Проблема истины в философии и науке
Еще одной важной проблемой теории познания выступает вопрос о том, возможно ли достижение истины (т.е. достоверного знания) в результате познавательной деятельности. Познание мира имеет смысл лишь в том случае, если мы можем добывать верные знания о нем ― иначе все наши познавательные усилия были бы бессмысленны…
Философские представления об истине прошли долгий путь и к настоящему времени существуют в виде нескольких основных концепций.
Классическая концепция истины берет начало в эпохе античности. Уже древним мыслителям было ясно, что многие вещи и их свойства скрыты от познания. Поиск таких явлений может вести человека как по пути «мнения», так и по пути «истины». Мнение означает преимущественно мнимое знание, которое опирается лишь на наши органы чувств. Истина же связана с достоверным знанием, которое добывается, прежде всего, теоретическим мышлением ― ему вещи «открываются».
На основе такого подхода в античной философии складывается понимание истины как соответствия наших знаний о вещи самой вещи, более или менее полного совпадения между ними. Эта идея была высказана еще Платоном: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, ― лжет». Иными словами, наши представления о вещи могут быть или верны ― и тогда они истинны, или же неверны ― и тогда мы имеем дело с заблуждениями или ложью. Заблуждения, эти «чудовища сознания» (Фома Аквинский) лишь принимаются за истину, но не являются ею; ложь же означает сознательное искажение истины. Соответствие или несоответствие нашего знания вещам устанавливается практикой, которая выступает главным критерием истины.
Классическая концепция характеризует истину по следующим параметрам.
· С точки зрения содержания: истина обладает объективностью. Содержание любого истинного знания о предмете определяется самим предметом ― например, истина «Электроны в атоме движутся вокруг ядра» обусловлена структурой атома.
· С точки зрения полноты знания: истина характеризуется относительностью и абсолютностью. Относительность означает незаконченность, неполноту знания о вещи ― например, современные знания об атоме достоверны, но далеко не исчерпывают его. Абсолютность истины традиционно понимается в двух смыслах: узком ― когда абсолютным считается любое (чаще всего фактическое) знание, которое уже не может быть опровергнуто («В атоме есть ядро и электроны»); широком ― под абсолютной истиной понимается исчерпывающее, законченное знание о предмете. Реально таких знаний не существует, и в этом смысле абсолютная истина означает предел, к которому стремится наше постоянно растущее знание.
· С точки зрения связи истины с условиями познания: истина обладает конкретностью. Истина является истиной, как правило, лишь для вполне конкретных условий. За их пределами она может превратиться в заблуждение ― так, простейшая истина «Вода кипит при 100° С» справедлива лишь в условиях нормального атмосферного давления.
Классическая концепция истины до сих пор является наиболее распространенной. Она хорошо «работает» в повседневных ситуациях: в них довольно легко сравнить наше знание с вещами, убедиться в его истинности и действовать в согласии с ним (так, еще ребенком человек усваивает истину «Огонь обжигает», и она становится для него надежным регулятивом). Вместе с тем с развитием нашего знания о мире и форм человеческой практики становилось очевидным, что классическая концепция далеко не всегда и не во всем соответствует реальному процессу познания. Это в конечном итоге привело к появлению новых концепций истины.
Прагматическая концепция (от греч. «прагма» ― дело, действие) разработана философской школой прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Она исходит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта. «Истиной прагматизм признает то, … что лучше всего "работает" на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к жизни» (У. Джемс)― это инструментальное понимание истины. В такой логике заложена некоторая опасность субъективизма: каждый может считать истинным то, что привело его к успеху, к достижению намеченной цели. Вместе с тем у этой концепции есть и заметное достоинство ― стремление придать проблеме истины реалистический, житейский характер, наполнить ее содержанием, практически значимым для человека.
Когерентная концепция (от лат. «когеренс» ― находящийся в связи) используется преимущественно в научном познании, особенно в тех сферах науки, где весьма трудно сравнивать научные идеи и понятия с реальностью (высшая математика, теоретическая физика и т.п.). Знание здесь считается истинным в том случае, если оно внутренне непротиворечиво, самосогласовано. Правда, внутренняя непротиворечивость знания не всегда означает его совпадение с действительностью.
