Обеспечение и защита прав свидетеля в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 УПК РФ свидетель- это физическое лицо, которое предположительно имеет какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, либо иных существенных для уголовного дела обстоятельств.
Фактическим основанием наделения гражданина статусом свидетеля является предположение органов расследования о наличии у этого гражданина сведений об обстоятельствах совершения преступления. Процессуальным основанием того, что гражданин ставится в положение свидетеля, служит его вызов для дачи показаний. Документально этот факт оформляется повесткой, направляемой гражданину, в которой указывается, что он должен явиться для дачи показаний в качестве свидетеля.
Уголовно-процессуальный закон не связывает наделение гражданина статусом свидетеля с его незаинтересованностью в исходе дела, за исключением одного случая. При производстве некоторых следственных действий, перечисленных в ст. 170 УПК РФ, необходимо участие понятых, которые в дальнейшем производстве по уголовному делу могут привлекаться как свидетели. Но незаинтересованность в данном случае является качеством не свидетеля, а первоначального статуса понятого.
Общий процессуальный статус свидетеля включает все те же права и их гарантии, которыми располагают любые участвующие в производстве по уголовным делам субъекты. К ним относятся: право на неприкосновенность жилища, личности, тайну личной жизни, переписки, право пользоваться любым языком для дачи показаний, обжаловать действия (бездействие) органов расследования и суда и др.
Отраслевой процессуальный статус свидетеля определяется такой процессуальной функцией, как оказание помощи органам расследования и суду в установлении обстоятельств совершения преступления либо связанных с ним событий. Поэтому его отраслевой процессуальный статус складывается из таких прав, которые необходимы для ее выполнения. Эти права во многом повторяют права иных участников уголовного судопроизводства. Например, право пользоваться услугами переводчика бесплатно. Однако в некоторых случаях имеется несоответствие в регулировании отраслевых процессуальных статусов субъектов. Так, в п. 4 ч. 4 ст. 56 УПК РФ закреплено право свидетеля заявлять отвод переводчику. В ст. 42 УПК РФ, определяющей статус потерпевшего, такое право отсутствует. Как представляется, потерпевший вправе заявить отвод переводчику, если переводчик, по мнению потерпевшего, не справляется со своими обязанностями либо по иным причинам не может участвовать в уголовном судопроизводстве по данному уголовному делу. Отсутствие же в законе специальной нормы об этом праве потерпевшего можно расценить как пробел.
К числу особенностей процессуального статуса свидетеля следует отнести предусмотренное действующим уголовно-процессуальным законом право пользоваться квалифицированной юридической помощью при даче показаний. Адвокат, оказывающий юридическую помощь свидетелю, - лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и приглашенное свидетелем для оказания ему квалифицированной юридической помощи в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
Представляется, что процессуальные полномочия адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, должны быть определены в самостоятельной норме УПК.
Предоставив свидетелю право являться на допрос с адвокатом, законодатель весьма слабо регламентировал деятельность, как следователя (дознавателя), так и адвоката по реализации этого права.
В ч. 5 ст. 189 УПК РФ говорится лишь о том, что если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует на допросе и пользуется правами защитника, предусмотренными ч. 2 ст.53 УПК РФ.
Однако, адвокат может быть приглашен свидетелем для оказания ему юридической помощи не только при допросе и очной ставке, но и в ходе участия свидетеля в иных следственных действиях. Поэтому и полномочия адвоката, рассмотренные нами далее, касаются не только его участия в допросе, но и в иных следственных действиях, проводимых со свидетелем.
В первую очередь необходимо отметить, что в законе не урегулирован вопрос о том, каким образом свидетель вообще должен получить информацию о принадлежащем ему праве пригласить адвоката для оказания ему юридической помощи.
Представляется, что данное право следователь, дознаватель обязан разъяснить свидетелю либо одновременно с вызовом (в повестке или по телефону), либо непосредственно перед началом следственного действия. Если этот не будет сделано, то тем самым будут нарушены требования УПК РФ, а показания свидетеля, полученные в отсутствие адвоката, могут быть признаны недопустимым доказательством.
