Зарождение и становление музыкальной письменности на Руси
Для понимания путей развития русского певческого искусства в древнейшей период важное значение имеет вопрос: когда и как возникла славянская музыкальная письменность?
Богослужебное пение в Византии, как известно, было письменно фиксируемым явлением. Система фиксации напевов рождена в Византии в виде невменной системы. Эта традиция продолжилась и на Руси. Происхождение невменной нотации, скорее всего, связано с хейрономией или с искусством движения рук и пальцев. Изображение жестов подобного рода можно встретить на египетских барельефах III тысячелетия до н.э. Следовательно, принцип хейрономии уходит своими корнями в самую глубокую древность. Хейрономия являлась средством передачи и хранения священных музыкальных формул-попевок, а невменная нотация представляет собой зафиксированный на пергаменте воздушный рисунок движения рук.
Наиболее древним видом невменной нотации является нотация, предназначенная для фиксации торжественного напевного чтения Апостола и Евангелия. Называется она экфонетической нотацией. Синтаксическое членение текста, а также интонационные формулы произношения записывались с помощью специальных знаков: строчных, надстрочных и подстрочных. Экфонетические знаки, заимствованные из системы синтаксических ударений древнегреческого языка, не указывали точную высоту и продолжительность отдельных звуков. Они служили лишь для обозначения остановок, повышения или понижения голоса, а также выделения отдельных слов и фраз. На Руси эти знаки не нашли широкого применения.
В древнерусских певческих рукописях музыкальные знаки встречаются с начала XII века. Этот особый род невменного письма представляет собой разновидность палеовизантийской (или старовизантийской) нотации, сложившейся в основных своих чертах в IX веке. Эта древняя нотация и послужила основой русской знаменной нотации (от знамя – знак), или крюковой (от названия одного из наиболее употребительных знаков – крюк).
Старовизантийская основа русской крюковой нотации была принесена вместе с богослужебными книгами на Русь (через Болгарию). Дошедшие до нас памятники знаменной нотации датируются началом XII века. Сохранилось несколько не нотированных певческих книг XI века. Ряд учёных склоняются к мнению, что в церковнопевческом искусстве южных и восточных славян продолжительное время преобладала устная традиция. Систематическая работа по нотированию песнопений началась предположительно только к концу XI века. До сих пор не найден ключ к расшифровке старейшей знаменной нотации. Но палеографический анализ позволяет составить не точное, но приближённое представление об общих мелодических очертаниях напева.
Русский ученый – исследователь древнего знаменного пения М. Бражников – изучив графический состав русских певческих рукописей XI в., пришёл к заключению, что количество применяемых в этих рукописях знаков очень невелико, и главенствующая роль принадлежит всего трём знакам (крюк, стопица, статья простая). Впоследствии увеличение попевочного фонда, усложнение структуры песнопений вызвало появление новых знаков. Но эти первоначальные знаки составляли основу знаменного письма. Если в первое время в обучении церковному пению господствовала устная традиция, то с усложнением пения и знаменного письма, появилась потребность в специальных пособиях для овладения основами певческого искусства. Наиболее ранние из таких пособий, именуемых обычно азбуками, появляются только в конце XV века. Содержание их сводилось первоначально к простому перечню знаков знаменной нотации, своего рода «музыкальному алфавиту», помещавшемуся в конце певческой книги. Позже, со второй половины XVI века, певческие «азбуки» становятся более развёрнутыми, и содержат не только перечень знамён с их начертаниями, но и пояснения о том как поётся. Но эти комментарии, к сожалению, не указывали абсолютную высоту и длительность знаков. Они указывали только относительное звуковысотное значение знамени по отношению к другому. Таким образом, основой обучения знаменному пению по-прежнему оставалась устная традиция.
К началу XVII века был накоплен огромный мелодический фонд знаменного и других распевов. Разнообразие и обилие напевов потребовало более точной письменной их фиксации. В первой половине XVII века была осуществлена реформа знаменной нотации. Сущность её заключалась во введении дополнительных буквенных обозначений, которые проставлялись над знамёнами и точно указывали высотный уровень отдельных знаков мелодии и их отношения между собой. Для большей наглядности эти обозначения писали красной тушью (киноварью), поэтому они получили наименование киноварных помет. Подобные буквенные пометки были издавна известны в западной нотации невм. Еще в XI веке венгерский монах Герман Контрактус установил буквенные пометки.
Некоторые западные пометы обозначали длительность нотных знаков, а русские – высоту и характер исполнения знамени, но принцип применения буквенных обозначений, несомненно, один и тот же. Вопрос о знакомстве русских распевщиков с западной певческой практикой еще не разработан, хотя очевидно, что русские распевщики шли своим путем, что подтверждается довольно поздними реформами нотной нотации.
