Природні загрози та характер їх проявів і дії на людей, тварин, рослин, об’єкти економіки

 

Лучшие представители человечества на протяжении всей истории страстно мечтали о вечном мире и предпринимали теоретические и практические усилия по его разработке и внедрению в практику человеческих и межгосударственных отношений.

В процессе развития знаний о мире исследователи концентрировали внимание на этических аспектах мира, полагая, что моральное перевоспитание людей в духе гуманизма способно достичь состояния всеобщего мира. Другие мыслители усматривали преграду к миру в человеческих потерях и материальных утратах, приносимых войной, и выступали за развитие экономики, науки, культуры в интересах всех и каждого. Для третьих миротворцев главное виделось в обеспечении правовых основ мирной жизни, и они предлагали варианты договоров, соглашений, ведущих, по их мнению, к всеобщему миру. Более проницательные умы понимали, что достижение желанной цели возможно лишь при системном, комплексном подходе в осмыслении и реализации на практике миролюбивых проектов, включающих экономические, политические, правовые, социальные, этические, религиозные и другие компоненты. Так, из объективной потребности мирного развития человечества возникла и сформировалась современная философия мира, содержащая историю своего становления, реализации мирных идей в социальной практике, исследование источников, причин, факторов, условий мира, его сущности и содержания в различных сферах общества и мирового сообщества, взаимосвязи с политическими и другими явлениями социальной жизни.

Философия мира включает исследование потенциала мира, в виде персональных миротворческих организациях классификацию и осмысление его возможных вариантов, разработку рекомендаций субъектами международных отношений по укреплению мира.

Система научных знаний о мире содержит его понимание как социально-политического социального, психологического явления, пути человечества в противоборстве войны и мира, правовых, нравственных, экономических и других факторах, детерминирующих качественное содержание мира исследует мир как основополагающий принцип и естественную норму организации и функционирования общества как социальной системы в микро и макро измерениях.

Таким образом, в начале третьего тысячелетия философия мира приобрела самостоятельный научный статус, аккумулировала накопленные за всю человеческую историю знания о мире как фундаментальной категории. Философия мира обладает значительным потенциалом, содержит систему гуманитарных, миросозидающих идей, мироутверждающих принципов.

 

5.1. Становление системы знаний о мире

 

Система научных знаний о мире сложилась лишь в ХХ веке как рефлексия на угрозу тотального уничтожения человечества. Однако, идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности. Исторические аспекты философии мира, в которых отражены многие уроки истории, трудности и достижения человека в его стремлении обеспечить мир, имеют в современных условиях практически - политическую значимость. История философии мира позволяет выявить мировоззренческие ценности, идеалы, нормы, которые помогали человечеству находить достойные ответы на вызов истории.

Истоки философии мира коренятся в древневосточных религиозных культах. Идея ненасилия представляла собой неотъемлемую часть общемировоззренческих систем индуизма, буддизма и конфуцианства. Принцип ненасилия в то время сводился к непротивлению власти природы и собственной природе человека, к сознательному подчинению необходимости, к принятию идеи человеческой несвободы. В буддизме развитие человеческого общества рассматривается как существование добра и зла, как такое их чередование, в котором постепенно накапливается и многократно усиливаются негативные элементы, неизбежно подводящие человека к осознанию пользы делать добро, воздерживаться от убийства, любить матерей и отцов, уважать стариков, следовать хорошим делам.

В античном мире существовало представление о “золотом веке”, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества, когда люди не знали ни горя, ни трудов, а земля давала обильные урожаи. В поэтической форме данное представление отражено в поэме “Труды и дни” древнегреческого поэта Гесиода (VII-VIII в.в. до н.э.) и римского поэта Овидия (43 г. до н. э.). Наряду с легендой о “золотом веке” в глубокой древности существовала антивоенная утопия Лао-Цзы в Китае, утопический роман о “Солнечном государстве” древнегреческого писателя Ямбула. Мифологические идеи древних мыслителей явились ответной реакцией на ведение бесконечных войн. Не видя возможностей для равноправного мира с внешними врагами, идеологи рабовладельческого и раннефеодального обществ разрешение проблемы предлагали в умиротворении народа, устранении внутренних распрей посредством создания союзов взаимозаинтересованных социальных общностей, княжеств, государств. Примеры подобных рекомендаций содержатся в трудах Аристотеля, концепциях “русского мира” Романа Галицкого в XIII веке, “всеобщего европейского мира” П. Дюбуа в XIV веке и И. Подебрада в XV веке.

