Условия свидетельствования нотариусом подлинности подписи на документе
В соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ. Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.
Согласно п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ при свидетельствовании, в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате, подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
В п. 39 Методических рекомендаций отмечено, что, свидетельствуя подлинность подписи подписавшегося за лицо, которое не может собственноручно подписаться вследствие физических недостатков, болезни или по другим причинам, нотариус устанавливает личность как лица подписавшегося, так и того, за которое это лицо подписывается, а также проверяет их дееспособность.
Условия свидетельствования подлинности подписи на документе сформулированы в ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате: подлинность подписи свидетельствуется на том документе, содержание которого не противоречит законодательству РФ.
В этом плане это общее условие можно конкретизировать следующим образом.
Во‑первых, речь идет о подлинности подписи, поэтому нотариус вправе свидетельствовать только подлинность той подписи, которая сделана в его присутствии и собственноручно, удостоверившись в личности лица в соответствии с предъявленными им документами. При свидетельствовании подлинности подписи несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет необходимо согласие родителей, усыновителей и попечителей, которые также расписываются в документе.
Во‑вторых, при свидетельствовании подписи должностного лица нотариус проверяет не только его личность, но и полномочия на подписание, подтверждаемые соответствующими документами (п. 38 Методических рекомендаций). Речь идет, конечно, о тех случаях, когда из содержания документа видно, что он не носит частный характер, а исходит от организации, например при свидетельствовании подлинности подписи на банковской карточке.
В‑третьих, нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, а только свидетельствует подлинность подписи лица. В этом проявляется отличие данного нотариального действия от удостоверения сделок.
В‑четвертых, свидетельствование подписи представляет собой отдельный вид нотариальных действий, предусмотренный в ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате, наряду с удостоверением сделок. Поскольку это различные виды нотариальных действий, то, удостоверяя сделку, нотариус одновременно и свидетельствует подлинность подписи лиц, заключающих сделку. Поэтому вряд ли верно свидетельствовать подлинность подписи на документе, содержащем условия сделки. В этом плане вполне правильное положение содержалось в п. 126 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, ныне утратившей силу, о том, что подпись свидетельствуется на документах, не представляющих собой изложение сделки. В противном случае подменяется один вид нотариальных действий другим, что противоречит ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате.
На наш взгляд, сомнительно правило п. 3 ст. 160 ГК, согласно которому если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно. В данном случае нотариусу предлагается ограничиться свидетельствованием подлинности подписи на документе, содержащем условия сделки, что противоречит правилам нотариального производства.
В‑пятых, хотя нотариус только свидетельствует подлинность подписи лица, его содержание не должно противоречить законодательству России. Поэтому неправомерным будет свидетельствование подлинности подписи под заявлением, например, о признании карточного долга или об уплате калыма. Кроме того, свидетельствование фактов, содержащихся в документе, не должно быть отнесено к исключительной компетенции государственных органов, например органов загса. В этом плане правильное положение содержалось в п. 129 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1005;