Тема 3.2. Философия и экологические императивы современной цивилизации

Вопросы

65. Экология в системе культуры. Экологизация науки. Естественнонаучное знание в обществе экологического риска

66. Экологическая этика как моральный императив постнекласической науки. Основные парадигмы и принципы экоэтики. Экологический императив, экологическая ответственность и принцип предосторожности.

67. Глобальная биоэтика как моральный императив постнекласической науки. «Открытые» проблемы и основные принципы биоэтики.

 

Вопрос 65. Экология в системе культуры. Экологизация науки.

Естественнонаучное знание в обществе экологического риска

Глобальная выраженность экологической проблематики существенно повлияла на характер научного знания и всей культуры. Оказалось, что данная проблема не может решаться только одной экологией. Она становится предметом исследования многих естественных и гуманитарных наук. Подобную тенденцию развития науки предвидел ещё В.И.Вернадский. Он отмечал, что рост научного знания в ХХ в. приводит к стиранию граней между отдельными науками, а ученые будут специализироваться не по наукам, а по проблемам. Результатами такой специализации станет получение и обоснование более глубокого знания об изучаемой действительности. Ориентация современного научного знания на решение экологических проблем и обеспечение коэволюции общества и природы сопровождается его экологизацией, использованием в нем экологической парадигмы. Именно проблема коэволюции общества и природы становится центром интеграции экологии с другими областями знания и современных междисциплинарных исследований. (Подробно о концепции коэволюции см. в разделе 1, вопрос 13)

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, исследователи говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемойэтосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках коэволюции актуальной становится проблема экологизации научного знания, использования в нем экологической парадигмы. Экологизация– процесс проникновения в систему регуляции научного знания эколого-этических императивов, предполагающих:

– детерминацию отношения людей к природным объектам не только материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, но и нравственными нормами и принципами;

– экологизацию «традиционных» моральных норм и принципов (долг и совесть по отношению к природе как экологический долг и экологическая совесть);

– появление новых моральных ценностей, минимизирующих устаревшие (полезности и целесообразности);

– образование единой нравственно-экологической ответственности как в производственно-профессиональном, так и бытовом природопользовании;

– постепенную длительную перестройку морального сознания на основе нравственно-экологического образования, воспитания и просвещения.

Свидетельством экологизации современной науки стало образование таких научных дисциплин, как физическая экология, экологическая химия, экологическая география, социальная экология, экологическое право и др. области знания. Экологизация начинает входить в число лидеров современного естествознания, а ее идеи и принципы – включаться в содержание и исследовательские установки других областей знания. Положения современной экологии становятся важнейшим элементом культуры. При этом глобальная выраженность экологической проблемы требует не только коренного изменения стратегии социально-экономического развития общества, но и ставит вопросы перестройки сознания и культуры людей, их нравственности. Без учета социокультурных и нравственных императивов экологическая проблема не может быть успешно решена. Вот почему вопросы формирования экологического сознания и экологической культуры – у отдельной личности и всего общества – имеют сегодня первостепенное значение. Особое место в этом процессе и культурном пространстве постнеклассической науки занимает экофилософия и ее основные направления: биоцентризм и экоцентризм, экофутурология, глубинная экология, экофеминизм и др. (Подробно об основных направлениях экофилософии см. в разделе 1, вопрос 12). Принципиальную значимость приобретает также формирование у людей этического и эстетического отношения к природе. Решение таких вопросов приводит к формированию экологической этики и экологической эстетики.

Включение идей и представлений экологии в естественнонаучные и многие гуманитарные области знания будет способствовать и гуманизации научно-технического прогресса, осуществлению экологических экспертиз функционирующих и вновь строящихся производственных объектов. Это тем более необходимо и актуально, что современное естественнонаучное знание развивается сегодня в условиях т.н. экологического риска.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2209;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.