Вопрос о полном искоренении воин из жизни общества в рассматриваемый период даже и не ставился в силу того, что в античные времена война являлась способом существования большинства стран, источником военной добычи и рабочей силы в виде рабов.

Миролюбивые, гуманистические устремления народов Древнего Китая, Индии воплотились в трудах философов, политических, государственных и военных деятелей. Особое место в разработке основ философии мира принадлежит религиозным мыслителям, отразившим свои взгляды в памятниках древней индийской литературы “Ведах” и “Законах Ману”, священной книге древних персов “Авесте”. Проповедь “божьего мира” является древней традицией христианской церкви. Улавливая миролюбивые настроения простых людей, она несла в паству идеи мира. Но это не мешало церкви освещать бесконечные войны, завоевательные походы, карательные операции против восставших рабов, крестьян, ремесленников. Религиозные тексты содержат значительное количество высказываний об условиях мира, совершенствовании общественных отношений. Миролюбивые аспекты христианской и религиозной морали в целом являются важным компонентом, одной из основ для формирования и распространения идей мира, развития философии мира.

В целом, в античный период были распространены в основном наивные, мифологические взгляды на мир. Вместе с тем, отдельные мыслители высказали достаточно глубокие догадки о сущности, содержании мира. Его предпосылках и условиях осуществления, которые заложили основы современной парадигмы научного знания о мире.

Интенсификация вооруженных столкновений, количество человеческих потерь и материальных утрат вызвали повышенный интерес к проблемам войны и мира в XVII-XVIII в.в. С одной стороны, в данный период происходило создание национальных государств в основном силой оружия, захват колоний. С другой стороны, в это время активно развивалась экономика, торговля, культура, требовавших устранения войн, упрочнения мира. В рассматриваемый период произошло значительное приращение знаний о мире. Наибольшую известность получили проекты общеевропейской или всемирной организаций для научного решения международных споров: Э. Круа (Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), французского публициста Ш. Сен-Пьера (1708), английского экономиста Дж. Беллерса (1710) и других. Все они предлагали свои варианты искоренения войн, обусловленные политической ориентацией, нравственными, мировоззренческими установками, принципами, нормами, идеалами, ценностями. Приоритетное значение в укреплении мира придавалось нравственному просвещению правителей, заключению дружественных союзов, учреждению третейских трибуналов для мирного разрешения возникающих конфликтных проблем.

Прогрессивно мыслящие философы, историки, государственные деятели XVII-XVIII в.в. разработали и предложили в качестве основных принципы международных отношений: равноправие, территориальная целостность, уважение суверенитета народов, связав их с требованием ликвидации изживших себя феодально-династических устоев.

Значительный вклад в разработку проблем вечного мира внесли представители немецкого и французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Сен-Пьер, Д. Дидро, И. Кант, И. Фихте, И. Гербер. Важнейшей особенностью взглядов гуманистов данной эпохи является поиск объективных закономерностей, ведущих к установлению вечного мира, движущих сил истории. И. Кант впервые высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению вечного мира на основе союза народов. По мысли И. Канта, люди будут вынуждены вступить в союз народов на мирных основах. Именно войны с их бременем военных расходов и большими людскими жертвами и материальными расходами приводят к необходимости создания союза народов и в конце концов отказаться от взаимоистребления.

Идеальное состояние общества, по мнению И. Канта, - мир между отдельными лицами и между государствами. Вместе с тем, мир представлялся И. Канту далекой целью, исчезающей в далеком будущем.

