Личность и общество как коммуникативный процесс.
Социальная природа самосознания. Самосознание как «зеркальное Я ». Ч.Кули (1864-1929).
Итак, самосознание – это представления человека о самом себе. Здесь возникают два вопроса, которые первоначально поставил Кули: «Откуда у меня возникают представления о самом себе?», «Зачем оно мне, какую роль, какое значение имеет оно для меня?»
Эти два вопроса отражают два аспекта изучения самосознания генетический и функциональный.
· Генетический аспект. Самосознание – воспринятое отражение меня в других.
Первоначально меня воспринимают другие. Они меня оценивают и сообщают мне своё мнение: жестами, словами, действиями и поступками по отношению ко мне. Я воспринимаю и расшифровываю их мнение. Из них складывается моё представления о самом себе. « Воображение того, каким мы представляемся другим, является прямо или косвенно той силой, которая контролирует любое нормальное сознание» (Ч.Кули).
Самосознание в процессе своего становления проходит три этапа:
√ Социальные эмоции, переживаемые в процессе взаимодействия.
√ Умонастроения – представления о возможных и допустимых действиях.
√ «Представление представлений» - мои представления о том, чего ждут от меня другие.
· Функциональный аспект.
√ Во-первых, самосознание выполняет функцию социального самоутверждения: « Я – это воинствующее социальное стремление, старающееся удержать и расширить своё место в общем потоке стремлений» (Ч.Кули). Я начинаю осознавать себя по мере того, как осознаю , что существуют другие, которые также претендуют на своё место в этом мире:
«моё» существует как «отвоеванное» у других. Слово «отвоёванное» носит здесь фигуральный характер: оно не означает необходимости насильственных действий по отношению к другим. «Моё» существует как противоположность неосвоенного мною социокультурного пространства – «чужого».
√ В связи с этим, самосознание выполняет вторую функцию – социального самоопределения. «Я» – это стремление определить своё место и роль в социокультурном пространстве. При этом личностная значимость предмета, действия обусловлена их социальной значимостью, т.е. значимостью для других. Это обстоятельство в дальнейшем определили как реляционный характер самосознания, как аспектность, множественность, составленность из разных фрагментов и, вместе с тем, системность, «освоенность», личностность. Смысл данного термина можно пояснить через этимологию латинского слова relatio , которое имеет два значения:
1. донесение командира о боевых действиях, 2. описание боевого подвига. Самосознание возникает по мере осознания «социальных подвигов» - поступков, признанных в качестве значимых другими. Самосознание и личность социальны и по своему генезису, и по своему функционированию.
Социальная природа смысла. Дж. Мид (1863-1931).
Человек в своём поведении руководствуется смыслом. Что это такое и как он возникает?
Самосознание представляет собой двухфазный процесс осознания: .« чего хочу я » – « I » и « чего хотят от меня другие» - « Ме «. Личность характеризуется двойственностью социальной позиции: конформизм – нонконформизм. В силу этой двойственности существует постоянная необходимость самоопределения, которое может быть только социальным: самоопределяюсь я - по отношению к другим. Смысл, которым руководствуется личность в своих действиях имеет одновременно и индивидуальный и социальный характер. Смысл появляется, во-первых,как понимание взаимных позиций, как предвосхищение реакций других на мои действия: «Мы говорим, что животное не думает, т.е. оно не ставит себя на позицию другого индивида, и не говорит в результате: он будет действовать так-то, а я буду действовать так-то». Смысл появляется, во-вторых, как принятия, согласования позиций.
Смысл – сценарий совместных действий, социальное (групповое) определение ситуации, перспектива совместных действий. Смысл – социально-отношенческий и групповой феномен. Смысловой континуум – не совокупность индивидувльно-психологических смыслов, а коммуникативное пространство.
ОТВЕТ
ДЕЙСТВИЕ РЕАКЦИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ СМЫСЛ
( схема взаимодействия )
КОРРЕКЦИЯ
« Организованную самость выстраивает организация установок, которые являются общими для всех членов группы. Индивид является индивидуальностью постольку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку перенимает в своём собственном поведении установления этого сообщества «.
«Эти социальные или групповые установки привносятся в сферу непосредственного опыта индивида и в качестве элементов включаются в структуру или конституцию его самости».
4.3.Общество как определение ситуации. Дж.Мид, Г.Блумер (1900 - ?).
Общество как структура межличностных отношений возникает в процессе определения ситуации, в которой находятся действующие единицы – индивиды или группы. Этот процесс осуществляется посредством механизмов «означивания» и «осмысления».
Механизм «означивания».
Условием человеческого существования является достижение согласованности действий; это и есть общество. Условием согласованности действий являются общие значения, придаваемые предметам, явлениям и действиям. Совместность и одинаковость действий является результатом выработки конвенциональных значений. Описывать действия, ситуацию, предметы можно по-разному. Не существует объективных значений как таковых. Люди всегда интерпретируют ситуации и действия, т.е. описывают разными словами. «Интерпретировать действия другого – это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер» (Г.Блумер). Люди не реагируют непосредственно на внешние воздействия. В своём поведении они руководствуются теми фрагментами мира, которые имеют для них значение. Люди выделяют значимые фрагменты мира: так появляются объекты. «Объект – т.е. то, что индивид мысленно обозначает,- отличается от стимула…Объект является продуктом диспозиции индивида действовать, а не стимулом, который вызывает действия…На самом деле индивид сам конструирует свои объекты на основе осуществляемой им деятельности» (Г.Блумер).Значения возникают в процессе выделения отдельных свойств предметов и формулирования правил действия с ними. Люди договариваются: что и как надо делать. Так возникают «роли», которые являются, во-первых, - распределением совместных действий, и, во-вторых, - схемой последовательных операций по реализации действий. «Роль» - технологический аспект взаимодействия – правила действия, правила использования предметов. Значения предметов определяются через действия с ними. Устойчивый порядок действий порождает устойчивые, привычные значения. В своём поведении люди руководствуются предшествующим опытом. Это стабилизирует поведение. Возникают устойчивые способы реагирования на внешние воздействия, типовые модели поведения. Так возникают «статусы» – устойчивые поведенческие комплексы, структура социально приемлемого поведения, система социальных позиций.
