Тема 11. Особенности воображения у детей с нарушениями зрения

План лекции

1. Воображение слепых и слабовидящих

2. Особенности творческого воображения слепых

Основные понятия:воображение, сновидения, творческое воображение, воссоздающее воображение.

1.

Воображение – это своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшиеся. Воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих: преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Образы воображения реконструируют прошлый опыт, воображение теснейшим образом с ними связано. Ни один даже самый фантастический образ воображения не может быть создан без опоры на представления, а в конечном счете без споры на объективную реальность.

Узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению.

Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления – при непроизвольной трансформации образов в сновидениях. Психологи, изучавшие сновидения слепых отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функций.

Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследую макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения.

Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей. Целенаправленное воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях. Воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую, учебную) склонны слепые. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. Эти образы фантазии, являющиеся для развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, слепой оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира. Для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы человек с дефектом зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения.

 

2.

Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте.

Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у слепых.

Ограниченность творческих возможностей слепорожденных подтверждается отсутствием среди них подлинно творческих талантов и гениев. Все известные слепые художники – и гениальный английский поэт Мильтон, и легендарный Гомер, и французский скульптор-анималист Видаль, и многие другие – ослепли в пору возмужания или зрелости. Их творчество основано на богатом запасе зрительных представлений, которые трансформируются силой воображения в новые, высокохудожественные образы.

Существует ряд таких видов деятельности, участие в которых не требует обязательного зрительного контроля и объекты которой адекватно отражаются без участия зрения. Одновременно нужно подчеркнуть, что творческое воображение не ограничивается сферой искусства, оно пронизывает вес виды человеческой деятельности.

Дефекты зрения ограничивают возможности развития творческого воображения лишь в определенных, связанных с нормальным функционированием зрения областях человеческой деятельности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1.Какие взгляды на воображение слепых имели место в тифлопсихологии?

2. В чем специфика развития воссоздающего и творческого воображения слепых?

3.Дайте характеристику особого вида воображения – мечты слепых.

4.Покажите компенсаторную роль воображения.

Литература

 

1. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак.– М.: Просвещение, 1985.

2. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева.– М., 2000.









Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 6870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.