Тем не менее, практика свидетельствует о том, что рассматриваемое право свидетелю разъясняется далеко не всегда.
В уголовно-процессуальном законодательстве не указан момент, с которого адвокат может участвовать в деле в качестве такового.
Следует отметить, что в настоящее время УПК РФ не предусматривает наличия какого-либо особого - разрешительного - порядка вступления адвоката в уголовный процесс.
Тем не менее, полагаем, что следователь обязан удостовериться в личности приглашенного адвоката. Поэтому, на наш взгляд, адвокат должен предъявить свое удостоверение, а также ордер адвокатского образования на участие в уголовном деле для оказания юридической помощи свидетелю.
Перед началом следственного действия следователь в соответствии с ч. 5 ст. 164 УПК РФ должен удостовериться в личности свидетеля и адвоката, приглашенного для оказания юридической помощи, разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия.
Адвокат, оказывающий юридическую помощь свидетелю — иной участник уголовного судопроизводства, поэтому он не может одновременно участвовать в деле на стороне защиты или обвинения, в противном случае велика вероятность его предвзятого влияния на свидетеля.
Как уже указывалось, в настоящее время адвокат, приглашенный свидетелем, в соответствии с ч. 5 ст. 189 УПК РФ наделен полномочиями защитника, предусмотренными ч. 2 ст. 53 УПК РФ. Во время допроса адвокат вправе:
- давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации;
- задавать ему с разрешения следователя вопросы;
- делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия;
- по окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, которые следователь обязан занести в протокол.
Представляется, что все эти полномочия адвоката следует не только сохранить, но и распространить их на другие следственные действия, которые проводятся со свидетелем.
Для оказания эффективной помощи свидетелю адвокат должен обладать, еще как минимум, следующими правами:
- составлять от имени свидетеля письменные заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
-ходатайствовать от своего имени о применении мер безопасности к свидетелю;
-самостоятельно приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом.
Несомненно, такие права есть и у самого свидетеля, но предоставление их адвокату усилило бы гарантии обеспечения прав свидетеля.
Кроме того, необходимо предусмотреть в законе и обязанности, адвоката, а также меры его ответственности.
Обращаясь к адвокату за оказанием помощи, свидетель должен представлять, какой объем необходимой информации он готов, может и должен сообщить. В то же время перед ним достаточно часто встает еще одна проблема. Обращение за помощью зачастую предполагает вторжение постороннего лица в частную (личную) жизнь, коммерческую деятельность, другие важные для него сферы. Поэтому свидетель должен быть уверен, что посвящение в эти подробности адвоката не вызовет ее распространение среди неограниченного круга лиц. Такая уверенность может основываться только на существовании профессиональной тайны, которой связан соответствующий адвокат.
Во время подготовки к производству данного следственного действия адвокату, прибывшему вместе со свидетелем по его приглашению, следует уточнить у следователя существенные обстоятельства, этапы и элементы деятельности свидетеля как субъекта опытных действий, проводимых в ходе следственного эксперимента на месте происшествия.
Кроме того, адвокату, приглашенному свидетелем для оказания юридической помощи, без сомнения, необходимо разъяснить содержание методики, в соответствии с которой будут проводиться опытные действия.
Это поможет ему более детально и точно ознакомить свидетеля с процессуальным порядком производства эксперимента. В случае же, если свидетель по тем или иным мотивам будет отказываться от участия в эксперименте, адвокат сможет более верно разъяснить ему необходимость и важность его участия в нем. В этом случае важно наличие положительного психологического контакта как между свидетелем и адвокатом, так и между адвокатом и следователем.
