Девиация как проблема.

Суть проблемы. Девиация – это «неправильное» поведение, поведение не соответствующее ожиданиям субъектов взаимодействия. Феномен появляется в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей. Участники взаимодействия могут по-разному оценивать один и тот же факт поведения в зависимости от того нормативного пространства в котором находятся. Девиация существует в ситуации неоднородности социокультурного пространства общества и личности и значимость (размах) феномена увеличивается по мере увеличения его гетерогенности в силу возрастания социокультурной динамики общества и социокультурной мобильности личности.

Структурно-нормативный аспект проблемы: интерпретация поведения релятивна по отношению к структурным (статусно-групповым) параметрам субъектов взаимодействия. Отдельные социальные группы оценивают один и тот же факт поведения по-разному, в зависимости от тех групповых норм, которые приняты в их группе. Пример – национальные обычаи.

Статусно-нормативный аспект проблемы:интерпретация поведения релятивна по отношению к статусным характеристикам субъектов взаимодействия. Одно и тоже поведение субъектов, обладающих разными статусными характеристиками, оценивается по-разному. Как говорили римляне - «Что позволено Юпитеру, - не позволено быку».

Девиантное поведение возникает в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей (интерпретации различными субъектами социального действия) и не является:

· нарушением статусных конвенциональных норм, т.е. ролевым конфликтом;

· нарушением институциональных норм, т.е. делинквентным поведением.

Социальная значимость проблемы.С различием в интерпретации поведения люди сталкиваются чуть ли не ежечасно. Это порождает недоразумения и проблемы. По мере увеличения социокультурной динамики и релятивизации норм их становится всё больше. Данная ситуация нуждается в регулировании, а значит её необходимо изучать, учиться диагносцировать и прогнозировать. Но наиболее серьёзно в этом плане то, что существуют формы девиантного поведения, которые совершенно нетерпимы с позиции всего общества: суицидальное поведение, аддиктивное поведение, сексуальная девиация и масштабы их растут угрожающе, эти социальные проблемы становятся проблемами всё большего количества людей.

 

8. 2. Подходы к объяснению девиантного поведения:

· Психофизиологический. Основной тезис: существуют биологические предпосылки к девиантному поведению. Варианты объяснения: Ломброзо, Шелдон, Фрейд, генетика (наличие нарушений в хромосомном наборе). Контраргумент тезису: нет прямой корреляции между выделяемыми психофизиологическими факторами и динамикой девиантного поведения.

· Культурологический. Основной тезис: у отдельных групп (категорий) населения формируется устойчивый образ жизни, на базе которого формируются субкультурные нормы, через призму которых и оценивается поведения. Что является нормальным для одной субкультуры, может не являться таковым для другой. Контраргумент тезису: субкультурные нормы – скорее образец, а не обязательная модель поведения; образ жизни – не константная характеристика социокультурного пространства.

· Политологический. Основной тезис: на оценку поведения больших социальных групп серьёзное влияние оказывает позиция, отношение к ним власть имущих. Механизмом такого влияния является «навешивание ярлыков». Контраргумент тезису: данный подход преувеличивает пассивность девиантов; «ярлык» можно повесить только на тех, кто этому не сильно возражает.

Общий недостаток данных подходов: они «не дают основы для определения тех условий, которые стимулируют отклонения от предписанного типа поведения» (Р.Мертон). Другими словами, эти подходы не объясняют статистические колебания девиантного поведения : 1)по различным группам, 2)во времени, 3)по странам и регионам. Таким образом, существуют латентные социетальные факторы, детерминирующие девиантное поведение. Они были изучены социологами в рамках теории аномии.

 

Теория аномии как социологический вариант объяснения девиантного поведения.

Аномия– такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним равнодушно или негативно, происходит релятивизация норм, что является социокультурным фоном возникновения девиантного поведения.

Основной тезис теории:девиантное поведение – симптом социальной дезинтеграции, ситуация, когда нормы утрачивают свою регулятивную функцию, что влечёт за собой разрушение традиционных отношений. Уровень девиантного поведения обратно пропорционален степени социальной интеграции.

Основные теоретические варианты понимания аномии предложили Э.Дюркгейм и Р.Мертон.

Э. Дюркгейм. Аномия – «безнормность», результат перехода от «традиционного» общества к «модернистскому», от «механической солидарности» к «органической солидарности».

Переход от одного типа общества – к другому означает изменение социальной структуры. Основными чертами традиционного общества были: 1)иерархичность, сословность социальной структуры; 2)жёсткость, устойчивость нормативной системы.

Модернистское общество характеризуется: 1)сложной социальной структурой и высоким уровнем социальной мобильности, 2)относительно свободной нормативной системой, высокой степенью свободы личности.

