Культура и контроль
Сузуму Ямагучи
Каким образом индивид контролирует себя, окружающих и свое окружение в процессе повседневной жизни ~ один из центральных вопросов индивидуальной психологии. Всамомделе, как следует из содержания данной главы, исследования традиционной психологии определенно подтверждают, что первичный личный контроль результатов собственной деятельности тесно связан с автономией, индивидуальностью, Я-концепциями и самоуважением. Процессы контроля также весьма важны для Я-конструирования и тесно связаны с основными социальными и культурными ценностными ориентациями, которые имеются в жизни каждого и являются для нас руководящими жизненными принципами.
В этой главе Ямагучи дает великолепный анализ проблемы контроля. Он выходит далеко за рамки элементарных представлений о контроле, обычно излагаемых в традиционной психологии, рассматривая не только непосредственный личный контроль (разновидность контроля, которой, как правило, занимается традиционная психология), но также и три другие разновидности контроля: непрямой контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. Ямагучи предполагает, что эти разновидности контроля преобладают в культурах, в которых гармония межличностных отношений ценится выше, чем автономия и индивидуальность. Он утверждает, что доминирующие в культуре ценностные ориентации способствуют формированию и использованию различных стратегий контроля при стремлении индивида адаптироваться к условиям окружающей среды.
Ямагучи говорит также о двух разных типах объектов контроля — первичных и вторичных — и четырех подвидах каждого из них. В соответствии с его описанием при первичном контроле объектом контроля являются внешние реалии, существующие в физическом и социальном окружении индивида. При вторичном контроле объектом контроля становится сама личность. Раньше в литературе бытовало мнение, что выходцы из Восточной Азии по сравнению с американцами прибегают к первичному контролю реже, чем к вторичному. Однако, по мнению Ямагучи, хотя с теоретической точки зрения это не вызывает сомнений, имеющиеся исследования не подтверждают эти предположения. Ямагучи переосмысливает данные представления и высказывает предположение о том, что первичный контроль имеет функциональное преимущество перед вторичным контролем лишь в том случае, когда индивид нуждается в срочном удовлетворении биологических потребностей или если в рамках определенной культуры психо-
В данную часть книги включены четыре главы, которые посвящены фундаментальным вопросам, объединенным темой личности. На самом деле, однако, многие из проблем, которые рассматриваются в этих главах, выходят за пределы рамок, определенных разделом, включая обсуждение многих базовых психологических процессов, а также вопросы социального характера. Поэтому читателю не стоит искать в этих главах (как и в любых других главах этой книги, если уж речь зашла об этом) материал лишь по одному-единственному направлению психологии.
В главе 12 Ямагучи представляет уникальный глубокий анализ проблем, связанных с контролем, широко понимая его применимость и сферу использования в культурах, в которых автономия и первичный, прямой, личный контроль, возможно, не являются предпочтительным методом контроля. Переосмысливал проблемы контроля, Ямагучи предполагает, что различные культуральные ценности могут приводить к использованию разных стратегий контроля, каждая из которых ведет к достижению психологического благополучия с точки зрения конкретного человека. Значение этих идей для будущих теоретических изысканий и исследований, касающихся личности в различных культурах, огромно.
В главе 13 Пенг, Эймс и Ноулс рассматривают три основных теоретических подхода, которые определили пути развития кросс-культурных исследований умозаключений, и дают обширный обзор исследований в данной области. Они предлагают интегрированную модель, которая является результатом синтеза трех подходов и представляет собой единую универсальную модель влияния культуры на умозаключения, и говорят о потребности интеграции подхода и метода в будущем, если исследования в данной сфере будут развертываться и дальше.
В главе 14 Танака-Мацуми дает подробный обзор кросс-культурной литературы, касающейся психических расстройств и рассматривает эту область исследований в исторической перспективе. Приводя данные, полученные в рамках etic- и emic-подходов и обсуждая преимущества и недостатки каждого из них, она выступает за интеграцию обоих подходов в рамках будущих исследований в области концепций, теории и методики. Она также выступает за то, чтобы культура рассматривалась с точки зрения функционирования в определенном контексте, что будет способствовать развитию кросс-культурной научно-исследовательской работы в данном направлении.
В главе 15 Ли и Сью говорят о монокультурном характере традиционных подходов клинической психологии, несмотря на все более глубокое понимание важности фактора культуры при оценке, в психопатологии и в процессе лечения. Сделанный ими обзор проблем, касающихся тестирования и лечения, — единственный в своем роде, при этом они выступают за интеграцию и сближение подходов и дисциплин в ходе дальнейшей работы в данной области с целью более глубокого понимания важности и разностороннего характера фактора культуры в клинической психологии.
Можно лишь повторить, что эти главы дают великолепное представление о перспективах дальнейшей эволюции кросс-культурной психологии и направлениях совершенствования и пересмотра методологических подходов, который необходим для достижения этих перспектив.
ГЛАВА 12
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 567;