Гарантии реализации процессуальных прав обвиняемого при производстве следственных действий.
При необходимости производства осмотра в жилище подозреваемого необходимо его согласие. Если подозреваемый, пытаясь воспользоваться своим конституционным правом на неприкосновенность жилища, не дает согласие производить осмотр, то потребуется судебное решение в порядке ст. 165 УПК РФ.
При производстве следственного эксперимента с участием подозреваемого и обвиняемого законодатель обязывает обеспечить их безопасность. В противном случае проведение следственного эксперимента не допускается (ст. 181 УПК РФ).
В соответствии со ст. 181 УПК РФ следственный эксперимент производится в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события.
Для проведения обыска и выемки в жилище подозреваемого и обвиняемого необходимо судебное решение в порядке ст. 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство обыска и выемки не терпит отлагательства, данные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случает следователь в течение 24 часов с момента обыска или выемки должен уведомить суд и прокурора об их производстве.
Понятие «исключительные случаи», когда производство обыска или выемки не терпит отлагательства, является оценочным. Ситуации, требующие безотлагательного производства обыска, возникают, например, когда: фактические основания к производству обыска появились внезапно при производстве других следственных действий; поступили сведения о том, что лицо, владеющее имеющими значение для дела объектами, принимает меры к их уничтожению или сокрытию; обыск необходим для пресечения дальнейшей преступной деятельности, обнаружения и задержания преступника и т.п.
При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого он производится, либо совершеннолетних членов его семьи.
Согласно ч. 5 ст. 182 УПК до начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.
Производство обыска обеспечивается государственным принуждением. Постановление об обыске позволяет беспрепятственно входить в подлежащие обследованию помещения, в том числе принудительно вскрывать как в целом помещение, так и любые хранилища или объекты, находящиеся внутри обыскиваемых помещений. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
В ходе обыска подозреваемых и обвиняемых нередко возникают ситуации «добровольной» выдачи предметы, запрещенные в легальном обороте. По этому поводу имеется решение судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда.
Личному обыску по общему правилу подлежит лицо, занимающее процессуальное положение подозреваемого или обвиняемого. Право следователя подвергнуть личному обыску любое лицо, находящееся в обыскиваемом помещении, не зависит от того, истребовалось для обыска в этом помещении судебное разрешение или нет. Ход и результаты личного обыска в данном случае могут быть отражены как в общем, так и в отдельном протоколе. Личный обыск, произведенный в отношении лица, находящегося в обыскиваемом помещении (ч. 2 ст. 184 УПК), необходимо отличать от исключительных случаев, когда производство личного обыска не терпит отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК): в последней ситуации следователь обязан уведомить суд о проведенном следственном действии, в первой — по общему правилу такая обязанность отсутствует.
Личный обыск обеспечивается государственным принуждением, в частности, соразмерным, соответствующим принципам уголовного судопроизводства применением физической силы. При личном обыске обследованию подлежит тело человека, его одежда и находящиеся при нем вещи. При обследовании носимых вещей, имеющих замки (сумки, портфели), допускается их вскрытие.
Вне зависимости от характера поисковых действий (обследуются интимные части тела или только одежда, вещи) закон запрещает производство личного обыска лицом противоположного пола. Для соблюдения данного условия следователь, будучи лицом противоположного пола, обязан поручить производство личного обыска иному лицу. Если это организационно невозможно, то для целей обследования одежды и носимых вещей допускается их предварительная выемка с последующим осмотром.
Контроль и запись переговоров, ввиду значительного ограничения конституционных прав граждан в процессе их осуществления, требуют наличия существенных фактических и юридических оснований, одним из которых является наличие достаточных данных, дающих основания полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого могут содержать сведения, имеющие значения для уголовного дела.
Ограничение прав и свобод подозреваемых и обвиняемых должно быть таким, чтобы, с одной стороны, оно не препятствовало борьбе с преступностью, а с другой стороны, не допускало незаконного и необоснованного их ограничения. Уголовно-процессуальный закон должен охранять право на тайну переговоров граждан при производстве по уголовному делу от незаконных и необоснованных вмешательств и проникновений. Законные и обоснованные решения о производстве контроля и записи переговоров способствуют эффективному раскрытию преступлений, установлению лиц, их совершивших, а также обеспечению прав и законных интересов граждан.
