Личностные изменения в позднем возрасте

Как было сказано ранее, по вопросу об изменении личности старых людей сущест­вует множество противоречивых мнений. Они отражают раз­личные взгляды исследователей на сущность старения и на трактовку понятия «личность». Некоторые авторы отрицают ка­кие-либо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические и психические изменения, да и саму старость считают заболеванием, объясняя это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и заканчивается смертью. Это, конечно, крайние точки зрения. Кроме того, су­ществуют также промежуточные их варианты.

По мнению Е.С. Авербух, у людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется от­ношение к явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение круга инте­ресов, характерно частое брюзжание, недовольство окружаю­щими. Наряду с этим имеет место идеализация прошлого, тен­денция к воспоминаниям. У старого человека зачастую снижа­ется самооценка, возрастает недовольство собой, неуверенность в себе. Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно, что многие до преклон­ного возраста сохраняют индивидуальные особенности и твор­ческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, насту­пает известная «просветленность духа», на смену всего прихо­дит мудрость.

Старость крайне критичный период времени. Она требу­ет всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей об­становке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Однако очень часто наступающем: в старости возрастное снижение адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни.

Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному в зависимости от ряда факторов - как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое по­ложение, наличие духовых интересов, творческой активности).

Старение личности может проявляться в так называемом синдроме «неприятия старения», в основе которого лежит внут­ренний конфликт между потребностями личности и ограничен­ными в силу физического и психического постарения возможно­стями их удовлетворения. Это противоречие приводит к явле­нию фрустрации и разным формам социально-психологической дезадаптации личности.

Влияние социальных и психологических моментов на про­цесс старения личности заключается в обрыве привычных соци­альных и психологических связей и отношений личности пожи­лого человека, что приводит по существу к социальной депривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эф­фект усиливается в большинстве случаев в ситуации физическо­го и психологического одиночества, столь характерной для позднего возраста.

Таким образом, изменения статуса человека в старости вызваны, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Точное и полное знание особен­ностей влияния социально-психологических и биологических факторов на процесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ жизни старых людей таким образом, чтобы способствовать оптимальному функционированию лич­ности старого человека и оказывать тем самым сдерживающее влияние на процесс ее старения.

Одной из важнейших систем, входящих в понятие лично­сти, является образ самого себя, самооценка - представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отноше­ние к себе. Представление о самом себе у старого человека зави­сит главным образом от актуальной жизненной ситуации. Имеет место тенденция к поддержанию постоянного представления о собственном «Я». Постоянство образа «Я» очень важно для со­хранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное снижение самооценки и восприятия собственного «Я» может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль при этом играет обратная информация, получаемая по поводу себя из среды, в которой живет человек. На формирование отношения к себе пожилых людей ока­зывают влияние распространенные в обществе стереотипы. Под воздействием негативных мнений, многие представители позд­ней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возмож­ности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испыты­вают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность. Например, некоторые по­жилые люди твердо уверены в том, что в скором времени поте­ряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ра­нее, что частично потеряют контроль над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.

Таким образом, отрицательная модальность субъективного отношения к себе - важный фактор не только психического, но и физического старения человека.

Кроме того, снижение самооценки пожилых тесно связано и с другими неблагоприятными для полноценного функциони­рования обстоятельствами, в результате которых человек лиша­ется своего профессионального будущего и оказывается выклю­ченным из системы межличностных связей. Такими причинами могут быть: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, ут­рата личностно-значимых социальных ролей.

Таким образом, стареющий человек попадает в уникаль­ную для него по степени сложности и непривычности ситуацию неопределенности. Ему приходится самостоятельно вырабаты­вать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.

Однако в литературе встречаются противоречивые сведе­ния относительно самооценки в старости:

- возраст не влияет на самооценку, самоуважение;

- самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие;

- в позднем возрасте характерен высокий уровень самооценки в сочетании с неустойчивостью и неадекватностью по типу завышения.

Данная ситуация является, по-видимому, следствием об­щего закона геронтогенеза - закона разнообразия, проявляюще­гося в том, что показатели состояний, функций или свойств в этом периоде приобретают усиливающуюся вариативность, зна­чительно превышающую таковую в группах людей зрелого воз­раста.

Не менее важным в этом возрасте является интеллекту­альное функционирование. Традиционным взглядом на интел­лект старых людей была концепция интеллектуального дефици­та, н соответствии с которой в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные ис­следования не подтверждают данный факт.

