Типология государств.
В истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Тип государства – это обобщенная характеристика государства, соответствующего определенной общественно – экономической формации.
Согласно марксистско-ленинской теории существует пять общественно – экономических формации:
1. первобытнообщинная;
2. рабовладельческая;
3. феодальная;
4. буржуазная;
5. социалистическая;
6. коммунистическая.
В первой формации государства еще нет, а в последней оно должно отмереть, уступив место самоуправлению. Остальным формациям соответствуют следующие типы государств;
- рабовладельческое, феодальное, буржуазное – эксплуататорские государства, так как в них два антагонистических класса;
- социалистическое – не рассматривается как эксплуатационное, так как в нем классы (рабочие и крестьяне) дружественны, и у них одна цель – построение бесклассового общества.
Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения составляют экономическую базу общества. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, исторически – естественный. В этом процессе каждый тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Марксистская типология не безупречна. По ней – все государства проходили жестко заданный путь от одного типа к другому. В действительности эволюция государств была более многовариантной. Вместе с тем, нельзя не согласится в том, что марксистская – ленинская типология государств имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты, особенно это касается феодальных и буржуазных типов.
В мировой литературе предлагалось немало обоснований классификации государств:
1. - демократические;
- недемократические;
2. – тоталитарные;
- авторитарные
- либеральные;
- демократические.
Цивилизационный подход. По нему в мире существует большое количество видов цивилизаций, развивающихся по своим законам.
1. Западный или прогрессивный (страны Европы).
2. Восточный (Китай, Япония) – Азиатский по Марксу.
3. Непрогрессивный (аборигены Австралии, племена).
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости, совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации и религии и философии. Этот подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно – экономических формаций как степень общественного развития.
Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить формационный, но в сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации государств. Наиболее разработанным является формационный подход, в связи, с чем ему уделяется больше внимания.
Классификация государств на типы не являются всеохватывающей. Существовали ранее и сейчас немало переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы, и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще буржуазному). Другие сочетали признаки нескольких типов (например, скандинавские государства – буржуазный с ростками социального государства), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. В Марксисткой литературе переходным типам уделялось мало внимания, считалось, что переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.
Цивилизационный подход к типологии государств.
Цивилизационный подход. По нему в мире существует большое количество видов цивилизаций, развивающихся по своим законам.
4. Западный или прогрессивный (страны Европы).
5. Восточный (Китай, Япония) – Азиатский по Марксу.
6. Непрогрессивный (аборигены Австралии, племена).
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости, совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации и религии и философии. Этот подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно – экономических формаций как степень общественного развития.
Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить формационный, но в сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации государств. Наиболее разработанным является формационный подход, в связи, с чем ему уделяется больше внимания.
Классификация государств на типы не являются всеохватывающей. Существовали ранее и сейчас немало переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы, и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще буржуазному). Другие сочетали признаки нескольких типов (например, скандинавские государства – буржуазный с ростками социального государства), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. В Марксисткой литературе переходным типам уделялось мало внимания, считалось, что переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.
Содержание формационного подхода к типологии государств.
Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения составляют экономическую базу общества. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, исторически – естественный. В этом процессе каждый тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Марксистская типология не безупречна. По ней – все государства проходили жестко заданный путь от одного типа к другому. В действительности эволюция государств была более многовариантной. Вместе с тем, нельзя не согласится в том, что марксистская – ленинская типология государств имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты, особенно это, касается феодальных и буржуазных типов.
В мировой литературе предлагалось немало обоснований классификации государств:
3. - демократические;
- недемократические;
4. – тоталитарные;
- авторитарные
- либеральные;
- демократические.
Рабовладельческое государство. Исторически первая государственно-классовая организация общества. Эта эпоха была характерна не для всех государств. Рабовладельческие государства имели место в древности в южных регионах.
Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.
Во всех таких государствах сформировались два класса – свободных людей и рабов. Свободные делились на подклассы: аристократию, ремесленников, земледельцев. Рабы не рассматривались как личности – это были живые орудия труда, своеобразные государственные и личные животные – рабы, находившиеся вне закона.
Форма правления была в виде деспотии, когда вся власть сосредотачивается в руках одного человека – деспота (монарха) и передается по наследству. Существовала высокая степень централизации государственного аппарата. Для Древней Греции и Рима были характерны демократические формы правления, когда власть формировалась путем выборов (в Риме – монархия, в Афинах – Республика). Однако в выборах мог участвовать лишь сравнительно небольшой слой населения – свободные мужчины, обладающие имущественным цензом.
Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:
1) охрана частной собственности рабовладельцев и сознание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;
2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методов жестокого насилия;
3) идеологическое воздействие для поддержания дисциплины и порядка.
Обще социальные функции государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Внешние функции: оборона территории и мирные связи с другими государствами; захват чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями.
Важную роль играла Армия, но были суды, полиция, административно – чиновничьи органы.
Были юристами разработаны правовые институты: собственности, вещного, обязательного, семейного, наследственного права.
Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка, и изживало себя. На смену ему шло феодальное государство.
Феодальное государство (V – XVII века). Такое государство, по марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.
Классовая дифференциация считалась с делением на сословия, т.е. на группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей (по происхождению).
В своем развитии оно прошло несколько стадий:
1. Децентрализованная феодальная раздробленность.
2. Усиление централизации и установление сословно – представительной монархии.
3. Централизованная абсолютная монархия и разложение феодальной государственности.
Большинство функций обуславливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатирующих групп населения. Государство также выполняло функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя функция сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат входило войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.
Форма правления – монархия.
Была относительно высокая роль церкви в решении государственных вопросов и в жизни общества в целом, абсолютное преобладание в принимаемых законах интересов правящих кругов.
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Следовательно, между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно – демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.
Буржуазное государство (Англия, середина XVIII века). Самый жизнестойкий тип, способный адаптироваться к изменяющимся условиям «свобода, равенство, братство». Этот тип функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.
Буржуазный тип – последний тип эксплуататорского государства. Во внутренние функции усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней – ведения войн и захват чужих территорий и рынки сбыта. Это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата.
Для буржуазного государства характерны:
1) демократические принципы формирования власти, т.е. путем выборов;
2) отсутствие сословности, т.е. правовое равенство населения;
3) активное развитие представительных органов и, соответственно, отражение в принимаемых законах интересов широких кругов населения;
4) политический плюрализм;
5) высокий темп развития промышленности и сельского хозяйства, концентрация капитала;
6) повышенное внимание гарантиям прав и свобод человека и гражданина.
Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партий, возникновение социального типа государства, а затем и полное отмирание государственности как таковой.
Социалистическое государство (Китай, Северная Корея, Куба).
Возникает в результате социальной революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений, как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социального общества.
Социальный тип – высший тип правовой системы общества. Социальное право возводит в законодательную волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.
Для социалистического государства характерно:
1) формально демократичные, но фактически не соблюдаемые принципы формирования государственной власти;
2) отсутствие политического плюрализма, т.е. монополия одной партии;
3) провозглашение целей повышения народного благосостояния, установления социальной справедливости, недопущения мягкого обогащения;
4) сильное влияние идеологии на государственную политику;
5) тотальное огосударствления собственности, отсутствие частной собственности на средства производства;
6) повышенный контроль за частной жизнью граждан и право ограничения в политических и экономических сферах.
История показывает, что социальное государство во многих областях оказалось неэффективным (распад СССР). Но большей опыт по строительству социальной государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны, ибо идеи социализма благородны и бессмертны.
После этапа социалистического государства должно наступить коммунистическое общество с упразднением государства и заменой его самоуправлением, основанном на высоком сознании людей.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 932;