Экономические факторы
Экономические факторы, судя по всему, оказывают влияние на культурные практики, связанные с тендерными проблемами. Выкуп за невесту представляет собой разновидность компенсации за экономические потери семьи, которая теряет возможность использовать труд дочери (Heath, 1958), и встречается чаще там, где трудовой вклад дочери является ощутимым. Приданое невеста получает в тех культурах, где доля ее труда в семье относительно невысока.
В соответствии с теорией Кронка (Cronk, 1993), когда родители имеют высокий социально-экономический статус, преимуществами в семье пользуются сыновья, а когда этот статус низок, расположением пользуются дочери. Например, му-когодо в Кении занимают самое низкое положение в региональной иерархии богатства, престижа и, следовательно, в возможности вступить в брак и оставить потомство. Из-за низкого социально-экономического статуса для мужчин мукого-до весьма проблематично найти себе невесту, поскольку у них нет средств, чтобы заплатить за нее выкуп. Поскольку мужчина может иметь столько жен, сколько позволяют его средства, женщины всегда в дефиците, поэтому женщины мукогодо легко находят себе мужей, часто из более обеспеченных и обладающих более высоким социальным статусом соседей.
Экономические условия могут привести и к тендерным предубеждениями в отношении родителей к детям. Соотношение рождений мальчиков и девочек у мукогодо является обычным, но перепись населения 1986 года показала, что на 98 девочек в возрасте до 4 лет приходится только 66 мальчиков. Хотя данные об уничтожении младенцев мужского пола отсутствуют, очевидно, что более высокий уровень смертности мальчиков связан с предпочтением, которое оказывается девочкам. По сравнению с мальчиками, девочек дольше не отнимают от груди, обычно лучше кормят и чаще показывают врачу. Родители больше вкладывают в тех Детей, на которых возлагают больше надежд на улучшение материального положения или продолжение рода (Trivers & Willard, 1973).
У кочующих в Пакистане и северной Индии каньяр женщины обеспечивают более половины дс&ода большинства семей, занимают доминирующее положение в общественной жизни и при решении вопросов личного характера (Cronk, 1993).
Выкуп за невесту весьма высок, и нетрудно понять, почему рождение девочки становится праздником, а появление на свет мальчика встречает куда меньший энтузиазм. Культурные практики такого рода представляют собой полную противоположность тому, что происходит в других традиционных культурах (таких, как Индия, Китай, Турция, Корея), где мальчики высоко ценятся в семье и их рождение — большая радость (Kagitcibasi, 1982). Убийство младенцев женского пола (Krishna-swamy, 1988), избиение жен (Flavia, 1988) и сожжение невест (Ghadially & Kumar 1988) представляют собой культурные практики, свидетельствующие о пренебрежительном отношении к женщинам в ряде традиционных индийских культур. Предпочтение, которое оказывается мальчикам, по-прежнему достаточно ощутимо в США (Oakley, 1980; Pooler, 1991), а также в незападных странах (Hammer, 1970), несмотря на то что многие религиозные традиции и экономические условия, в связи с которыми сформировалось это предпочтение, уже не имеют отношения к современной культуре.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 478;