Плюралистическая концепция (от лат. «плюралис» ― множественный) исходит из сложности познаваемых объектов и приходит поэтому к выводу о наличии не одной, а нескольких (или даже многих) истин об одном и том же явлении. В самом деле, знания о достаточно сложном явлении, полученные различными субъектами, могут по-разному, но в чем-то верно (хотя и частично) отражать его и быть, следовательно, истинными. Поэтому нельзя отдать предпочтение какой-то одной истине ― все они в определенной мере равноправны, и среди них нет «главной» истины. Значит, целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности, когда каждое из его истинных определений следует компенсировать другими, часто даже противоположными утверждениями. Так, истина, что человек является биологическим существом, должна быть дополнена положениями (тоже истинными!) о том, что он выступает в качестве космического, физического, социального, духовного явлений.
Важно отметить, что представления человека о мире далеко не всегда могут быть однозначно распределены по двум полюсам ― истина и заблуждение. Поэтому современная гносеология оперирует и такими понятиями, как степень истины, частичная истина, правдоподобное знание, более или менее ложные суждения и др. Эти характеристики знания отражают степень его приближения к подлинной истине и имеют заметное практическое значение. Так, если высота какой-то горы равна 6 тыс. м, а мы ее оцениваем в 5,5 тыс., то это теоретически и практически лучше, чем если бы мы считали ее равной 4 тыс. м ― хотя оба суждения являются заблуждениями. Кроме того, существуют такие проблемы (в первую очередь ― философские и религиозные), которые не имеют однозначно истинного решения. Например, на вопрос о смысле жизни каждый человек отвечает по-своему, исходя из своих мировоззренческих, ценностных и других жизненных установок, и вряд ли на него можно дать «единственно верный» ответ.
Вопросы и упражнения
1. Что такое гносеология? В чем смысл вопроса о познаваемости мира?
2. Какие варианты ответа на вопрос о познаваемости мира существуют в философии?
3. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Был ли Сократ агностиком?
4. Что такое агностицизм? Выберите правильный ответ.
а) направление в искусстве XIX в.;
б) один из видов политического движения,
в) учение, отрицающее познаваемость мира;
г) форма оптимистического познавательного отношения к миру.
5. Какой смысл заключен в афоризме Ф. Бэкона: «Знание – сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание – сила»?
6. Английский философ 17 в. Т. Гоббс считал, что «незнание причины и правил не так отдаляет людей от достижения их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание, применив его к современным процессам общественной жизни.
7. Согласны ли Вы с высказыванием Ларошфуко: «Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания»? Как можете Вы использовать его в своей жизни?
8. Сопоставьте понятия «объект познания» и «объективная реальность». Как связаны в процессе познания его субъект и объект? Какие модели их взаимодействия выработаны в философии?
9. Что такое истина? Назовите основные концепции истины.
10. Какое свойство истины выражено в словах Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?
11. «Идея истины и добра признавалась всеми народами во все времена; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью или злом для другого народа в другой век» (В.Г. Белинский). На какое свойство истины обращает внимание автор? Прокомментируйте его мысль примерами из реальной действительности.
12. «Нет радостей выше тех, которые доставляют нам изучение истин» (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости?
13. Выберите правильное определение: «Истина это ...»:
а) форма психического состояния личности;
б) знание, которое полезно для человеческих действий;
в) соответствие наших знаний объективной действительности;
г) знание, построенное на основе соглашения между людьми;
д) объективное знание, подтвержденное практикой.
14. Что такое чувственное познание, каковы его возможности? В каких формах оно осуществляется? Какой смысл заключен в высказыванииПаскаля «Чувства в своей практике стали теоретиками»?
15. Что такое рациональное познание, каковы его возможности? Выберите формы рационального познания: а) понятие; б) ощущение; в) суждение; г) умозаключение; д) восприятие; е) представление.
16. В чем смысл концепций сенсуализма и рационализма?
17. Что такое иррациональное познание? Раскройте смысл понятия интуиции.
18. «Мышление является страданием», – говорил Аристотель. Как вы думаете, почему?
19. «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире», – писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете?
20. В работе «О мудрости» Г. Лейбниц рассматривает основные максимы трех видов искусств: искусства хорошо рассуждать, искусства делать открытия, искусства применять то, что мы знаем. Какие из них Вы считаете наиболее необходимыми для достижения мудрости?