Только в первой половине XVII века новгородский мастер Иван Шайдуров привёл русские киноварные пометы в ясную и наглядную систему и окончательно ввёл их в практику крюковой нотации. Его пометы оказались наиболее совершенными, получили повсеместное употребление. Им было присвоено наименование «шайдуровских». Они состояли из букв славянской азбуки и составляли начало или первые буквы полных слов, употреблявшихся в певческой практике.
Киноварные пометы указывали на высоту отдельных знамён и опирались на 12-ступенный диатонический звукоряд от «соль» большой октавы до «ре» первой октавы, соответствующий среднему диапазону мужских голосов. Весь звукоряд делится на четыре согласия по три ступени в каждом: простое, мрачное, светлое и пресветлое. Буквенные пометы указывали ступени этих согласий.
Во второй половине XVII века была проведена ещё одна реформа музыкальной письменности, результаты которой изложены в «Извещении по согласнейших пометах» (1668) ученого-монаха Александра Мезенца. Он заменил киноварные пометы признаками-чёрточками, которые добавлялись к знамени, указывая на его принадлежность к тому или другому согласию. Замена киноварных помет признаками имела принципиальное значение, поскольку они прикрепляли каждый знак к определённому согласию. В этом смысле система Мезенца была точнее пометной системы.
Записи песнопений, снабжённых пометами и признаками, полностью поддаются прочтению и без особого труда могут быть переведены на пятилинейную нотацию. Поэтому всё развитие знаменного распева разделяют на два основных периода – беспометный (нечитаемый) и пометный (читаемый).
В последние десятилетия XVII века в Россию проникает так называемая киевская квадратная пятилинейная нотная система. Своё название она получила от того, что была заимствована в Киеве, где вошла во всеобщий обиход уже в начале XVII столетия, вытеснив знаменное письмо. К концу XVII века большинство крюковых записей было переведено «на ноту» и в Москве. Но при переводе на пятилинейную нотную систему знаменный распев несколько схематизировался, утрачивая присущую ему гибкость интонирования и ритмическую свободу. По сути дела киевское знамя – это уже совершенно другая система нотации, система западного образца, развившаяся в современную музыкальную нотацию, принятую в настоящее время во всем мире.
Обучение хоровому пению происходило не только в общеобразовательном плане, но и специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт, накапливавшийся в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, использовался в школьном обучении пению, а с другой стороны, последнее являлось основным каналом, питавшим профессиональное хоровое искусство. В конце XV века в Московскую Русь стали приглашать иноземных музыкантов. С этого момента началось вовлечение русской знати в инструментальное и вокальное светское музицирование, что привело к потребности и желанию обучаться игре на зарубежных инструментах. Появляются отечественные трактаты того времени: «Музыкальная грамматика» Николая Дилецкого и «Ключ разумения» Тихона Макарьевского. В одном из изданий «Стоглава» говорится, что значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах, что нашло отражение в постановлениях Собора 1551 года. Он постановил организовать в домах священников и дьяков училища и обучать в них грамоте и церковному пению. С развитием частных школ и индивидуального обучения пение включалось в число основных предметов. Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, которые создавались с XVI в. религиозно-национальными организациями – Братствами православными (добровольными объединениями мирян), организованными обычно при приходских храмах. Их задачей являлось попечение о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность, защита Православия.
Братские школы впервые появились во 2-й половине XVI столетия на территориях современной Украины и Белоруссии. Это целая эпоха в истории русского просвещения. Их открытие было наиболее действенной мерой в противостоянии православного общества насаждению инославия и унии православной шляхты. Братские школы были устроены по образцу протестантских гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) – грамматика, риторика и диалектика – и квадривиум (quadrivium) – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Наряду с положительными сторонами общей учебной работы братские школы показывали высокие образцы музыкального воспитания и хорового пения. Статья 20 Устава Луцкой школы определяет основы обучения в школе: «Сперва научаются складывать буквы; потом обучаются грамматике; притом учатся церковному порядку, чтению и пению».
В одном из изданий говорится, что значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков, организованный в XV веке. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская придворная певчая капелла. Музыкальные пособия того времени представляли простейшие азбуки со знаками крюкового письма, которые в последствии усовершенствовались заменой знаменного письма на 5-линейную нотацию.
Вопросы для самоконтроля
1. Как возникла славянская музыкальная письменность?
2. Какова первооснова русской знаменной или крюковой нотации на Руси?
3. Когда завершился процесс становления русского осмогласия?
4. Расскажите о реформе новгородского мастера Иван Шайдурова и ее значении.
5. Кто такой Александр Мезенц, и в чем особенность его реформы?
6. В каком веке в Россию проникает киевская квадратная пятилинейная нотная система?
Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 1360;