Подходы к определению цивилизации
1.Идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся полным отсутствием варварства и нерационального поведения, оптимальным использованием физических, культурных, духовных и человеческих ресурсов, а также полноценное устроение индивида в обществе. Подлинная цивилизация— это тот идеал, к которому надо стремиться;
2.Ступень культурного развития, противоположная варварству, отмеченная изобретением письменности и хранением письменных записей, а также ступень, отмеченная урбанизацией, совершенствованием технологий (в сельском хозяйстве и промышленности), ростом населения и усложнением социальной организации [современная цивилизация].
ее особенности:
*Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном
*Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
*Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
*Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
*развитая религия - Уже на ранних этапах развития цивилизаций моральный порядок обеспечивается самостоятельным социальным институтом, включающим иерархический слой священников, храмы, государственные культы, социоморфное понимание сверхприродного мира, в котором боги получают иерархическую организацию, что отражает усиливающуюся сложность земных социальных порядков.
3.Цивилизация как социокультурная общность, как система, включающая различные элементы: религию, политику, экономику, право, мораль, нравственность и др. которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
Сторонники такого подхода к цивилизации Н.Я.Данилевский, А.Тойнби.
Концепция Н.Я.Данилевского
В книге «Россия и Европа» (1871) Данилевский рассматривает следующие проблемы:
*об отношениях России и Европы: Европа ли Россия;
*формулирование концепции культурно-исторических типов или цивилизаций;
*будущее славянского культурно-исторического типа.
Данилевский не согласен с тем, что только европейская цивилизация является единственной достигшей наивысшего уровня культурного развития, а остальным народам предстоит только распространять ее плода. Европа – место развития романо-германской цивилизации, поэтому Россия к Европе не принадлежит.
Культурно-исторический тип – самостоятельная своеобразная система религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного развития.
В хронологическом порядке существовали в истории следующие типы или цивилизации: египетская, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская или халдейская или древнесемитическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитическая или аравийская, германо-романская или европейская, два американских типа, погибших насильственный смертью – мексиканский и перуанский и зарождающийся славянский.
Есть культурно-исторические типы уединенные, а есть преемственные, есть «отрицательные деятели человечества» (монголы, турки) которые совершили разрушение древних цивилизаций. Есть племена, т.н. «этнографический материал», которые входят в состав других культурно-исторических типов.
Каждый культурно-исторический тип проходит эволюционные фазы в развитии: древний, средний, новый периоды или детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость.
5 законов развития культурно-исторических типов:
1-значение языка – язык – главное средство сплочения народы
2-для развития кит необходима политическая независимость
3-каждый кит уникален: его начала не передаются другому типу
4-богатство типа зависит от многообразия входящих в него народов на правах федерации
5- время жизни культурно-исторического тип ограничено рамками жизненного цикла, часто подготовительный этап бывает намного длиннее этапа расцвета
4.Цивилизующая деятельность, особенно насильственное внедрение особого типа культуры среди населения, которому он чужд (Огромные силы нации растрачивались на кровавое внедрение цивилизации среди народов, отказывавшихся ее принимать).
5.Цивилизация как техническая, материальная сторона жизни общества, городской комфорт. Этот подход разрабатывался Н.А.Бердяевым.
Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация - ее тело. Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация направлена на снабжение людей средствами существования, удовлетворяет практические нужды, это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества, тогда как культура - это духовные ценности, образование, достижения наука, философии, искусства. Культура облагораживает и возвышает душу, а цивилизация заботится о телесном комфорте.
Культура и цивилизация по Бердяеву
Культура переходит в цивилизацию. Культура и цивилизация — не одно и то же.
культра | цивилизация |
- Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. - Культура — благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. - Культура — символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. - Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. - Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т. п. - Культура имеет душу. - Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется этого своего положения. - Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. - В культуре действуют два начала — консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно. | - Цивилизация не имеет благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочка). - В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. - Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. - Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т. п. - Цивилизация имеет не душу, но методы и орудия - Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. - Все быстротечно в современной цивилизации. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности. Она не только мирится со смертоносной властью времени, но и на этой смертоносности временного потока основывает все свои успехи и завоевания. Цивилизация очень приятно и весело устраивается на кладбищах, забыв о покойниках. - Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания, но культуры он не хочет, культура ему не нужна. Цивилизация футуристична. |
6. Цивилизация как последний этап развития культуры. Концепция о Шпенглера.
