Право в системе нормативного регулирования
Сущность права, его признаки и функции.Право - одно из самых сложных общественных явлений. Более двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.
Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И.Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобода размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начинается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы
Общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.
Философы считают, что субъективное - это объективное, пропущенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.
Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к праву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отражение законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход получил название теории естественного права Представители этой теории - Гегель, Монтескье, Гольбах - считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государева правила поведения и принципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы поведения людей.
Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права. Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гуго и Карл Савиньи. Г.Гуго, например, считал, что нормы взаимоотношений между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, подобно языку, образовались в ходе исторического процесса общественного развития. Задача органов государства — путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.
Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше сильной власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и в подтверждение этой теории ее основатель Рудольф Йеринг многочисленные примеры подобных ситуаций из истории человечества можно указать и на психологическую теорию права Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.
История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, согласно которой право — это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.
В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая теория; б) нормативистская теория.
Основатель социологической теории права Эрлих (начало XX в.) утверждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.
Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Г.Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. Поскольку государство является политической организацией власти и обладает аппаратом (механизмом управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту долю выполнять. Для этого и был разработан такой инструмент, как право. Таким образом, также как слово является материальной действительностью мысли, так и право является материальным воплощением воли государства. Причем процесс возникновения права происходил одновременно с процессом становления государства.
Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Право - это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.
Признаки права.
Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т. д.
Основные признаки права:
1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосударственные структуры или общественные объединения не имеют таких полномочий.
2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).
3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.
4. Право является инструментом государственного аппарата, позволяющим ему исполнять свои властные полномочия.
5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных государством органов печати.
Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:
1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2. Регуляция политических отношении в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общественных объединений, законодательная регламентация и контроль избирательных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и политики, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится нелегитимной.
3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.
4. Регуляция мировоззренческой ориентации личности относится к сфере субъективного права.
Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:
а) в определении запретов;
б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;
в) в применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.
Иногда выделяют и третью функцию права — воспитательную или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.
Соотношение права и морали.
Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.
Общие черты права и морали:
1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.
2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.
3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия к нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.
4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.
Различия между правом и моралью:
1. Если право - это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль — это система представления о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.
2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право - только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.
3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.
4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.
5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, но в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т. п. Например, если мужчина и женщина прожили до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.
Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:
1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.
2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.
3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении гражданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жительства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 г., этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.
4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.
6. Принцип единства юридических прав и обязанностей - суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граждан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязанность осуществлять эту защиту.
7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с: одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед законам. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т. д.).
8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке в установлена вступившим в законную силу притвором суда.
Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедливости и др.
Общие выводы. Государство и право друг без друга не могут существовать. Между ними имеется функциональная связь. Государство определяет право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1021;