Оценка культурных факторов
Отдельные культуры, как и отдельные личности, уникальны, нет двух культур, которые были бы точным подобием друг друга. Выходя за пределы простого описания или конкретных гипотез, традиционная наука не слишком хорошо справляется с этой уникальностью, предпочитая сосредоточить свое внимание на моментах общности, таких как системы классификации. Чтобы изучить влияние культуры как предпосылки или независимой переменной, исследователи распределили общества по категориям на основе множества признаков. Общества классифицировались в соответствии с моделями проживания (например, патрилокальные, неолокальные),культурными ценностями (например, индивидуализм-коллективизм по Хофстеде — Hofstede, 1980; автономия-устойчивость, иерархия-господство по Шварцу — Schwartz, 1990) и межличностными отношениями (например, горизонтальные/вертикальные по Триандису — Triandis, 1995). При использовании таких классификаций культура может рассматриваться как всеобъемлющая объяснительная схема для множества феноменов или как набор ценностей, норм или установок. В том и в другом случае предполагается, что культура оказывает прямое или опосредованное влияние на поведение (Lonner & Adamopoulos, 1997). Различные системы классификации подвергались критике за то, что носили чрезмерно общий характер и не принимали во внимание ситуационные переменные. Например, в определенных ситуациях человек может вести себя как индивидуалист (на работе), а в других — как коллективист (в семье), что иллюстрирует важность ситуации. Мацумото и его коллеги (Matsumoto, Weissman, Preston, Brown & Kupper-busch, 1997) учли это обстоятельство, сочетая исследование культуры с исследованием ситуации, при оценке поведения индивидов в отношении индивидуализма/ коллективизма в четырех различных социальных контекстах. Подобные тонкости при определении культуры необходимы для более глубокого осмысления того, как культура и конкретные культурные практики влияют на поведение.
Вопросы, связанные с развитием
Будущие исследователи тендерных представлений в различных культурных группах должны обратиться к вопросу, каким образом социальные связи и социальное поведение меняются с возрастом. Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что в ША мальчики в возрасте 2 года 9 месяцев не реагируют на устные запрещения своих товарищей-девочек. Она высказывает предположение, что общение с невосприимчивыми партнерами вызывает неудовольствие девочек, поэтому они избегают мальчиков. Это ведет к тому, что представителям собственного пола отдается предпочтение при выборе товарищей по играм, причем данные о таком предпочтении были выявлены во множестве разных культурных групп (R. L. Munroe et al., 2000). Тем не менее причины такого предпочтения до сих пор не исследовались в кросс-культурном контексте.
Кроме того, Маккоби (Maccoby, 1990) говорит о том, что социальные группы, состоящие из представителей мужского пола, в большей степени интересуются
проблемами лидерства и проникнуты духом соперничества, при этом мальчики часто используют угрозы, командуют и хвастаются своей силой. Девочки, напротив, в большей степени склонны к выражению согласия, они готовы промолчать, чтобы дать своему партнеру возможность высказаться. Маккоби полагает, что процессам, происходящим в семье, придавалось слишком большое значение в формировании соответствующих аспектов поло-ролевого поведения, и подчеркивает при этом значимость влияния групп сверстников. Диапазон вариаций и многообразие взаимоотношений*в семье и отношений со сверстниками, которое наблюдается в разных культурных группах, дает исключительную возможность изучения формирования социально-ролевых тендерных установок. Специалисты по кросс-культурным исследованиям только приступают к исследованию данных вопросов, связанных с формированием социального поведения детей в других обществах.
Выводы
Ввиду количества и разнообразия материала, рассмотренного в данной главе, любые итоговые замечания должны носить самый общий характер. Наибольшее впечатление производит открытие того, что панкультурное сходство в половых и тендерных вопросах является гораздо более ощутимым, чем культурные различия. В самом деле, структуры взаимоотношений мужского и женского пола в разных социальных группах удивительно схожи. Относительно незначительные биологические различия между полами могут усиливаться или смягчаться в ходе культурных практик и социализации, в результате тендерные различия в ролевой ориентации и повелении обычно носят умеренный характер, однако в некоторых случаях являются культурно значимыми. Прибегая к спортивной метафоре, можно сказать, что тендер не создает новой игры в мяч в каждой культуре, однако вносит относительно незначительные изменения в правила очень старой игры в мяч. Следовательно, есть основания говорить о панкультурной модели с некоторыми вариациями, которые определяются влиянием конкретной культуры.
В определенном отношении удивительно, что многие кросс-культурные исследования, касающиеся тендерных проблем, не имеют теоретической базы, хотя существует несколько исследований, согласующихся с различными гипотезами, которые являются производными существующих теорий. Для дальнейшего совершенствования тендерных представлений будущие исследования должны рассмотреть теоретические вопросы, связанные с влиянием культуры на поведение. Лонгитюдные исследования обществ, которые находятся в состоянии стремительного социально-экономического развития, могут быть посвящены вопросу о том, будут ли тендерные представления трансформироваться в том направлении, которое прогнозирует теория.
И наконец, исследования в различных сферах общественной науки и науки, занимающейся изучением поведения, часто проводились в отрыве друг от друга. Немногие исследователи занимались изучением взаимосвязи между культурными практиками, такими как обряды инициации (тема, характерная для антропологов) и развитием личности (тема, которая, как правило, изучается в рамках психологии). В стремлении понять воздействие культуры на поведение антропологи и психологи должны больше учиться друг у друга. Возможно, развивающаяся куль-
турная психология вместе с кросс-культурной психологией поможет навести мосты между разными дисциплинами, признав, что культура функционирует одновременно как независимая и как структурирующая переменная.
Примечания
1. Хотя теория психоанализа и оказала существенное влияние на первые кросс-культурные исследования тендерных различий (см. Burton & Whiting, 1961; Freud, 1939; Mead, 1949; Munroe & Munroe, 1994; R. L. Munroe, Munroe & Whiting, 1981), в последнее время ей уделялось мало внимания, и она не рассматривается в данной главе.
2. Запросы, связанные с переводами Контрольной таблицы прилагательных можно прислать на имя Деборы Бест, Deborah L. Best, Department of Psychology, Box 7778, Wake Forest University, Winston-Salem, NC 27109 или по электронной почте best@wfu.edu.
Часть III
Культура и личность
ГЛАВА 12
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 468;