Следует учитывать то обстоятельство, что снижение пока­зателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связано с за­медлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, не­обходимое для выполнения задания. Если тестирование не огра­ничивать строгими временными рамками, то, возможно, задания будут выполняться более успешно. При этом важно понять, на­сколько морфофункциональные сдвиги, определяющиеся биоло­гическими возрастными процессами, могут отражаться на ин­теллектуальных характеристиках пожилых.

Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопос­тавлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожи­лого возраста, так как они не выявляют специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в моло­дости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. При этом большое значение имеет уровень развития у данного человека умственных способностей в молодом возрасте, особенно если он занимается творческой, научной деятельностью, поскольку лю­ди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости.

Американские психологи считают, что в большинстве слу­чаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых лю­дей объясняется слабым здоровьем, экономическими или соци­альными причинами, например изоляцией, а также недостаточ­ным образованием и некоторыми другими факторами, напря­мую не связанными со старением.

Важную роль при изучении влияния процесса старения на психические процессы отводят памяти. Ослабление основных функций памяти происходит неравномерно. В основном страда­ет память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.

Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего разви­тия человека, в частности развития его личности. При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и не­обходимость подготовки людей к старению. Задача эта заключа­ется не только в поддержании физического состояния индивида, но и в создании условий для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.

Во время старости наблюдаются изменения личностных свойств. У стареющего человека постепенно слабеет деятель­ность всех органов чувств, пропадает живость, подвижность. Интенсивно-деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональ­ности. Отмечается, что люди, прожившие бурную, эмоциональ­но-напряжённую жизнь, постепенно становятся более спокой­ными, находят радости в более узком кругу, иногда их жизнь становится совсем безрадостной. Сужается круг их знакомств, свою любовь они концентрируют на семье, а то и на ком-то од­ном из её членов (единственный внук или внучка), который ста­новится для них центром всех радостей жизни. Большое значе­ние играет перемена окружения. Например, если человек стано­вится скупым на слова, то это нередко связано с тем, что старых друзей уже нет, а заводить новых не хватает сил и возможно­стей.

Хорошо известны старческая беспомощность, внушаемость и податливость. Эти черты обычно связаны с сужением круга интересов до вопросов своего здоровья и сосредоточением их вокруг собственных желаний и потребностей, иногда в ущерб интересам близких, с повышенными эмоциональными реакция­ми и высказыванием огромного количества жалоб. Процессы обеднения эмоциональной жизни могут носить и более тяжёлую форму, в таких случаях внешний мир почти совсем не интересу­ет человека, его чувства деградируют до физиологических процессов: еда, сон, отправление элементарных потребностей. На­строение становится более постоянным. Люди обычно спокой­ны. В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в ка­ком-то определённом направлении: подавленность или возбуж­дённость. Иногда приходится встречаться и с большой лабиль­ностью настроения.

Когда в старости у человека, всю жизнь отличавшегося добротой и щедростью, возникает скупость (пресловутая ска­редность пожилых людей), люди других возрастов недоумева­ют, так как не понимают причин происходящих изменений. Они меньше бы поражались и больше бы оказывали практической помощи, если бы отчётливо понимали, что за бережливостью скрывается форма борьбы за независимость и свободу. Посколь­ку пожилые люди по различным причинам не рассчитывают уже сами заработать на непредвиденные нужды, единственный спо­соб сохранения независимости - бережливость.

Часто в старости проявляется обидчивость, а реакции по­жилых людей кажутся несоразмерными вызвавшим их причи­нам, поскольку незначительные конфликты в семье или на рабо­те у людей позднего возраста нередко в памяти восстанавливаю! старые, давно забытые обиды. Пожилые люди реагируют не только на данное конкретное событие, но и, кроме того на сум­му предыдущих обид, поэтому у них развивается массированная затяжная реакция. При выраженных признаках неблагополучия может возникнуть временное болезненное состояние, например невроз. Иногда может развиться острое психическое состояние.

Как уже упоминалось, наряду с процессами старения в ор­ганизме человека развиваются приспособительные психологиче­ские механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости. Так, например, сла­беющая непроизвольная память компенсируется богатой ассо­циативной памятью или навыком записывать необходимые све­дения; недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью. Путь сохранения интеллекта связан с реализацией активного взаимодействия в социальной и практической сфере. В результате расширения социальных кон­тактов или поддержки их на достаточно высоком уровне у пожилых. людей нивелируются такие качества, как категоричность л косность суждений, стремление к опоре на прошлый опыт во­преки логическим построениям.