Одним из базовых понятий Шпенглера выступает понятие «культура».
Идея культуры у Шпенглера отличается большой сложностью: Культура - это "организм", обладающий жестким единством своих частей, это личность, это сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность. Это широкое определение понятия «культура». В более узком значении культура это «единая (и единственная) культура того же исторического целого, но – до той границы, которая в пределах этого целого, отделяет ее от цивилизации».(Тавризян С. 18)
Всего таких культур Шпенглер находит восемь: античная, западноевропейская, индийская, вавилонская, китайская, египетская, арабская и мексиканская. Кроме этих нарождается девятая - русская культура. В книге основное внимание уделено античной, западной и арабской культурам. В книге нет разбора критериев, на основании которых выделяются именно эти культуры. При отборе и описании материала автор опирается в основном на интуицию, а не на строгий научный анализ.
Культура для Шпенглера - исключительно историческое явление, которое нельзя анализировать при помощи естественнонаучных методов и понятий. К ней неприменимы принципы причинности, обратимости во времени, сохранения энергии, а также понятия числа, закона. Если к природе можно применять закон, то к культуре нельзя, ее следует творить и с нею сопереживать. Культурой движет не закон, а судьба, и постигается она не рассудком, а образной интуицией.
Каждая культура несет в мир свою идею. Это идея составляет душу культуры. Культура - это тело, в которое облекается душа.
Последний этап развития культуры - цивилизация, причем Шпенглер резко противопоставлял понятия культуры и цивилизации. Это последний этап развития культуры, неизбежная фаза ее развития. Если культура (во втором значении) – становление творческих возможностей, расцвет, подъем, то цивилизация – перерождение культуры, резкий надлом ее творческих сил, переход к переработке уже использованного историей материала. "Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией", - писал О.Шпенглер.[2]
Он сравнивал цивилизацию с гигантским иссохшим деревом, которое столетиями топорщит в разные стороны свои сучья - "таков смысл всех закатов в истории - внутреннего и внешнего завершения, доделанности, ожидающей каждую живую культуру".(с265) У каждой культуры есть своя собственная цивилизация, то есть свойственная именно ей форма смерти. Но есть и общие черты, характеризующие все цивилизации. Эти черты и есть признаки умирания культуры. Шпенглер резко противопоставляет культуру и цивилизацию. На основе характеристик, данных Шпенглером, можно составить сравнительную таблицу:
культура | цивилизация |
1. становление 2. многообразие, неравенство, индивидуальная неповторимость и разнообразие личностей 3. элитарность и аристократизм 4. возвышение над практическими нуждами людей, цель - духовные идеалы, не имеющие утилитарного характера 5. энергия человека обращена вовнутрь, в развитие его духа 6. культура - это выражение души "сросшегося с землей народа" 7. культура национальна 8. связь с культом, мифом, религией | 1. ставшее 2. равенство, унификация, стандартизация 3. демократизм 4. утилитаризм, стимулирование людей к деятельности, направленных на достижение практически полезных результатов 5. энергия человека направлена вовне, на покорение окружающей среды 6. цивилизация - образ жизни городского населения, оторванного от земли, изнеженного комфортом - благами цивилизации, ставшего скопищем рабов созданной им бездушной техники 7. цивилизация интернациональна 8. атеизм |
Для цивилизации характерно стремление распространиться на все человечество, превратить мир в один громадный город. Цивилизация неизбежно освобождает империализм. Для цивилизации характерны экспансия и гигантизм: гигантские империи, гигантские города, гигантские промышленные предприятия, машины и системы машин. Умирающее искусство вырождается в массовые зрелища. Философия не нужна, наука превращается в служанку техники, экономики, политики. Интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей.
Все эти черты характерны для современной Шпенглеру западной культуры. Именно поэтому он предрекает западному миру гибель.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 6584;