Гипертрофия мышечных волокон
Знакомство с литературой по этой проблеме требует прежде всего обратить внимание на следствия, которые вытекают из модели Крога, предложенной в 1918 г, и ее модификаций (модели Тевса, Димера, Грунсвальда) [Колчинская А.З., 1973], в которой участок ткани, снабжаемый одним капилляром, рассматривается как цилиндр, осью которого служит этот капилляр. Если принять допущение, что кислород внутри ткани перемещается исключительно за счет свободной диффузии, то расстояние между капилярами становится критическим для адекватного снабжения всех точек клетки кислородом. Поэто-
му считается, например, что ткани, потребляющие в активном состоянии большое количество кислорода, обладают наиболее развитой капиллярной сетью (миокард, красные мышцы и др.). Также многократно показана тесная связь между плотностью капилляров и окислительным потенциалом мышц [Немировская Т.Л., 1992], которые при аэробной тренировке возрастают, как правило, параллельно. Причем увеличение плотности капилляров иногда происходит за счет уменьшения площади поперечного сечения мышечных волокон, что интерпретируется как адаптивная реакция, направленная на улучшение снабжения мышечной ткани кислородом за счет снижения диффузионного расстояния [см. обзор Немировской Т.Л., 1992 ]. Увеличение же размеров мышечных волокон, например, при тренировке культуристов или штангистов, при сохранении числа капилляров в расчете на мышечное волокно, сопровождается снижением плотности капилляров в расчете на единицу объема (табл. 4). Это, как предполагается, является одним из факторов низкого окислительного потенциала мышц спортсменов в этих видах спорта.
Однако существуют хорошо известные факты, которые заставляют усомниться в бесспорности приведенных выше суждений.
1. В модели Крота не принимается во внимание роль миог-
лобина как фактора депонирования и ускоренного переноса
кислорода внутримышечного волокна. Известно, что оксими-
оглобин выполняет две функции — 1) поддержание низкого
внутриклеточного напряжения О2, для обеспечения высокого
градиента по отношению к капилярной крови и 2) транспорт
кислорода внутри МВ, в случае возникновения внутриклеточ-
ных градиентов кислорода [Физиология человека / Под ред. Р.
Шмидта и Г. Тевса. — Т. 3., 1996]. Поэтому наличие оксимиог-
лобина уменьшает градиент парциального напряжение кисло-
рода в разных участках мышечных волокон, ликвидируя «ги-
поксические» участки.
2. Вокруг гипертрофированных оксидативных мышечных
волокон капиллярная сеть настолько густая, что средняя плот-
ность капилляров оказывается столь же высокой, как в других
местах мышцы [Gayeski T., С.R.Honig, 1986]. Среднее меж-
капиллярное расстояние при этом оказывается существенно
меньше 80 nм, которое считается критическим для адекватного снабжения ткани кислородом, даже на основании расчетов по модели Крога (т.е. без учета роли миоглобина).
3. Прямые измерения показали, что напряжение кислорода
внутримышечных волокон в состоянии максимальной респи-
рации митохондрий не зависит от размера волокон [Gayeski T., С.R.Honig, 1986].
4. Показано, что в гипертрофированных мышечных волок-
нах митохондрии располагаются по периметру волокна [Brzang K.D., K.S.Pieper, 1987;Londraville R.L., Siddel B.D., 1990]. Это
уменьшает диффузионное расстояние и не вызывает необхо-
димости накопления миоглобина.
5. Существуют наблюдения [Немировская Т.Л., 1992] о
реципрокных отношениях между концентрацией миогло-
бина, с одной стороны, плотностью капилляров и окисли-
тельным потенциалом МВ - с другой в процессе объемной
аэробной тренировки, т.е. можно предположить, что сис-
тема внутриклеточного транспорта кислорода обладает ре-
зервами производительности, делающими ненужной высо-
кую концентрацию миоглобина при высокой капилляриза-
ции мышц (т.е. при маленьком диффузионном расстоя-
нии). Это полностью согласуется с принципом симморфо-
за [Gnaiger T. и др., 1997], в соответствии с которым орга-
низм избавляется от избыточных морфологических струк-
тур, выходящих за рамки потребностей данной функцио-
нальной системы клетки.
