Тема 1.2. Характеристика этапов становления и развития истории отечественного музыкального образования

Первый этап (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X в.) характеризует наличие предпосылок зарождения и становления отечественного музыкального образования народной ориентации в недрах языческой культуры древних славян. Специфика музыкального опыта, передаваемого от поколения к поколению, определялась на этом этапе мифологическими представлениями славян о происхождении музыки и ее магической силе; традиционализмом, художественным синкретизмом, каноничностью культуры в целом, в том числе и музыкальной; характерными особенностями фольклорного, а на начальной фазе формирования и раннефольклорного интонирования; устной традицией в передаче музыкального опыта.

На втором этапе развития отечественного музыкального образования (с конца X в. до середины XVII в.) происходят существенные изменения. В связи с крещением Руси в 988 году и признанием христианства официальной государственной религией менялись содержание и способы передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. С принятием христианства в музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений. Одно из них сохранило ориентацию на музыку. В ней нашли дальнейшее развитие традиции народного музицирования, заложенные еще в период язычества. Другое направление было ориентировано на музыкальное начало в русской православной службе. Каждое из этих направлений развивалось по своим внутренним законам и вместе с тем находилось в диалектической взаимосвязи с другим направлением.

При этом именно православная ориентация стала определяющей в развитии отечественного музыкального образования. Обучение богослужебному пению считалось важным, нужным и получало поддержку как духовенства, так и государственной власти. Мирское же пение и игра на музыкальных инструментах не поощрялись, а подвергались гонениям со стороны русской православной церкви и государства.

Причина негативного отношения государства и духовенства к народному музицированию объясняется тем, что иерархи русской православной церкви богослужебное пение не признавали музыкой, а в мирской народной музыке видели проявление язычества. Если в других странах словом «музыка» нередко обозначалось и мирское музицирование, и пение в церкви, то русское православие такое уподобление понятий категорически не допускало до середины XVII столетия. Православное богослужебное пение, согласно принятым в то время установкам, музыкой не являлось. Имея общие корни с византийской православной традицией, развитие отечественной музыкально-педагогической мысли православной ориентации шло своим неповторимым путем. Оно во многом отличалось как от византийской, так и от западной католической традиций.

Совершенно очевидно, что обучение богослужебному пению и мирской музыке имело разные целевые ориентиры, а, следовательно, и задачи, и принципы, и содержание и методы обучения.

Отличительной особенностью третьего этапа в развитии отечественного музыкального образования (вторая половина XVII в. – первая треть XIX в.) явились кардинальные изменения во взглядах русской православной церкви на сущность понятия «музыка» («мусикия»). Это произошло в результате все более усиливающегося влияния Запада на развитие русской музыкальной культуры. Свидетельством тому является официальное признание в 1668 году Русской православной церковью факта допущения при богослужении партесного многоголосия.

Развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики нашло свое выражение в ориентации отечественных педагогов-музыкантов на западноевропейские формы музицирования, музыкально-педагогические концепции и технологии.

В музыкальном образовании, наряду с уже отмеченными направлениями, происходит выделение двух новых направлений: религиозно-духовно православная музыка и светская профессиональная музыка.

На четвертом этапе развития отечественного музыкального образования (со второй трети XIX до конца XIX столетия) основой развития отечественной музыкальной культуры, теории и практики музыкального образования становится последовательное расширение и углубление представлений отечественных педагогов-музыкантов о народности музыки, все более глубокое проникновение их в сущность русской народной музыки и ярковыраженное стремление к возрождению национальных традиций. Эти тенденции нашли свое отражение в постепенной переориентации педагогов-музыкантов на теоретическую разработку музыкально-педагогических концепций и технологий, отвечающих специфике русской национальной музыкальной культуре, и их претворению в педагогическую практику.

Пятый этап в развитии отечественного музыкального образования (с начала XX столетия и до наших дней, включительно) знаменует переосмысление педагогами-музыкантами целевых установок, содержания и методов музыкального образования. Это обусловлено интенсификацией процесса теоретического осмысления музыки как искусства; поливариативностью взглядов на ее природу, новыми воспитательными и образовательными возможностями; сосуществованием различных музыкально-стилевых систем в рамках каждого из основных направлений развития музыкального образования, их взаимодействия и интеграции.

Существенные преобразования происходят и в свете усиления внимания педагогов-музыкантов к личности учащегося, к возможно более полному раскрытию его творческого потенциала.

Весьма характерным для музыкального образования XX века, особенно второй его половины, является и обращение отечественных педагогов-музыкантов к изучению особенностей педагогического процесса; к осмыслению роли и значения учителя музыки (в широком смысле этого слова); к выдвижению новых, значительно более высоких музыкально-педагогических требований с соответствующей переориентацией на них содержания и методов обучения в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта.

В значительной мере это обусловлено все более интенсивной разработкой в последние годы альтернативных подходов к музыкальному образованию, развивающих гуманистические традиции отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этапы периодизации музыкального образования в России.

2. Назовите характерные черты первого этапа развития истории отечественного музыкального образования.

3. Назовите характерные черты второго этапа развития истории отечественного музыкального образования.

4. Назовите характерные черты третьего этапа развития истории отечественного музыкального образования.

5. Назовите характерные черты четвертого этапа развития истории отечественного музыкального образования.

6. Назовите характерные черты пятого этапа развития истории отечественного музыкального образования.









Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 1529;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.