Логика возникновения аномии в ситуации структурного перехода: переход к большим степеням свободы поведения без смены регулятивных механизмов ведёт к аномии и распространению девиантного поведения.

Этапы формирования девиантного поведения:

· Дифференциация труда и расширение на этом фоне возможностей личного выбора занятий;

· Индивидуация: рост инициативности и индивидуальности поведения на фоне расширения возможностей и роста потребностей;

· Ослабление коллективного надзора на фоне индивидуации;

· Релятивизация норм с последующим усилением неопределённости образцов поведения, жизненных планов и целей;

· Ценностно-целевая дезориентация личности и ослабление императивности всех принципов на фоне релятивизации норм;

· Утрата смыслового контекста жизнедеятельности на фоне ценностно-целевой дезориентации.

 

Переход от механической к органической солидарности приводит к разрушению сложившихся (традиционных) механизмов социального контроля.

Механическая солидарность основана на суммативном агрегировании усилий функциональных групп и отдельных членов внутри них. В такой ситуации общество ставило конкретные и чётко фиксированные задачи конкретным группам и социальным слоям. Каждый понимал, что от него ждут и каково его место. Это позволяло ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого сообщества. Для каждого слоя была задана своя нормативность и своя норма потребления социальных благ. Потребности и интересы имели свои пределы.

Органическая солидарность основана на индивидуальном выборе видов и объёме функций, предполагает личностно-сознательное принятие на себя обязательств и ответственности. При этом свои потребности и интересы определяет сама личность. При переходе к органической солидарности происходит разрыв между желаниями и обязательствами. К тому же уровень потребления нормативно не определён. Не наработаны механизмы контроля социальных притязаний и санкции за невыполнение обязательств. В предельном случае возникает ситуация, когда «всё позволено». К тому же не ясны социальные обязательства: кто, кому, что и в каком объёме должен? И что он получит от других? Возможности быстрого и радикального изменения социального положения (даже потенциальные) приводят к усилению динамики потребностей и интересов, которая опережает наработку социально приемлемых способов их реализации и, в конечном счёте, приводит к неудовлетворённости жизнью, желанию её изменить любой ценой, либо даже отказаться от неё.

Р. Мертон. Аномия – конфликт норм, несогласованность между культурно предписанными целями и средствами (возможностями) их достижения.

Социальные факторы девиантного поведения:

· Отсутствие законных, институциональных средств достижения целей;

· Недоступность средств для достижения целей.

Типовые формы поведения в ситуации аномии.

Цель Средства Формы поведения
+ + Конформизм: принятие целей и средств
+ _ Инновация: принятие новых целей и отрицание старых средств (способов) жизнедеятельности
_ + Ритуализм: отсутствие целей при сохранении старых средств (способов) жизнедеятельности
_ _ Ретритизм (эскапизм): отсутствие целей и средств
_ + _ + Мятеж (бунт): отрицание существующих целей и средств с заменой их новыми

 

 

8.4. Закономерности возникновения и протекания девиации:

· Общей основой возникновения девиации является степень социальных различий, а не уровень удовлетворения потребностей; девиантное поведение возникает в ситуации неблагоприятного социального сравнения.

· Другой основой возникновения девиации является социальная неустроенность – несоответствие свойств личности (способностей, уровня развития, социальных претензий и др.) занимаемой социальной позиции. Последняя может быть «ниже» возможностей личности и тогда – бунт, ретритизм, инновация; или – «выше» (напр. посредственность на высокой должности) и тогда – ритуализм в форме бюрократизма.

· Стигматизация – укоренение девиации в результате подавления нежелательных форм поведения силовыми, институциональными методами. В этой связи следует помнить, что помимо институциональной формы социального контроля существуют: внутренний – интернализация положительных норм и ценностей; групповой – идентификация с референтной законопослушной группой; косенный – через расширения доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным и аморальным.

· Реакция девианта на социальное давление различается в зависимости от агента стигматизации; эффективность социального контроля увеличивается в следующем порядке: социальный институт, общественное мнение, референтная группа.

· Какого-либо устойчивого порядка взаимосвязи различных форм девиации не выявлено: возможно как взаимное их усиление, так и взаимное погашение.

· Девиация может быть и позитивной, направленной на социальное творчество.

· Существует динамика девиантных форм поведения: одни формы поведения перестают считаться девиантными (так, например, некоторые формы сексуального поведения, ранее считавшиеся абсолютно неприемлемыми, теперь такими не являются), но появляются формы поведения, которые начинают считаться девиантными (например, курение, загрязнение окружающей среды ).

· В целом, существует тенденция ослабления нормативности, регулирующей личностное поведения; плюрализации стилей жизни, увеличения терпимости к индивидуальным особенностям поведения.

 








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1419;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.