Источники информации о внешнем облике человека
Ими являются описания неизвестного субъекта во время со- вершаемого им преступления или скрывающегося с места про- исшествия, полученные от свидетелей-очевидцев; протоколы допросов лиц, знавших устанавливаемого человека; фотоальбо-
мы, фото- и видеотеки, аккумулирующие изображения лиц, склонных к совершению преступлений; субъективные портреты, составляемые со слов лиц, видевших или знавших разыскивае- мого; документы криминалистической регистрации, архивные уголовные и личные дела арестованных и осужденных, содержа- щие данные о признаках внешности; опознавательные фотосним- ки. Некоторую информацию о внешнем облике можно получить из рентгено- и флюорограмм, стоматологических карт, лечебной документации, содержащей, например, сведения о перенесенных хирургических операциях.
К числу источников информации о признаках внешности, весьма полно ее отображающих, относятся фотоснимки и видео- записи. Фотографии, прежде всего изготовленные по правилам сигналитической фотосъемки, традиционно используются в учет- ных системах: фотоальбомы, фототеки. Любительские и художе- ственные фотоснимки нередко искажают существенные признаки, важные для воссоздания внешнего облика, особенно если они выполнены с техническими погрешностями (например, при не- достаточном освещении) или отретушированы. Поэтому жела- тельно иметь несколько фотоснимков, которые позволят соста- вить адекватное представление о признаках внешности сфото- графированного субъекта.
Видеокадры наиболее пригодны для изучения динамических признаков внешности, которые не отображаются на фотоснимках. В то же время по видеозаписям не всегда удается достаточно полно выявить признаки элементов лица, особенно индивидуали- зирующие, если изображение мелкомасштабное или недостаточ- но резкое.
Источниками информации о внешнем облике человека являют- ся, кроме того, маски и слепки с погибших людей, используемые для установления их личности, а также графические и пластиче- ские реконструкции лица по черепу, выполняемые на основе мето- дики, разработанной М.М. Герасимовым и его учениками. Методика заключается в наличии статистически установленных закономер- ных зависимостей между строением костей человеческого черепа, толщиной и формой покровных тканей головы и лица. Однако ре- конструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отра- жаются многие признаки внешности, используемые в качестве идентификационных (например, строение ушных раковин, конфи- гурация каймы губ, форма кончика носа, контуры бровей, волоси- стой части головы и пр.), поэтому реконструкция является отобра-
жением субъективным, хотя ее основой служит такой объективный носитель информации о признаках внешности, как череп.
Наиболее часто встречаются описания признаков внешности, применяемые в ходе раскрытия и расследования преступлений. Принято разграничивать описание, непосредственно фиксирую- щее воспринимаемые признаки и опосредованное, которое со- ставляется со слов очевидца. И то, и другое должно быть упоря- доченным, то есть базироваться на унифицированной термино- логии. В его основе — метод словесного портрета, в соответст- вии с которым описание производится по определенным прави- лам.
Описание построено на мысленном образе человека, которого наблюдал очевидец. Образ этот со временем утрачивает свою полноту, иногда искажается под влиянием условий его воспри- ятия и сохранения. Такие описания часто имеются в протоколах допросов, причем в формулировках допрашиваемого, а не в тер- минах словесного портрета, которые не всегда понятны очевид- цу. Поэтому при допросах, уточняя показания, полезно использо- вать наглядные пособия, представляющие собой комплекты фо- тоснимков людей с различной внешностью, а также схемы, иллю- стрирующие части, детали одежды, обуви и носимых вещей. Упо- рядоченные описания обычно содержатся в регистрационно- учетных документах и даются в терминологии словесного портре- та.
Наглядное представление о признаках внешности, содержа- щихся в мысленном образе, позволяет сформировать так назы- ваемый субъективный портрет, под которым понимается изобра- жение лица, в достаточной степени соответствующее представ- лению очевидца о внешности неизвестного с помощью специаль- ных методик и необходимых технических средств. В современной криминалистической практике чаще других используются рисо- ванные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные субъективные портреты.
В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые про- фессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в спе- циальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (причес- ки, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, мор- щины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (голов- ные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапози-
тивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.
Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в криминалистическую практику персональных компьютеров позво- лило автоматизировать поиск изображений в комплектах и мон- таж портретов. Разработаны специальные компьютерные систе- мы, широко применяемые для изготовления субъективных порт- ретов.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1049;