Ортодоксальные, плохо корригируемые взгляды могут противоречить обстоятельствам жизни, вызывая тяжёлые ду­шевные переживания у пожилых. В этом случае в качестве ком­пенсаторного противовеса выступают защитные механизмы личности. Не изменяя своих критериев ценности, пожилой че­ловек представляет внешние обстоятельства особым образом, а желания выступают в роли фантазий. И, погружаясь в нереаль­ный мир, он начинает в нём жить, как страус, который прячет голову в песок, когда скрывается от преследователей. В данном случае пожилые люди нуждаются в проведении психологиче­ской коррекции для усиления способности к изменению отно­шения к самому себе, чтобы научиться переоценивать и вклю­чать свой внутренний опыт, принимать противоположную пози­цию.

У людей в позднем возрасте складывается жёсткий внут­ренний порядок структуры личности. Активизация компенса­торных механизмов личности требует глубинной перестройки иерархии мотивов. Без этого попытки принудительного введе­ния в сознание вытесненных переживаний, не предварённые систематической работой по укреплению ясно осознаваемых психологических установок, вызывают резкое сопротивление и порождают отрицательное отношение пожилого человека к по­добному вмешательству. Становится понятно, почему советы пожилым людям не всегда находят у них поддержку. Советы нужно давать тогда, когда они расположены слушать. Причем это надо делать в косвенной форме.

Личностям с жёсткой и косной системой принципов пове­дения было бы особенно трудно, а подчас и невозможно, дейст­вовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику. Очевидно, что способ за­щиты личности и стратегия поведения в позднем возрасте зави­сят от жизненного пути, особенностей личности, сформировав­шихся стереотипов поведения.

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудно­сти. Некоторые пожилые люди, отрицая существование про­блем, подавляют свои стремления, которые доставляют им не­удобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. При­способление в этом случае достигается за счёт понижения уров­ня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может при­выкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необ­ходимого и действовать так, как если бы потребности не суще­ствовало.

Многие из пожилых людей преодолевают конфликты, пы­таясь манипулировать мнением окружения, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении. Другие нахо­дят выход в самооправдании и снисхождении к своим слабо­стям. Некоторые прибегают к различным формам самообмана. Формирование у пожилых людей достаточной психической гиб­кости позволяет правильно понять себя и окружающих, способ­ствует адаптации к переменам.

У пожилых людей прослеживается тенденция поделиться своими воспоминаниями. Они охотно рассказывают о тягостных обстоятельствах своей жизни и связанных с ними переживаниях. Разрядка возникает от совместно прочувствованной ситуации. Рассказывая о себе, пожилой человек становится слушателем. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться в се­бе, поделиться тяжёлыми впечатлениями. Кроме того, собесед­нику, чаще всего пожилому человеку, его беды близки, так как они сверстники, люди одного поколения. Нередко в процессе исповеди человек расстаётся с тайнами, которые требуют боль­ших специальных усилий по их сокрытию, и это тоже способст­вует облегчению состояния. Очищение исповедью и признанием заключается в снятии различных форм напряжения путём разде­ления ноши с близким, переложения части ответственности на другого.

Другим способом психологической защиты, к которому охотно прибегают пожилые люди, является включение. В этом случае человек становится очевидцем более тяжёлой ситуации в жизни по сравнению с его личной травмой. Тогда важность травмирующего события снижается на фоне трагедии, разы­гравшейся с другим человеком. Примером защиты по типу включения является разрешение внутреннего конфликта при со­переживании. Если человек наблюдает и сопереживает драмати­ческие ситуации других людей, существенно более тягостные и глубокие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои неудачи по-другому, через призму чужих со­бытий. Люди, способные искренне сопереживать страданиям окружающих, не только облегчают их другим, но и способству­ют улучшению и своего психического состояния,

Человек в глубокой старости старается выполнять обязан­ности по самообслуживанию, несмотря на то, что ему становит­ся трудно с ними справляться. Прежние социальные мотивы по­ведения утрачивают своё значение. Такая ситуация способствует резкому сужению круга интересов и заострению черт характера. Человек преклонного возраста перестаёт интересоваться тем, что выходит за пределы его субъективного мира. Оставшуюся энергию направляет на самосохранение. Резкое сужение круга интересов в конце жизни следует рассматривать как приспосо­бительное явление, направленное на сбережение иссякающих возможностей организма и поддержание наиболее важных жиз­ненных функций.








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2897;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.