Культура и природа.
Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.
Отношения культура-природа имеют разные уровни:
*практический уровень: труд, в процессе которого происходит освоение и преобразование природы. Этот вид отношений ведет ко все более широкому превращению натуры в культуру, он начался с глубокой древности, когда человек приспосабливал природные условия под свои потребности. Природа под воздействием культуры приобретает новую жизнь, ранее ей неизвестную: одомашенные животные, семена, которые заготавливаются и высеваются, сосуды из дерева или камня и т.п. Все это вещи природные, но приобретшие какие-то новые качества.
Человек – существо природно-культурное. Его тело – часть природы и подвержено всем физическим законам. Но человек и свою природу окультуривал, как делал это с окружающей его природой. Медицина зародилась в древности: изобретение систем питания, применение медикаментов, гимнастика как средство совершенствования тела, протезирование (от зубов до конечностей и почек и сердца), искусственное расширение возможностей организма: очки, подзорные трубы, телескопы и микроскопы. Границы изменения самого человека с развитием науки постоянно расширяются.
*практически-духовный уровень: природа в сознании людей превращается в мир, населенный сказочными существами, т.е. природа как мир, отличный от культуры, осмысливается через мифологию, религию, искусство. В первобытной мифологической культуре имело место тотемистическое поклонение явлениям природы, животным и растениям. Имело место обожествление собственного естества: фаллический культ или культ матери-роженицы. В образах полулюдей-полуживотных (сфинксы, русалки) культура и природа в сознании людей соединялись (культурно-человеческий верх и животный низ).
Религии резко отделили природное от культурного (духовного). В эпоху средневековья в условиях культура духовной (божественной) сущности человека природное начало в человеке подавлялось.
*духовно-теоретический уровень: заключается, во-первых, в познании законов природы сначала в обыденном сознании, а потом в науках о природе (биология, физика). Во-вторых, это ценностное осмысление природы, которое разрабатывается в пределах идеологии и выражается в разном понимании взаимоотношений природы и культуры.
В эпоху Возрождения – восхищение природой как божественным творением.
В эпоху Нового времени (17-18 вв): природу надо изучать, так как ее законы – главное. Руссо: надо вернуться к природному бытию, так как цивилизация развращает человека.
В 19-20 вв человек утвердил свое господство над природой, стал пренебрегать законами природы, но стал и изучать эти законы.
В целом, изменение культурой натуры имеет два аспекта:
*утилитарный – удовлетворение практических потребностей человека
*эстетический – стремление «украшать природу», понять ее красоту
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 820;