Зак. 486. искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезо­лите поворот от реализма к условности.



искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезо­лите поворот от реализма к условности.

Возникновение других видов искусства прослежива­ется этнографически. В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обыча­ев, подвигах предков, возникновении мира и различных явлений природы. Вскоре сюда добавились рассказы и сказ­ки. В музыке вокальная или песенная форма, по-видимо­му,, предшествовала инструментальной. По крайней мере, огнеземельцам и ведда, имевшим несложные охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкально­го инструмента. Но вообще музыкальные инструменты появились рано. Эти ударные приспособления из Двух кус­ков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щип­ковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Последние, видимо, представлены и ар­хеологически — трубчатыми костями с боковыми отвер­стиями, найденными в памятниках позднего палеолита. К числу древнейших видов первобытного искусства отно­сятся танцы, засвидетельствованные одним из мадленс-кйх рисунков. Как правило, первобытные танцы коллек­тивны и изобразительны: это имитация, часто с помощью масок, сцен охоты, рыболовства, собирательства, брачных отношений, военных действий и т. п. Соединяясь с уст­ным, музыкальным, изобразительным творчеством и под­час превращаясь в примитивные драматические представ­ления, такие танцы наиболее наглядно выражали эмоцио­нально-познавательную и воспитательную сущность пер­вобытного искусства.

Таким образом, в духовной культуре ранней родовой общины с самого начала наличествовали и развивались элементы рационального миросознания. Но в целом эти элементы были еще очень невелики: островки знания те­рялись в море незнания. Между тем люди в родовой об­щине, в противоположность людям первобытного стада,


t достигли такой ступени развития интеллекта, когда . потребность объяснить все, с чем им нрихо-| дятся сталкиваться, в том числе и то, что оставалось ;,непонятным, заставлялочувствовать свое бессилие. По-|этому рядом с рациональным миросознанием возникла ^религия.

Главной особенностью превратного миросознания I членов ранней родовой общины было то, что они еще не ^ выделяли себя из окружающей среды. Кормовая террито­рия, ее животные, растительные и минеральные богатства, \ действующие: на ней стихийные силы и живущая здесь f человеческая группа—все это мыслилось как единое, сли-

*Toe целое, в котором люди были тождественны с приро-

*дой. Природе приписывались человеческие свойства вплоть
до кровнородственной организации и дуалистического раз­
деления на две взаимобрачных половины; людям—свой­
ства природы вплоть до воспроизводства ее стихийных
явлений. Эта специфика первоначальной религии сказа­
лась во всех ранних видах фантастических представлений:
тотемизме, фетишизме, анимизме, магии.

Тотемизм, особенно полно сохранившийся у абори­генов Австралии, — это вера в существование тесной свя­зи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил,

|' что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его отцом, старшим братом и т. п., помогающим людям

|f данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред,

'*.употреблять его в пищу. У каждого рода был свой свя­щенный центр, с которым связывались предания о тоте-мических предках и оставленных ими «детских зароды- шах», дающих начало новым жизням; здесь хранились ; тотемические реликвии и совершались различные тотеми-

♦о*

II


ческие обряды. В целом тотемизм был своеобразным иде1 ологическим отражением связи рода с его естественной средой, связи, осознававшейся в единственно понятной в то время форме кровного родства.

Анимизм (anima — душа) — вера в сверхъестествен­ные существа, Заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Английским этно­графом Э. Тэйлором была выдвинута так называемая ани­мистическая теория происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духов была древ­нейшим видом религиозных представлений, возникшим в сознании «философствующего дикаря» при попытках обьяснитьтакие явления, как сон, обморок, смерть. В дей­ствительности подобные верования не могли быть исход­ным видом религии, так как представления о нематери­альном предполагают известное развитие абстрактного мышления. Но какие-то зачатки анимистических верова­ний в форме смутного одушевления природы, несомнен­но, появились уже в самую раннюю пору родового строя. У тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев и других наи­более примитивных народов* имелись неясные представ­ления о душах живых и умерших людей, злых и добрых духах, обычно мыслившихся в качестве физических, ося­заемых существ. Можно думать, что с этими представле­ниями были как-то связаны и ранние формы почитания матерей-охранительниц очага, засвидетельствованные на­ходками позднепалеолитйческих женских статуэток.

Фетишизм (fetico — талисман, амулет) — вера в Сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например, определенных орудий труда, предметов обихо­да, деревьев, камней, пещер, а позднее и специально из­готовленных культовых предметов. Существует мнение, что простейший фетишизм, состоящий в наделении неко­торых предметов ближайшего окружения наряду с обыч­ными также и чудодейственными свойствами, мог быть начальной формой религии. Так, фетишем могло стать


) добычливое копье или плодоносящее дерево, насы­тившее людей после длительной голодовки. Однако про­верить справедливость этой теории трудно: хотя элемен­ты фетишизма широко известны среди отсталых племен,

|; они переплетаются здесь с элементами тотемизма, ани­мизма и других религиозных представлений.