6. Существуют многочисленные наблюдения о высокой сте-
пени гипертрофии мышечных волокон у спортсменов экстра
класса, тренирующих выносливость (табл. 2).
7. Аэробная мощность и спортивная результативность в ЦВС
растет параллельно с гипертрофией как медленных, так и быс-
трых волокон основных мышечных групп спортсменов [Шен-
кман Б.С. и др., 1990].
На основе перечисленных фактов, гипотеза об обязательности уменьшения размеров мышечных волокон для достижения ими максимального окислительного потенциала не кажется столь убедительной.
Тем не менее существуют исследования, в которых показано снижение площади поперечного сечения (ППС) мышечных волокон под воздействием аэробной тренировки при одновре-
менном росте аэробной производительности организма [Теrrados N. и др., 1986]. Выявлена меньшая ППС мышечных волокон (МВ) у велосипедистов экстра класса, по сравнению с разрядниками [Соуlе Е.F. и др., 1991], а также наблюдения, о меньшей ППС ММВ с ростом спортивной квалификации у лыжников (от 1-го разряда до КМС) и меньшей ППС ММВ у бегунов-любителей с большей работоспособностью, определенной по РWC170 [НемировскаяТ.Л., 1992].
В связи с этим стратегия адаптации мышечных волокон к спортивной тренировке на выносливость требует специального рассмотрения.
Влияние аэробной тренировки на размер МВ многократно
служило предметом исследования.
Всю совокупность данных можно разделить на две группы:
Первая — это исследование влияния аэробной тренировки как таковой на площадь поперечного сечения МВ (ППС). В связи с тем, что под аэробной тренировкой принято подразумевать работу не выше уровня аэробного порога или интервальную тренировку со средним уровнем мощности ниже уровня анаэробного порога, то в большинстве случаев исследовался именно такой вид воздействия.
Вторая группа исследований была направлена на изучение влияния спортивной тренировки в циклических видах спорта с целью достижения высокого спортивного результата.
Суммируя результаты первой группы работ, можно сделать
следующие выводы:
1. В большинстве случаев при «обычной» аэробной тренировке ППС МВ или не изменяется, или незначительно возрастает [Ноlloszy J.O., Booth F.W., 1976; Шенкман Б.С., 1999; обзоры Немировская Т.Л., 1992; Saltin В., 1985]. Увеличение ППС наблюдается тогда, когда гистохимическому исследованию подвергается тренируемая мышечная группа, например — широкая мышца бедра при аэробной тренировке на велоэргометре. В тех же случаях, когда исследуется неосновная группа мышц (например, та же широкая мышца, но при тренировке в беге), то прироста ППС не наблюдается [Шенкман Б.С.и др., 1990].
2. Объемная аэробная тренировка животных или человека приводит к уменьшению ППС мышечных волокон [Теrrados N. и др., 1986]. В тоже время наблюдается выраженный при-
152
рост активности окислительных ферментов и увеличение аэробной производительности организма [обзор Немировская Т.Л., 1992;Теrrados N. и др., 1986].
3. Получено отчетливое явление уменьшения вариации в размере мышечных волокон около некоторого среднего уровня в ответ на выполнение аэробной работы [Немировская Т.Л., 1992]. Это означает - гипертрофированные МВ уменьшаются, а| гипотрофированные - увеличивают площадь своего поперечного сечения.
Анализируя результаты второй группы работ, представленные в табл. 2 и 3, можно сделать следующие выводы:
(1) |
1. Как уже отмечалось выше, спортивная тренировка в циклических видах, также как и в штанге, бодибилдинге, спринте и футболе приводит к гипертрофии как медленных, так и быстрых мышечных волокон. Это следует из сравнения ППС у неспортсменов и спортсменов всех представленных специализаций — мужчин и женщин. Особенно наглядно этот вывод подтверждается данными рис. 10.
Спортсм. н./конечн |
Спортсм. в./конечн |
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1026;