Раса и нация
* ■ . ■
Необходимо строго различать два весьма разных понятия — нация и раса. Людей объединяют в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано определенным ареалом. Такие обозначения, как «русская раса», «английская раса», «итальянская раса» и др., являются ошибочными. Так, например, северные итальянцы выше ростом, более брахи-кефальны, менее темноглазы и менее темноволосы, чем уроженцы Южной Италии.
Отсутствие внутренней необходимой связи между расой и языком вытекает с полной очевидностью из многих
v, 269
t * * |
Рис. 44. Схема расовой классификации
фактов. У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа, с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы.
Меланезийцы, малайцы, полинезийцы, резко различаясь по своему антропологическому типу, говорят на язы-
ках малайско-полинезийской группы. К индоевропейской семье языков относятся, с одной стороны, языки северозападных народов Европы, очень светловолосых и светлоглазых, с другой — весьма смуглых, темноволосых индийцев, из которых некоторые, например, маратхи, имеют сравнительно темную кожу и широкий нос.
Весьма, многочисленны примеры, когда в пределах одного расового типа распространены различные группы языков. Так, индоевропейские, иранские племена западного Памира имеют гораздо больше общего по своему физическому типу с кавказцами, грузинами, семитами айсорами, чем с индоевропейцами Западной и Восточной Европы.
Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной связи языка и расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Изучение различных форм этой исторической связи позволило сделать ряд обобщений:
1. Язык и культура могут распространяться без переме
щения антропологических типов, но антропологичес
кие типы никогда не распространяются, не принося с
собой определенной культуры и языка.
2. Антропологические данные могут играть важную
роль для определения тех этнических слоев, из кото
рых сложился данный народ.
3. Когда масса населения, почти однородная по антро
пологическому составу, разделена на группы, говоря
щие на разных языках, в прошлом тех или иных форм
следует искать историческую общность этих групп.
4. Следует различать два принципа историко-культур?
ной классификации народов: а) классификацию по хо
зяйственно-культурным типам (например, арктичес
кие приморские Охотники, оленеводы тундры, кочев
ники-скотоводы степей); б) классификацию по так на-
зываемым историко-этнографическим областям, т. е. таким общностям людей, которые сложились в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область, и их длительных взаимных связей и влияний.
5. При решении проблемы этногенеза классификация
по историко-этнографическим областям имеет гораз
до большее значение, чем классификация по хозяй
ственно-культурным типам.
6. Границы антропологических типов больше совпада
ют с границами историко-этнографических областей,
чем с границами распространения хозяйственно-куль
турных типов и групп языковой классификации (Ро-
гинский, Левин, 1978).
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 745;