Организация двусвязанного списка.
Пример через класс (хранимое данное: нетипизированный указатель (void*)). Особенностью списка является отсутствие управляющей структуры данных, операции над списком могут быть выполнены над любым элементом. Другой особенностью является «закольцованность», т.е. после последнего элемента идёт опять первый, перед первым – последний. Это позволяет в любой момент выбрать любой элемент списка в качестве первого.
class List
{
private:
List *next,*prev; //адрес следующего и предыдущего элементов
int *cnt; //указатель на количество элементов списка
public:
bool linkdata; //удалять ли связанные данные при удалении элемента
void *data; //указатель на данные
protected:
//закрытый «быстрый» конструктор, используется для добавления элемента
List(void* data,int *cnt):data(data),linkdata(false),cnt(cnt)
{
}
public:
//открытый конструктор создающий новый несвязанный элемент, на основе которого может быть построен //новый список
List(void* data = NULL):data(data),linkdata(false)
{
prev=next=this;
cnt = new int(1); //создаётся новый счётчик числа элементов
}
virtual ~List() //деструктор
{
if (linkdata&&data!=NULL) free(data);//если есть данные и они «связаны», то удаляем их
next->prev=prev; prev->next=next; //переопределение связей
--(*cnt); //уменьшение количества элементов списка
if (*cnt==0) delete cnt; //если это последний элемент, то удаляем и счётчик
}
inline List* Next() {return next;} //следующий элемент
inline List* Prev() {return prev;} //предыдущий элемент
inline List* PushAfter(void* data = NULL) //добавить элемент после текущего
{
List *t = new List(data,cnt); //создаём новый элемент
if (t==NULL) return NULL; //если создание неуспешно, возврат
t->prev = this; //переопределение связей
t->next = next;
t->data = data;
next->prev = t;
next = t;
++(*cnt); //увеличение счётчика
return t;
}
void Clear() //очистка списка, остаётся только текущий элемент
{
List *t = next;
while (t!=this)
{
if (t->linkdata) free(t->data);
t = t->next;
delete t->prev;
}
cnt = 1;
next = prev = this;
}
inline int Count() {return *cnt;} //количество элементов
};
Организация на языке «С» (struct)
struct List
{
List *next,*prev;
int *cnt;
void *data;
char linkdata;
}
int Init(List* element)
{
element->prev= element->next= element;
if (element->cnt = malloc(sizeof(int))==NULL) return -1;
return 0;
}
List* PushAfter(List* elenemt, void* data)
{
List *t = malloc(sizeof(List));
if (t==NULL) return NULL;
t->data = data;
t->cnt = cnt;
t->linkdata = 0;
t->prev = element;
t->next = element->next;
t->data = element->data;
element->next->prev = t;
element->next = t;
++(*element->cnt);
return t;
}
int Delete(List* element)
{
if (element->linkdata&&element->data!=NULL) free(data);
element->next->prev= element->prev; element->prev->next=element->next;
--(*element->cnt);
if (*element->cnt==0) free(element->cnt);
free(element);
}
Организация массива переменного размера:
1. С быстрым извлечением – создаётся вектор размера top, если происходит попытка записи элемента с номером n больше top, происходит перевыделение памяти так, чтобы (n < top). Может дополнительно задаваться шаг роста массива. Далее существующие данные копируются в новый массив; освобождается место, где ранее размещался массив. Недостаток – существенные временные затраты на «рост».
2. С быстрым расширением – создаётся список векторов, инициализируется только первый вектор (размер top). При попытке записи элемента с номером n больше top к списку добавляются один или несколько векторов, чтобы (n<top). Для ускорения доступа все векторы целесообразно создавать одного размера. Доступ к элементу осуществляется по номеру вектора (k) и номеру элемента в векторе (m). При равных размерах векторов (top) и заданном порядковом номере элемента (n) получаем: k=n/top, m=n%top.
В качестве модификации можно использовать вектор векторов (несколько быстрее доступ, но сложнее организовать рост).
class Vector
{
protected:
void** data; //поле данных
int top,step; //верхняя граница и шаг роста
public:
//конструктор принимает аргументы: начальный размер вектора и шаг роста
tVector(int top = 10, int step = 10):top(top),step(step)
{
data = (void**)malloc(top*sizeof(void*));
memset(data,0,top*sizeof(void*)); //сброс всех данных в ноль
}
~tVector()
{
free(data);
}
void* GetAt(int n)
{
if (n>-1 && n<top) return data[n];
return NULL; //если данные за допустимым диапазоном
}
bool SetAt(int n, void* element)
{
if (n>=top) //рост массива если вышли за границы
{
int oldtop = top;
while((top+=step)<=n);
void **tdata = (void**)malloc(top*sizeof(void*));
if (tdata == NULL) return false;
memcpy(tdata,data,oldtop*sizeof(void*));
memset(tdata+oldtop,0,(top-oldtop)*sizeof(void*));
free(data);
data = tdata;
}
*(data+n) = element;
return true;
}
int Count() {return top;} //верхняя граница
};
Библиотека STL (standard template library) предоставляет стандартные классы структур данных.
deque – очереди;
list – двусвязанный список;
vector – вектор;
map / multimap – карта – каждый элемент задаётся двумя аргументами: ключом и значением;
set / multiset – множество.
multi- соответствует возможности множественного вхождения.
Организация бинарного дерева.
class Tree
{
class Node
{
public void *item;
public Node *left,*right;
public Node(void* item) { this->item = item;}
}
}
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 485;