот процесс следует связывать с работой вполне материального субстрата – головного мозга.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 856;