Вопрос 35. Понятие науки. Специфика научного познания.
Наука как деятельность и социальный институт
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное
в жизни человека»
А.П. Чехов
«Сущность науки… можно высказать в лаконичном тезисе:
наука есть теория действительности»
М. Хайдеггер
Понятие науки.Проблема определения науки является одной из сложнейших в современных исследованиях по теории познания и философии науки. Существует множество дефиниций науки и научного познания, в каждой из которых в качестве определяющего признака или сущностной характеристики вычленяются: набор специфических познавательных процедур (эксперимент, описание, классификация, объяснение и др.); объектно-предметный характер знаний, получаемых в результате научного исследования; уровень системной организации и обоснованности научных знаний и др. Такой плюрализм методологических ориентаций при определении науки объясняется ее полифункциональностью, поскольку она может интерпретироваться как специфический метод познания, социальный институт, форма накопления знаний и познавательных традиций, фактор развития производства и современных технологий деятельности и др.
Однако как только перед нами встает задача определить науку как уникальный феномен современной культуры в ее целостности и существенных отличиях от таких форм духовно-познавательной деятельности, как мифология, религия, философия, обыденное познание и др., мы сталкиваемся с рядом серьезных логических, концептуальных и предметно-содержательных проблем. Рассмотрим для сравнения две из них — обыденное и научное.
Обыденное познание — это первичная, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлению к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему постоянно. Такие знания обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное знание в них тесно переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого «здравого смысла» воплощен реальный житейский опыт, своеобразная мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально в различных житейских ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания — например, научного: здравый смысл способен усваивать сравнительно простые истины науки и становиться все более теоретизированным. К сожалению, подобное влияние науки на обыденное сознание не столь велико, как хотелось бы: так, одно из исследований показало, что половина опрошенного взрослого населения США не знает, что Земля обращается вокруг Солнца за один год. В целом же обыденное познание всегда ограничено определенными рамками — ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта. Для получения же более глубоких и существенных сведений о реальности необходимо обращение к научному познанию.
Научное познание— это, прежде всего, познание, поэтому оно соответствует всем характеристикам общего процесса познания. Вместе с темнаучное познание (НП) принципиально отличается от обыденного. Научное познание — это познание, направленное на достижение результата, нового не только для данного субъекта, но и для всего человечества. Такое понимание определяет специфику науки и НП.
Во-первых, оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошел специализированную подготовку (например, получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности.
Во-вторых, НП ориентировано на изучение таких явлений (и законов их бытия), которые неизвестны сегодняшней обычной практике.
В-третьих, наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте.
В-четвертых, добытые в научном исследовании знания 1) обладают принципиальной новизной, 2) они обоснованы,3) системно-организованы и 4) выражаются с помощью особого, научного языка.
В-пятых, возникновение и развитие НП нуждается в определенных социокультурных условиях.
Так, НП не могло возникнуть в так называемом традиционном обществе (например, в цивилизациях древнего Востока — Китая, Индии и т.д.), для которого характерны замедленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении и деятельности и т.п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать устоявшимся образцам и нормам, чем искать нетрадиционные подходы и пути познания.
Складывается научное познание в техногенном обществе, предполагающем высокие темпы изменений во всех сферах жизни, что невозможно без постоянного притока новых знаний. Предпосылки такого общества мы находим в культуре Древней Греции. Демократическое устройство общества, свобода гражданина способствовали развитию активной деятельности индивидов, их умению логически обосновывать и отстаивать свою позицию, предлагать новые подходы к решению обсуждаемых проблем. Все это обусловливало поиск новаций во всех видах деятельности — в том числе и в познании (не случайно поэтому именно в Греции зарождается первый образец теоретической науки — геометрия Евклида). Культ человеческого разума, идея его всесилия находят затем свое развитие в культуре европейского Ренессанса, что и способствует становлению профессионального научного познания и возникновению науки Нового времени.
Важнейшие параметры бытия науки как системной целостности определяются ее основными компонентами. В результатенаука предстает в трех ипостасях:
1) наука как форма деятельности;
2) наука как система знаний;
3) наука как социальный институт.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1800;