Факты и теории
Наука – это комплекс методов и отношений, определяющий то, как мы проводим исследования и собираем информацию.
В данном контексте слово «факт» не совсем подходит: оно подразумевает определенную степень определенности и точности, которые не всегда достижимы в психологии и образовании. В этих областях фактами мы называем простые наблюдения событий, поведения или отношений. Наука предполагает, что эти наблюдения проводятся в контролируемой ситуации; таким образом, любой может провести такие же наблюдения.
Факты (или наблюдения) сами по себе были бы не так ценны, если бы не были организованы, обобщены и упрощены для понимания. А это уже теория. Теория — это набор утверждений, функция которого — объединять и объяснять наблюдения. Например, я, наблюдая, как Роланд Литтлфорк с достойным уважения постоянством отказывается ехать на рыбалку, играть в покер, праздновать Рождество, наряжайся на маскарад в Хеллоуин вместе с нами, вывожу теорию его поведения. Я говорю: «Я выработал теорию поведения Роланда – он не любит коллективных сборищ». Это и будет моей небольшой теорией. Она суммирует и объясняет мои наблюдения. Я бы назвал это наивной теорией или, согласно Гриппину и Питерсу (1984), имплицитной теорией. Наивная, или имплицитная, теория отличается от более формальных теорий одним важным моментом: наивные теории отражают персональные убеждения, которым можно только верить и нельзя проверить; формальные теории поддаются проверке. Недостаточно просто предположить, что психологическая теория учитывает все важнейшие факты и отношения; необходимо, чтобы это можно было установить на практике.
Некоторые теории более полезны, чем другие. Некоторые не отражают действительность должным образом. Например, предположим, что Роланд Литтлфорк регулярно играет в покер с группой Джорджа и что он также принимает все приглашения на встречу. Если бы это было правдой, моя теория о поведении Роланда не соответствовала бы действительности.
Хорошая теория должна отражать все важнейшие элементы, но это лишь одно из требований. Томас (1996) предъявляет несколько других требований: теория хороша, когда она 1) точно отражает наблюдаемое, 2) полезна для практики, 3) с ее помощью можно как предсказывать, так и объяснять события, 4) имеет прикладной характер, 5) внутренне согласована и непротиворечива, 6) не основана на ряде недоказанных предположений. Хорошая теория также должна стимулировать мысль и предоставлять обоснованные объяснения, говорит Томас (1996).
Наиболее полезная теория — это та теория, которая не только объясняет происходящее, но и помогает предсказать события в будущем. Моя наивная теория о Роланде Литтлфорке позволяет мне предсказать его отказ oт приглашений на встречи, не важно, от кого получено приглашение. В данном случае предсказание не точно, так как теория не учитывает ряд фактов (например, то, что он принимает приглашения от других людей). Теория, наилучшим образом соответствующая фактам, поможет сделать более точное предположение о развитии событий.
Критерии хорошей теории:
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 626;