Одним из важнейших средств обеспечения защиты прав свидетеля (а также потерпевшего и иных лиц) является возможность применения мер безопасности. Эти меры могут быть реализованы в следующем порядке:
- свидетель (потерпевший) сообщает о возникшей угрозе для его жизни, здоровья, сохранности имущества либо угрозе для его близких и заявляет ходатайство о применении мер охраны;
- следователь либо иные органы расследования, суд обязаны принять меры к выяснению достоверности полученного сообщения, в частности, провести некоторые процессуальные действия: допрос свидетеля (потерпевшего) относительно обстоятельств появления угрозы, контроль и запись переговоров свидетеля (потерпевшего) или иных лиц в порядке, установленном ст. 186 УПК РФ;
- органы расследования осуществляют выбор и принятие конкретных мер защиты свидетеля (потерпевшего).
В законе предусмотрены меры защиты как локального, так и общего характера. Например, в соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК РФ опознание может быть проведено при отсутствии визуального контакта между опознаваемым и опознающим. В дальнейшем производстве по уголовному делу меры безопасности могут более не потребоваться.
Меры безопасности могут применяться на всем протяжении производства уголовного дела. Например, согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ допускается засекречивание данных лиц, в отношении которых имеются основания для применения глобальных средств защиты. Например, в протоколах следственных действий могут использоваться псевдонимы свидетеля при соблюдении условий и порядка, указанного в ч. 9 ст. 166 УПК РФ.
Сокрытие данных о личности свидетеля (потерпевшего) имеет важное значение по нескольким аспектам. Во-первых, субъекты уголовного судопроизводства получают возможность непосредственного и безопасного участия в производстве по уголовным делам. Следовательно, они могут лично защищать и отстаивать свои интересы. Во-вторых, повышается их активность в уголовном судопроизводстве. В-третьих, органы расследования и суд обеспечивают установление существенных для расследования и разрешения уголовных дел обстоятельств, поскольку снижается число неявок для участия в следственных действиях, изменений показаний и т.п.
Вместе с тем институт применения мер безопасности к свидетелям и потерпевшим нуждается в существенных уточнениях. Во-первых, следует разъяснять лицу, ходатайствующему о применении мер безопасности, какие именно меры могут быть приняты; во-вторых, как долго они будут действовать; в-третьих, какие последствия имеют.
Одним из средств обеспечения безопасности свидетеля в уголовном судопроизводстве РФ является засекречивание данных о личности свидетеля, его месте жительства и иных сведений. Если органы расследования предлагают свидетелю применить это средство для его защиты или защиты его близких родственников, то они в обязательном порядке должны поставить это лицо в известность о следующих обстоятельствах:
- все подлинные сведения о личности свидетеля (потерпевшего) будут храниться в запечатанном конверте, приобщенном к материалам уголовного дела (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
- этот конверт не будет предъявлен для ознакомления обвиняемому и его защитнику по окончании расследования (ч. 1 ст. 217 УПК РФ);
- к обвинительному заключению будет приложен список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание с указанием их фамилии, имени, отчества, места жительства (ч. 4 ст. 220 УПК РФ);
- если в судебном разбирательстве будет заявлено обоснованное ходатайство о раскрытии подлинных данных о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого, установления существенных для разрешения дела обстоятельств, то суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомиться с соответствующими сведениями (ч. 6 ст. 278 УПК РФ).
Как представляется, возможность рассекречивания данных свидетеля - это то обстоятельство, которое не способствует его эффективной защите. В данном случае речь идет о конкуренции приоритетов в уголовном судопроизводстве: защита жизни, здоровья, имущества потерпевшего, свидетеля или их близких или установление существенных для дела обстоятельств, определение тактики, стратегии защиты подсудимого. По нашему мнению, в этом ряду превалирует охрана жизни, здоровья имущества потерпевшего, свидетеля и их близких. Если существует реальная угроза, то раскрытие данных об их личности и местонахождении должно быть полностью исключено. Такое раскрытие могло бы иметь место при наличии письменного согласия самого субъекта уголовного судопроизводства, к которому применялись меры безопасности. На наш взгляд, такое условие должно быть внесено в нормы уголовно-процессуального права как средство для обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 5139;