Внутринаучные ценности и социокультурная детерминация науки.
Одна из актуальных проблем ценностного измерения науки – вопрос о взаимосвязи внутринаучных (когнитивных) ценностей, разделяемых сообществом ученых, и социокультурных ценностей, которые задают фундаментальные приоритеты и цели развития общества на конкретном историческом этапе его существования.
Внутринаучные ценности – это совокупность нормативных предписаний и институциональных императивов, которые выполняют функции организационной интеграции различных научных сообществ и регулируют характерные для них формы исследовательской деятельности. Этот тип ценностных ориентаций называют когнитивными ценностями, поскольку они определяют структурно-содержательные требования, предъявляемые к новым научным знаниям. К ним могут быть отнесены методологические императивы, задающие тот или иной тип научной рациональности в качестве нормативного образца для новой научной теории. Это нормы и ценности, определяющие интерсубъективный и общезначимый статус новых научных результатов: модели объяснения и обоснования знания, стандарты его организации и структуры, логико-методологические требования объективности, непротиворечивости и др.
Внутринаучные ценности детерминируют не только логико-методологические и содержательные аспекты научного поиска, но и формы консолидации и совместной деятельности научных сообществ, корпоративной этики, способов профессионального общения и трансляции знаний. Та или иная совокупность внутринаучных ценностей предписывает ученому определенную модель профессионального поведения и профессиональной ответственности за достоверность и качество результатов научных исследований. Эти ценности составляют основу этоса науки.
Социокультурные ценности укоренены в культуре общества и детерминируют важнейшие императивы социальной жизни. Свои нормативно-регулирующие функции они реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений, разделяемых членами данного сообщества. Отношение к науке, формы её оценки и интерпретации в различных социальных группах и конкретно-исторических типах социума всегда составляли важную часть аксиологического пространства культуры и конституировали различные модели взаимодействия общества и науки.
На протяжении последних четырёх столетий существования науки как базисного компонента в структуре техногенной цивилизации она оценивалась по-разному. В эпоху Просвещения и экспансии научного разума на многие сферы новоевропейской культуры она рассматривалась обществом как безусловное благо, гарант прогресса и социальной справедливости. Затем в связи с кризисными процессами в европейском обществе и разочарованием в программах его модернизации на принципах научно-технической рациональности все более популярной становится идея ценностной нейтральности науки как академической сферы деятельности, преследующей цели постижения истины. Со второй половины XX в. в европейской культуре оформляется система аксиологических характеристик науки, связанная с процессом ее институциализации и обретением ею статуса «большой науки».
В этот период наука оказывает существенное влияние не только на разработку средств человеческой деятельности, но и определяет наиболее актуальные и приоритетные её цели. Выдающиеся представители научного сообщества (А. Эйнштейн, Б. Рассел, В. Вернадский, Д. Сахаров и др.) впервые заявили о необходимости эффективного социального контроля над наукой, чтобы снизить риски научно-технического прогресса и сориентировать его, прежде всего, на необходимость гармоничного диалога человека и природы, обеспечение перспектив выживания человечества в условиях перманентного роста знаний.
Вопрос 60. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
Этика науки и этос науки. Морально-психологический климат
в научных коллективах. Конфликты и пути их разрешения.
Проблема социальной ответственности науки стимулировала интерес к исследованию её социокультурной детерминации, в которой просматриваются две базовые ценности, задающие основные параметры социального восприятия науки. Во-первых, это свобода научного исследования как гарант конструктивно-творческих потенций науки и условие продуцирования в ней необходимых для развития общества интеллектуальных и технологических новаций. Во-вторых, это требование социальной ответственности научного сообщества не только за непосредственный результат исследовательского поиска, но и практическое его использование в различных подсистемах общества. Оценка науки в соответствии с принципом её социальной ответственности приводит к разработке этики науки – нормативной системы принципов и регламентаций научно-познавательной деятельности человека, учитывающих ее специфику.
До середины XX в. проблемы этики науки не являлись объектом систематического изучения. Этические вопросы науки и научного творчества, как правило, обсуждались в форме декларативных призывов к учёным учитывать в своей профессиональной деятельности требования и нормы нравственности. Этические оценки науки и её вклада в развитие современной цивилизации давались без учёта конкретных научных направлений, дисциплин и специализаций. Ситуация радикально меняется, когда экспансия науки затрагивает сферу непосредственного человеческого существования и распространяет своё влияние на биофизиологические, психические и духовные аспекты жизнедеятельности человека. В предметное поле научных исследований вовлекаются так называемые «антропоразмерные» системы, атрибутом которых выступает сам человек в единстве его психофизиологических, социальных и духовно-нравственных характеристик. Актуализируется сфера нравственной компетенции и ответственности ученого не только за полученный результат, но и за формы проведения научных экспериментов и техник манипулирования с объектами. Здесь отчетливо проступает принципиальная граница возможностей науки и научного метода освоения сложных человекоразмерных систем, особенно при планировании и проведении научных исследований в таких областях, как экология, молекулярная биология, биомедицина, генетика и генная инженерия и др.
Сегодня проблема взаимодействия науки и морали охватывает большой круг вопросов, которые широко обсуждаются в научной литературе и публицистике, на симпозиумах и в дискуссиях ученых, вызывают глубокую заинтересованность общественности. В обсуждаемой проблеме можно выделить следующие основные аспекты:
1) нравственные проблемы, связанные с ролью науки в современном обществе, с социальной и моральной ответственностью ученого за научно-технический прогресс, за применение научного знания;
2) нравственные аспекты отношения ученого к своему труду, моральные проблемы собственно научного творчества;
3) проблема нравственных отношений в научном коллективе, требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 2929;