Обратимся к вопросу обеспечения прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого при производстве допроса. Основанием для первичного допроса подозреваемого или обвиняемого является сам факт постановки их в соответствующее процессуальное положение. Основанием для повторного допроса подозреваемого или обвиняемого являются сведения о том, что им известны фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела, либо их ходатайство. Повторный допрос по тому же самому обвинению обвиняемого, отказавшегося от дачи показаний, возможен только по ходатайству.
Допрос подозреваемого и обвиняемого не может длиться более 4 часов без перерыва, продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем 1 час, общая продолжительность допроса не может превышать 8 часов. Кроме того, необходимо отметить запрет на допрос в ночное время (кроме случаев, не терпящих отлагательства), предусмотренный ч. 3 ст. 164 УПК РФ.
Подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей, вызываются на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка является единственным официальным средством вызова участников судопроизводства на допрос.
В случае неявки без уважительных причин подозреваемый и обвиняемый, вызываемые на допрос, могут быть подвергнуты приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные ст.111 УПК.
Обвиняемому, подозреваемому разъясняется конституционное право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников. Кроме того, подозреваемый и обвиняемый обладает правами, предусмотренными ст. 46 и 47 УПК РФ.
Обеспечению прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого при производстве опознания способствует норма о внешнем сходстве и количестве предъявляемых для опознания объектов, закрепленная в ч.4 ст. 193 УПК РФ. Предъявляемые для опознания лица (в т.ч. подозреваемые, обвиняемые) должны иметь внешнее сходство. Для этого подбираются люди одного возраста, расы, национальности. Сходство приоритетно над возрастом, расой, национальностью и даже полом. Все опознаваемые должны быть одеты по возможности одинаково (без резких различий). В протоколе подробно описываются внешность и одежда предъявляемых лиц. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись.
Предъявление для опознания юридически ничтожно, если до его проведения имело место фактическое узнавание лица или объекта (случайное или в рамках оперативно-розыскного мероприятия). В таком случае следует допросить лицо, узнавшее другое лицо. Органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, могут представить (следователь истребовать от них) соответствующий рапорт. Повторное предъявление лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам прямо запрещено законом.
В целях обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых при проведении проверки показаний на месте следует отметить, что проверка показаний на месте производится отдельно с каждым обвиняемым или подозреваемым. Данное следственное действие имеет юридически значимый результат лишь в случае, когда нет сомнений в свободе поведения лица, чьи показания проверяются. Поэтому действия следователя, его диалог с допрашиваемым, занимаемое место при передвижении должны выразительно подчеркивать, что инициатива в выборе направления следования, узнавании объектов, демонстрации действий принадлежит дающему показания. Немаловажное значение имеет порядок передвижения конвоя и понятых. Соответственно должен быть выбран и ракурс видеозаписи или фотосъемки. Фотография, на которой обвиняемый запечатлен с протянутой в сторону рукой, не указывающей на какой-то конкретный объект, как правило, не повышает достоверности полученных сведений. Фотография или видеозапись должны передавать демонстрацию действий.
Доказательственное значение имеют сведения о том, что лицо, чьи показания проверяются, действительно осведомлено о происходивших событиях, знает те частности и детали, которые невозможно предугадать. Особенно ценны сведения о тех обстоятельствах преступления, которые на момент проверки показаний на месте не были известны органам расследования.
В соответствии с ч. 3 ст. 195 УПК следователь обязан ознакомить с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъяснить им права, предусмотренные ст. 198 УПК, о чем составляет протокол. В соответствии с ч. 3 ст. 195 УПК следователь обязан ознакомить с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъяснить им права, предусмотренные ст. 198 УПК, о чем составляет протокол. Следует отметить, что в число прав подозреваемого и обвиняемого не входит ходатайство о назначении той или иной экспертизы.
Обвиняемый, подозреваемый обязаны подвергнуться исследованию, а при отказе могут быть принуждены к этому. Вместе с тем нельзя не учитывать, что принуждение не может носить характера насилия или иных действий, унижающих человеческое достоинство, и создавать опасность для жизни и здоровья.
Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, которым разъясняется при этом право ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2390;