Концепции культурогенеза
Почему появилась культура? Почему человек вдруг стал отличаться от своих братьев животных: стал создавать что-то, чего не существует в природе? Почему его поведение вышло за рамки инстинктивной деятельности, а потом он стал задавать себе вопросы о том, как устроен мир, куда уходят люди после смерти, почему идет дождь и т.п.
Очевидно, что культура возникает и развивается параллельно с развитием человека из первых человекообразных обезьян. Поэтому процессы культурогенеза и антропогенеза идут параллельно и завершаются практически одновременно. Поэтому когда мы говорим о происхождении культуры, то подразумеваем одновременно и происхождение человека.
Существует несколько концепций происхождения культуры:
*Религиозная концепция - самая древняя. Человек создан Богом по своему образу и подобию. Культура - это проявление в человеке божественного дара. Основа данной позиции - вера.
*Космологическая концепция - разум был занесен на нашу планету с других планет.
*Орудийно-трудовая концепция культурогенеза разработана марксистской традицией.
Чарлз Ро́берт Да́рвин (англ. Charles Robert Darwin; 1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора, как основное объяснение эволюции, стала общепризнанной лишь в 30-х годах XX-го столетия. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия.[1][2] Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).
Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда. Концепцию обосновал Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876).
Краеугольным камнем этой теории стало утверждение: "Труд создал человека". Представим, что однажды некая группа обезьян стала трудиться на благо своего обезьяньего сообщества. Труд - это целесообразная деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. В результате совместного труда родилось сознание, возникла потребности что-то сказать друг другу, возник коллектив, так как человек - общественное животное. По мнению Маркса и Энгельса человек – это, прежде всего, общественное животное, его поведение никак не закодировано генетически. Человеческое в человеке передается только посредством социального общения. В этом сущность человека, потому животным рождаются, а человеком становятся.
Противоречия концепции: сознание рождается только как результат труда, но чтобы заняться трудом, надо иметь зачатки сознания. Не понятно, какая сила заставила людей жить вместе и искать общения. В.М.Вильчек писал: "… каким образом прачеловек мог нечто выдумать, изобрести, открыть, не умея придумывать, изобретать, открывать…". Или труд - это любая деятельность, которая присутствует и у животных, или труд - это нечто другое, то, что отделяет человека от природы. Но тогда как труд мог появиться раньше человека?
*Психоаналитическая концепция. З.Фрейд "Тотем и табу". Попытка раскрыть культурогенез через феномен первобытной религии - тотемизма. Тотемизм - древнейшая форма религии. Табу - система запретов. С нее и началась культура.
А запреты начались с возникновения феномена совести. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Совесть - дар, возникший неожиданно, случайно и выделивший человека из царства животных, создавший феномен культуры. Совесть существовала в человеке еще до проступка, но проявила себя после совершения преступления - первородного греха, совершенного людьми - убийства первобытного "Отца" на почве сексуального соперничества. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении к матери.
Страшное преступление породило раскаяние. Дети поклялись никогда больше не совершать таких деяний. Так произошло рождение человека из животного.
Совершив коллективное преступление люди организовались в род, в котором были запрещены кровосмесительные браки - первые моральные нормы. Этот запрет осуществлялся через тотемизм: человек одного тотема сочетается с человеком другого тотема.
Каждая культура, по Фрейду, создается принуждением и подавлением первичных позывов, наложением запретов. Первые запреты - на кровосмешение, каннибализм, убийство, т.е. на природные инстинкты. Главная задача культуры в том и состоит, чтобы защищать нас от природы (от дождя, холода и инстинктов).
*Игровая концепция происхождения культуры. Хейзина "Homo Ludens" (1938). Многие животные любят играть. Если проанализировать любую человеческую деятельность, то она покажется не более чем игрой. Игра старше культуры. Культура развивалась в игре. Игра необходима индивиду как биологическая функция. Прежде чем реально изменять окружающую среду, человек тренировался в игре, в своем воображении. Основа происхождения всех культурных форм в духовных чаяниях и иллюзиях человечества, в его идеалах и мечтах. Т.е. культура первоначально разыгрывается. Например, охота в архаических обществах носит игровую форму. По мере развития культуры игровой элемент отступает на задний план, но во все времена игровой инстинкт вновь проявляется в человеке.
*Символическая концепция культурогенеза. Э.Кассирер (немецкий философ) в книге «Философия символических форм». Ищет истоки культуры в способности человека творить некий искусственный мир, обозначая реальность определенными символами. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических «символических» формах.
Сейчас человек взаимодействует с вещами с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. Человек - "символическое животное" и «незавершенное животное».
Кассирер выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека. Человек утратил свою первоначальную природу (почему - неизвестно). Появились мутации в механизме наследственности. "Частичная утрата коммуникации со средой обитания и себе подобными и есть первоначальное отчуждение, исключавшее прачеловека из природной тотальности. Данная коллизия глубоко трагична. Как трагедия она и осмыслена в мифе об изгнании перволюдей из рая…". В результате человек становится существом свободным, т.е. способным игнорировать "мерки вида", преступать непреложные для "полноценных" животных табу, запреты и т.п. Появляется иной образ поведения, инстинкты ослаблены, вытеснены чисто человеческими потребностями и мотивами, "окультурены".
Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях с пользой для себя, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. Он как бы вышел за рамки видовой программы. В этом его "особость" - ведь другие существа не могли преодолеть свою природную ограниченность и вымерли. Ослабленность инстинктов имела одно положительное значение – она не ограничивала человека прежде всего поведенческими рамками своего вида. Она развила в человеке способность к подражанию.
Склонность человека к подражанию имела далеко идущие последствия. Подражая то одному, то другому животному, он не только устоял, но и выработал собственную программу поведения. Дефект постепенно превращался в достоинство, в самостоятельное и оригинальное средство приспособления к окружающей среде. И это приспособление шло через символы. В конечном итоге культура заменила в человеке инстинкты.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2357;