Механизм «осмысления».
С течением времени, в ходе истории значения накапливаются. Возникает необходимость их упорядочить. Одновременно происходит усложнение деятельности и взаимодействия. Люди постоянно сталкиваются с необходимостью определения перспектив совместных действий. Действия и поведение не просто протекают, а выстраиваются человеком или конструируются. Причём этот процесс также протекает совместно с другими, т.е. носит социальный характер. Человек не может отразить мир во всём его объёме и отреагировать на все внешние воздействия. Человек выделяет только то, что имеет значение для него и его социального окружения. Человек «рисует» для себя картину мира, выделяя значимые объекты – «картирует» реальность. Картина мира – реконструкция чувственного опыта: воспринимается и фиксируется социально значимое. В процессе социального определения значимых объектов люди устанавливают и социально приемлемые (конвенциональные) формы их фиксации. Так появляются символы – обозначения (знаки) объектов социального мира, условные представители (референты) социально значимых предметов человеческого внимания и деятельности. Символы направляют и организуют человеческую активность, являются основой формирования целенаправленного поведения. Целеполагание постоянно усложняется и приобретает всё более опосредованный характер. Человеческая активность всё более приобретает проективный характер: человек не отражает, а постоянно изменяет мир. Социальные проекты – это символы второго порядка – символические конструкции. Поведение выстраивается и по отношению к квазиобъектам – идеальным предметам. Человек всё больше погружается в символическую реальность. Человек живёт в мире символов.
«Поведение человека не является результатом давления окружающей среды…Оно возникает в результате того, как он интерпретирует эти вещи и обращается с ними в действии, которое он конструирует. Процесс формирования значений, посредством которого конструируется человеческое действие, не может быть объяснён факторами, которые предшествовали действию. Процесс формирования значений существует как таковой и должен таким приниматься и изучаться» (Г.Блумер).
«Осмысление» = понимание = социальное определение ситуации.= символическое конструирование реальности = знаковое кодирование программы поведения = семантическая конструкция = текст, который определяет наше понимание ситуации и самих себя
Символ как программа поведения содержит, во-первых, целевой компонент в виде идеальной прогностической конструкции перспективы взаимодействия (символ как бы говорит:«если мы будем ориентироваться на этот образ, совместно стремиться к его реализации, то каждый из нас реализует свои определённые индивидуальные желания, достижения, цели»).
Символ как программа поведения содержит, во-вторых, инструментальный компонент: указание на социально приемлемые средства достижения цели. Символы задают систему приоритетов в использовании фрагментов реальности, ранжируют объекты по степени важности.
Мышление = операции с символами = обозначение ситуации и уточнение значений = коммуникация.
Самосознание = представление о себе в ситуации взаимодействия с другими. Быть личностью, значит обладать даром особого типа: способностью понимать своё поведение как часть социального процесса, понимать себя как социальный объект, т.е. как агент, действующий в социальном поле. Личностный опыт – это опыт моего вхождения в пространство других и одновременно опыт вхождения других в моё пространство, опыт принятия взаимных позиций, опыт коммуникативного действия.
Условиями появления самосознания являются, во-первых, система символов, представленная индивиду как набор знаков, как текст, как речь и др.; во-вторых, система взаимных действий, представленная индивиду как «игра» – устойчивые комплексы поведенческих действий.
Самосознание – внутренний диалог «символических актёров». Идентификация личности есть процесс определения значимых «ролей» и принятие «правил игры». Самоопределение осуществляется в социальном контексте. Социальная организация является символической структурой, в рамках которой действующие единицы осуществляют свои действия. Социальная структура ( «социальная стратификация», «социальная роль» и т.п.) создают условия для действия и для личностной идентификации, являются социокультурным «полем» действующего агента. «Ситуации» создают люди в процессе «означивания» и «осмысления». «Любое социальное изменение опосредуется действующими единицами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются» (Г.Блумер).
Символы картина мира Я-образ поведение
Из имеющихся в культуре набора символов люди конструируют картину мира и определяют своё место и назначение (статус, роль), в соответствии с представлениями о мире и о себе люди и строят линию поведения. Общество как интеракция – это взаимодействие между людьми, опосредованное символами. Символ – любой предмет, задающий согласованную систему действий через определение ситуации. Символ – знак, задающий систему значений и смысл ситуации. Изменяя символы, мы изменяем своё сознание и поведение.
Интеракционистская схема общества.
Символы Семантическое пространство нормативный аспект:
« текст » общество –
«социальный текст»
структурный аспект:
Игра Поведенческие комплексы общество -
« роли » конвенциональные
модели поведения
Тема 5. Теория ролей.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 808;