Культурология как наука.

Термин kulturologie ввел немецкий ученый Оствалд в 1913 году, а в 1949 году culturology – американский антрополог Л.Уайт

Культурология как наука оформилась в России в 1960-е годы. С этого времени появляются научные центры и кафедры, активно разрабатывается культурологическая проблематика. Но термин "культурология" долго не употреблялся, так как ассоциировался с буржуазной наукой. Проблемы культурологии рассматривались в рамках предмета "История и теория культуры".

Культурология – особая область гуманитарного знания, изучающая культуру как целостный феномен, состоит из истории культуры и теории культуры. Это системная рефлексия о культуре как целостности.

Теория культуры (теоретическая культурология) – это система основных идей, касающихся возникновения, бытия и развития культуры, ее взаимодействия с природой, человеком и обществом, подходов к ее изучению, методов исследования.

 

Предмет изучения культурологии - культура, ее сущность и структура, процессы ее возникновения и функционирования, национально-этническое своеобразие культур народов мира и регионов, ценности и творческие достижения человечества, становление духовного мира личности, механизмы и средства трансляции культурного наследия от поколения к поколению.

 

Проблемы культурологии

- Как происходит переход от естественного "докультурного" состояния к культурному, т.е. когда возникла культура;

- Ясно, что все явления культуры каким-то образом связаны, имеют общее "ядро", "базис". Каково это ядро, на чем базируется культура. В чем связь между явлениями, которые составляют культурно-историческую целостность;

- Почему происходят изменения в культуре, в чем причина расцвета и упадка культуры;

- Связь культуры и природы, развитие их взаимоотношений;

- Связь культуры и человека, чем является культура для человека? Ответом на его потребность? Средством защиты? Средством саморазвития? Средой комфорта? Тяжелым бременем?

- жизненные ориентиры человека, смысл жизни, способы преодоления жизненных проблем, процесс самореализации.

- Как культуры взаимодействуют друг с другом, какие это может иметь последствия;

- Чем обусловлено отличие культур друг от друга;

- Какова структура культуры? Каковы взаимосвязи отдельных ее отраслей: языка, политики, религии, экономики, национального характера и др.;

- Объяснение и понимание устойчивых, повторяющихся универсальных явлений, а также экстремальных, уникальных ситуаций: кризисов, революций, глобальных открытий.

- одна из актуальных обсуждаемых культурологами проблем – проблема глобализации культуры.

Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.

Культурная диффузия, т. е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты: *позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге, что способствует сближению народов; *но чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. На это направлена культурная политика государства.

Культурная политика — система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

Интересный подход к изучению глобализации культуры предложил культуролог И.В.Кондаков.

Рассматривая процесс взаимодействия мировой и отечественной культур он предложил схему: «менталитет – глобалитет – локалитет».

Менталитет – это самосознание культуры в рамках ее географического, этносоциального и исторического пространства; я – для – себя;

Глобалитет – проекция достижений национальной культуры на общий процесс мировой культуры (локальные культуры в определенный момент своего развития начинают выходить за рамки своего локализма и претендовать на «всемирность», «общечеловечность»), это вклад локальной культуры в мировую; я – для – другого»;

Локалитет – способность локальной культуры включать общечеловеческие достижения в структуру своих связей и ценностей; другое – для – меня. Каждая культура оценивает чужое с точки зрения пригодности для себя.

Многообразие культур – исторически сложившееся богатство человечества. Главная задача – его сохранить.

 

Поэтому культурология необходима в системе современного образования.

 

 








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 962;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.