Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
В конце XIX в. территориальный характер действия авторского права уже не удовлетворял требованиям крупных издательств, стремившихся к более широкой коммерческой реализации своих прав на произведения литературы и искусства.
В интересах этих фирм в 1886 г. была заключена Бернская конвенция (участниками Конвенции было всего 10 государств). Сегодня ее участниками являются 128 государств, в т.ч. РФ.
Редакция Бернской конвенции за истекшее время претерпела неоднократные изменения. Было проведено 7 конференций, на которых вносились соответствующие изменения в текст Бернской конвенции.
Первоначальные задачи (не было цели подробно регламентировать права авторов):
1) закрепление принципа национального режима
2) установление минимального объема охраны авторских прав.
В Конвенции специально предусматривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем предусмотрено в Конвенции.
Основные принципы Конвенции:
1) Принцип национального режима - в соответствии с ним каждая страна-участник конвенции предоставляет гражданам других стран-участниц те же авторские права, что и своим собственным гражданам.
Любые разбирательства по поводу подпадающих под конвенцию произведений происходят по законам страны, на территории которой они используются (издаются, публично исполняются, передаются в эфир и т.д.).
В отличие от договорного права, никакой импорт иностранного законодательства в авторско-правовые отношения внутри страны не допускается. Например, французский закон об авторском праве применим к любым материалам, публикуемым или исполняемым на территории Франции, вне зависимости от того, где эти материалы были первоначально созданы.
2) Принцип независимости охраны - охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения. Из этого принципа есть одно исключение - закон может предусматривать прекращение охраны произведения, срок охраны которого уже истек в стране происхождения произведения.
3) Принцип автоматической охраны - авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей (регистрации, особого заявления о претензиях на копирайт, разрешения властей и т.д.) и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).
4) Презумпция авторства- в отсутствие доказательств обратного, автором считается тот, чье имя или псевдоним указаны на обложке книги. Конвенция не содержит определение авторства, поэтому в разных странах понятия об авторстве некоторых произведений могут отличаться. Например, в России автором может быть только человек, в то время как США признает авторство юридических лиц. Авторство произведения определяется по законам страны происхождения.
5) Территориальный принцип-предоставление охраны произведениям, впервые опубликованным на территории государств-участников. В отношении неопубликованных произведений охрана предоставляется авторам-гражданам стран Союза.
6) Национальный принцип-предоставление охраны произведениям, автором которых был гражданин государства-участника Конвенции, независимо от того, на территории какого государства произведение было впервые опубликовано.
7) Объем прав регулируется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъекту охраны предоставляется национальный режим и права, особо предусмотренные Бернской конвенцией
На основании Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников. Административные функции Бернского союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1320;