ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Уже в древнейший период существовали объединения, имевшие внешнее сходство с юридическими лицами. По квиритскому праву общее имущество, например ager publicus (общественная земля), относилось к res extra commercium, т.е. к вещам, находившимся вне гражданского оборота, вне частного права. Однако в древнейшем праве чуть ли не все сделки и юридические акты регулировались сакральным правом (ius sacrum). В том же смысле и общее имущество триб, курий и храмов относилось к области божественного права (res divini iuris).
Кроме того уже в эпоху 2 римского царя Нумы Помпилия (VIII в. до н.э.) и законов XII таблиц существовали различные религиозные, политические, провессиональные и коммерческие объединения граждан, называвшиеся sodalitates или collegia. Известно, что товарищества (societates) эпохи республики имели общее имущество и казначея, однако в отношениях с третьими лицами обычно не выступали как юридические лица. Принято считать, что прообразом юридического лица с древнейших времен выступал сам римский народ (populus Romanus), который через своих представителей - магистратов - заключал сделки с частными лицами и имел право наследования. Некоторые ученые считают также первым проявлением юридического лица институт муниципиев, которые действовали в суде через своих представителей, заключали сделки. Однако муниципий не нес имущественной ответственности за деликты (правонарушения) своих представителей.
Как бы то ни было, однако во II в.н.э. Гай говорит о них, что “общины пользуются полодением частных лиц”. Коллегии, которые также могли пониматься как общины, наделяются правоспособностью по образцу муниципий. Так 1) по преторскому эдикту за ними признается право действовать в суде через представителей; 2) по сенатусконсульту императора Марка Аврелия ( 2 пол. II в. н.э.) коллегии стали получать и наследственные права. Согласно Юстиниану, для приобретения наследственных прав коллегии необходимо было получить специальную привилегию.
Вопрос о свободе союзов в разные периоды решался по разному. Так в XII таблицах признавались законными любые объединения граждан, если его устав не противоречит закону. Однако в них же был введен запрет на тайные ночные сборища. В I в. до н.э. был введен ряд ограничений для религиозных сообществ. Так сенатусконсульт 63 г. до н.э. распустил коллегии, вредящие общественному порядку (дело о вакханалиях). Однако в 58 г. до н.э. плебейский трибун Клодий восстанавливает свободу коллегий. В 56 г. особым сенатусконсультом вновь распускаются все политические объединения (sodalitates). Наконец Цезарь уничтожил почти все коллегии, кроме самых древних. Далее законом Юлия о коллегиях (lex Iulia de collegii) Август установил правило регистрации коллегий, согласно которому для этого требовалось разрешение сената. Со II в. н.э. деятельность коллегий откупщиков подпадает под все более жесткий контроль императорского фиска. Наконец, в постклассическом праве появляется новый тип общественных учреждений - церковь. Церковь в целом и отдельные ее приходы получают право приобретать, получать по завещанию, выступать в качестве кредитора, действовать в суде через представителей.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 532;