Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.
В процессе заселения территории Беларуси славянскими племенами(кривичи, дреговичи, радимичи) произошла их ассимиляция с местными балтскими племенами. В результате славянизации балтского населения сложились предпосылки для формирования белорусской народности. Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств
Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности.
Экономической основой образования белоруской народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни, языка, культуры и других признаков, которые характеризуют народность.
Положительное влияние на формирование белоруской народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV – XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремеслянники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.
Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство белорусского народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.
Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие.
С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты белорусского языка появились в памятниках литературы и государственных актах. В XVI в. он становится государственным. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы.
Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого княжества, позже оно распространилось на земли, расположенные в бассейне Западной Двины и Днепра. С конца XVI – начало XVII вв. население этих земель определяло себя «белорусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины». Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине XIX в. Термин «Литва» переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.
Происхождение названия «Белая Русь»:
1.белый цвет обозначал восток.
2. население носило светлую одежду, светлые волосы, глаза, кожа.
3. религия, православная – «чистая»
4. территория не была захвачена ни крестоносцами, ни татарами.
В XIV – XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.
До Кревского соглашения православие было господствующей верой, после него православная церковь начала терять свои позиции. Ягайло издал привилей, который давай дополнительные права католикам. В середине и второй половине 15 века Казимир и Александр уравняли католическую и православную церкви.
Развитие архитектуры было связано с внешнеполитическими условиями. Войны с крестоносцами татарами обусловили необходимость в оборонительных сооружениях. Были построены «замки-кастэли»,соответствующие романскому стилю, в Лиде и Креве. Самым древним и большим является Новогрудский замок, возведение которого шло с 10-11в. В середине 15в. На месте деревянного замка был построен каменный. В 14-15в. На смену романскому стилю приходит готический (остроконечные башни, узкие окна) Например, костёл Святой Троицы возведённый в 1472г. В д.Ишколдь, он представляет собой оборонительный храм. В конце 15-начале 16 Софийский собойр в Полоцке был перестроен в храм-крепость. При поддержке Витовта была построена Сынковичская церковь-крепость.
В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Образцами книжного дела являются Лавришеское и Друцкое евангелия, содержащие миниатюры.
Вывод Таким образом, развитие культуры Беларуси происходило в тесной связи с этническими и государственно-политическими факторами, обусловленными формированием белорусской народности и образованием ВКЛ.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1233;