Проекты всеобщего мира, получившие известность в различные периоды истории, оказывали позитивное влияние на процесс формирования и развития философии мира. В проектах мира находили отражение прогрессивные философские, правовые, политические, нравственные, социально-экономические, эстетические идеи. К сожалению, известным проектом мира свойственны утопичность, несбыточность, наивность, но вместе с тем, благодаря им в культуре сложилась некая мирная традиция. Анализ трудов, посвященных проблемам мира в период Нового времени, позволяет выделить ряд идей о мире, не потерявших своей актуальности и в современных условиях. Речь идет об установлении мира в границах всемирного государства, объединяющего все человечество, о причинах войн и путях их устранения из жизни общества, о реформах внутреннего строя государства, необходимых для установления порядка и достижения всеобщего мира, о сверхвооруженности государств и избытке постоянных войск, о создании государственной всемирной организации человечества при взаимном свободном согласовании воли отдельных государств, о важности ведения переговоров.

Оригинален вклад в развитие идей вечного мира, внесенный представителями русского Просвещения, взгляды которых являются органической частью европейской мысли. Большинство отечественных гуманистов развивали идеи западных мыслителей, применяя опыт военной истории России. И.Ф. Богданович, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев, П.А. Лавров писали о необходимости объединения народов, создания социально справедливого общества, изменения взаимоотношений людей внутри государства, налаживания международных связей.

В истории русской философии мира заметный след оставили писатели. Так, Ф.М. Достоевский в художественной форме высказывал глубокие философские мысли о мире, его природе, связи с войной, неоднозначности оценки войны в истории России.

Актуальна идея П.А. Кропоткина об опасности силового навязывания мира, который может принести больше вреда, чем пользы.

Среди отечественных религиозных философов к проблемам мира обращались В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Д.С. Мережковский и другие. Они исследовали взаимозависимость внешнего мира с внутренним гуманистическим перерождением человечества, особенности борьбы за мир, недопустимости пассивности народа, связи войны с национализмом, войну как предел насилия, религиозное измерение войны.

Существенный вклад в разработку проблем мира в период с середины XIX и начала ХХ веков внесли К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Не потеряли актуальности их идеи о приоритете общечеловеческих ценностей и интересов над классовыми, совпадении целей прогрессивного развития мирового сообщества и пролетариата, путях и условиях построения справедливого, демократического и ненасильственного мира, о тесной связи мира с политикой, о мирном сосуществовании государств.

В Новейшее время принципы ненасилия нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилия Л.Н.Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Л.Н. Толстой рассматривает зло как некоторую цепную реакцию. Однажды возникнув, зло порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем, в еще больших масштабах, чем прежнее. Отсюда делается вывод о том, что единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло, в том числе, и от права на самооборону. Главное заключается, по мнению Толстого, не в акте отказа от мести, а в просветленном чувстве любви ко всем без исключения, которое движет нравственно воспитанным человеком. В учении великого писателя своеобразно переплелись евангелические христианские идеи с традиционным подходом восточных религий.

М. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной сферы, лишь опосредованно влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, как самое эффективное средство борьбы с насилием. Индийский гуманист осознавал недостаточность личного нравственного самосовершенствования и поэтому конечную цель видел в усовершенствовании мира, преобразовании его средствами любви и глубочайшего уважения к человеку.

 

5.2. Паксиология как философия мира

 

Наиболее развитую форму философия мира приобрела в ХХ столетии, которая превратилась в хорошо оформленную, организованно и материально обеспеченную отрасль знаний, получившую статус науки и название “паксология”.

Возникновение паксологии как учения о мире в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века обусловлено появлением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения. Основоположниками паксологии является Т. Ленц, предложивший объект и предмет паксологии, теоретические и эмпирические основания.

Наиболее заметными паксологами последних десятилетий являются У. Айзард, К. Болдуинг, Г. Бутуль, Э. Буроп, П. Денцинг, Д. Ротблат, Г. Фукс. Среди философов, социологов, активно занимавшихся методологическими проблемами мира, являются Р. Арон, А. Тойнби, П.А. Сорокин, Ж. Тинбертен, Б. Рассел, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм. Усилиями паксологов разрабатываются рекомендации странам, государственным учреждениям, политикам, партиям, социальным группам и движениям относительно их поведения в современных военно-политических условиях. Необходимо отметить, что данная отрасль политологии достаточно аморфна, идеологизирована. Более акцентированно проблемы мира исследуются иренологией.