Магия (mageia — колдовство) — вера в способность

I человека особым образом воздействовать на других лю­дей, животных, растения, явления природы. Не понимая

Г настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что с помощью определен­ных приемов — действий и слов — можно вызвать дождь

| или поднять ветер, обеспечить успех в охоте или собира­тельстве, помогать или вредить людям. Большое распро­странение получила, в частности, производственная, или промысловая, магия: такова, например, «пляска кенгуру» у австралийцев, во время которой одни исполнители изоб­ражали этих животных, а другие якобы поражали их ко-

|' пьями. По мнению некоторых ученых, практика промыс­ловой магии археологически засвидетельствована часты­ми знаками ран на позднепалеолитйческих рисунках и скульптурах животных. Рано развились и другие основ­ные виды магии: вредоносная — наведение «порчи» на вра­га, охранительная —предотвращение этой порчи, лечеб­ная — колдовское лечение ран и недугов.

Таким образом, уже самые ранние виды религии за­ключали в себе начатки не только фантастических пред­ставлений — веры, но и священнодействий ■— культовой практики. Последняя долгое время не составляла тайны: совершение религиозных церемоний было доступно всем и каждому. Но с развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных зна­ний, умений, навыков, опыта. Важнейшие культовые дей­ствия стали совершаться старейшинами (например, у сеноев), а затем и особыми специалистами (у огнеземель-

<, 261


цев, семангов и др.). Как показывают мифы австралий­цев и обычаи ряда других племен, в качестве таких специа­листов первоначально выступали преимущественно жен­щины.

Религия играла очень большую роль в жизни родо­вой общины. Видный французский этнограф Л. Леви-Брюль, изучая духовную культуру отсталых племен, даже пришел к выводу, что мышление первобытных коллекти­вов было всецело иррациональным, мистическим, религи­озным. Это, конечно, неверно, так как если бы древней­шее человечество руководствовалось только превратны­ми представлениями, оно остановилось бы в своем разви­тии или погибло. В действительности духовной культуре ранней родовой общины было присуще тесное переплете­ние рациональных и превратных представлений. Так, леча рану, первобытный человек обычно обращался и к полез­ным травам и к маши; протыкая копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты или показывал их молодежи и магически обеспечи­вал успех предстоящего дела. Это переплетение нередко служит основой для различных построений, выводящих из религии другие явления духовной культуры и идеоло­гии, в особенности искусство и нравственность. Но раз­личные формы общественного сознания, хотя они всегда находились в активном взаимодействии, не могли возни­кать одна из другой, так как их общей основой были усло­вия общественного бытия.

Таким образом, первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя гра­ница по новейшим данным — примерно 2 млн лет назад, верхняя граница колеблется в пределах последних 5 тыс. лет; в Азии и Африке первые цивилизация возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н. э.; в Европе — в 1 тысяче­летии н.э., в других областях Земли — еще позднее.


Этническая антропология, или расоведение, изучает ан­тропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом. Полученные в результате этого изучения мате­риалы дают возможность выяснить родственные отношения между расами и историю их возникновения, т. е. древность, место и причины происхождения расовых типов.

Этническая антропология обслуживает также интере­сы и смежных с ней дисциплин, разрешая при этом ряд различных задач:

1. Сравнительное изучение человеческих рас весьма важ­
но для разрешения проблемы происхождения человека
современного вида и в первую очередь для разрешения
вопроса о том, в одном или нескольких местах возник
человеческий род. В истории науки этот вопрос всегда
рассматривался и решался в неразрывной связи с воп­
росом о степени взаимного сходства и различия между
человеческими расами, а также об изменчивости расо­
вых типов под влиянием географической среды.

2. Этническая антропология представляет существенный
материал для изучения закономерностей роста, измен­
чивости и корреляций, весьма важных для биолога.

3. Антропологический (расовый) материал имеет боль­
шое значение и для разрешения некоторых вопросов
истории, в особенности этногенеза. Наличие на тер­
ритории типа, резко отличного от основной массы на­
селения, позволяет с уверенностью говорить о при­
ходе на данную территорию либо предков основной
массы населения, либо предков типа, составляющего
меньшинство. Более того, в этнографических и архе­
ологических данных в подобных случаях всегда об­
наруживаются различия в культуре в настоящем или
в прошлом между группам^ отличающимися друг
от друга по антропологическому типу. Совокупными
усилиями антрополога, этнографа, археолога, а иног­
да и лингвиста можно определить область, из кото­
рой шло переселение, и время этого переселения.









Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 687;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.