 

5.3. Иренология – наука о мире

 

Исследование мира (иренология - наука о мире), как направление в западной политологии, получило развитие в 60-70 г.г. в ряде стран Западной Европы и Северной Америки (Скандинавские страны, Англия, ФРГ, США). Движение ученых-сторонников мира получило название “Исследование проблем мира” и сосредоточило свои усилия на теоретическом изучении факторов, определяющих условия всеобщего мира.

Организационно данное движение оформилось в ряд научных центров, среди которых - Международный институт мира (Вена), Международный институт по исследованию проблем мира (Стокгольм), Институт по исследованию проблем мира (Тампере), Научное общество по исследованию проблем мира (Мюнхен), Британский фонд мира им. Б. Рассела, Консорциум по исследованию проблем мира, образования и развития, объединяющий 90 центров, институтов, групп (США). Существуют аналогичные исследовательские учреждения в Канаде, Норвегии, Японии и некоторых развивающихся странах. В странах мира существует в целом более 300 самостоятельных и значительных исследовательских центров.

Среди западных исследователей мира пока не сложилось согласие о предмете и задачах иренологии, ее отношений к традиционным научным дисциплинам и даже самой цели исследования. Одни авторы включают в предмет таких исследований международные конфликты, способы и приемы их разрешения, изучение проблем повышения “безопасности” оборонных систем, выработку мер по контролю над вооружениями и разоружением. Данного взгляда придерживаются А. Раппорт, П. Смоукер, Л. Ричардсон. По мнению И. Галтуна предметной областью иренологии помимо международных конфликтов и войн является и совокупность других социальных конфликтов. Продолжает оставаться в среде иренологов неразрешенной и такая методологическая проблема как определение содержания основополагающей категории - “мир”.

Характерной чертой методологии исследования мира является междисциплинарность. Иренологи в своих исследованиях опираются на теоретическую социологию и социальную философию разных направлений, в том числе, и марксизм, на конкретно-социологические, бихевиоральные, социально-психологические дисциплины, на модернистские методологические приемы системно-структурного, модельного исследования с использованием формализованного математического аппарата.

Центральной категорией большинства исследований мира является “структурное насилие”, трактуемое не только как агрессия, репрессия, но и как препятствие для удовлетворения человеческих потребностей с точки зрения социально-экономического развития. Отсутствие структурного насилия в состоянии общества, по мнению иренологов, и является основной характеристикой мира. Исходя из данной посылки, исследователи мира разрабатывают меры по преобразованию структур, порождающих насилие в менее агрессивные, путем институциональных или революционных изменений.

Либерально-пацифистский характер политической ориентации присущ большинству иренологов. В процессе антивоенной деятельности исследователи мира критикуют традиционные милитаристские теории, политику угроз и балансирования на грани войны, концепции “управляемой эскалации”, “гибкого реагирования”, “вооруженного мира”, “военно-стратегического устрашения” и других.

Исследователи мира считают, что ядерное оружие не может быть инструментом ведения войны, а является лишь средством массового уничтожения людей и природной среды. Иренологи выступают за политическую, правовую, а не военно-силовую стабилизацию структуры международной безопасности. В качестве органа, способного обеспечить мир между современными государствами, народами, считается мировое правительство, которое необходимо создать в интересах всего мирового сообщества.

 

5.4. Негативная, позитивная и глобалистская концепции мира

 

В либерально-пацифистском теоретическом исследовании мира выделяются достаточно четко три оформившиеся концепции мира: негативная, позитивная, глобалистская.

Наиболее видными представителями негативной концепции являются Б.Броуди, Дж.Сингер, Т.Ленц. Они исходят из того, что мир - это фактическое отсутствие войны. Теоретическую ограниченность и идеологический консерватизм данной концепции критикуют как западные, так и отечественные исследователи мира. Вместе с тем, необходимо отметить и положительный момент анализируемой концепции, выражающийся в привлечении внимания общественности к проблемам мира в период “холодной войны”, выдвижения идеи о необходимости создания науки о мире, призывы к мирному развитию.

Группа иренологов во главе с Й.Галтунгом разработала концепцию позитивного мира к середине 70-х гг.. в условиях набиравшей силу разрядки международной напряженности. Основной тезис концепции заключается в стремлении к минимизации насилия и несправедливости в мире, в достижении социальной справедливости на планете, создании необходимых условий для реализации духовного потенциала личности.

Глобалистская концепция мира получила развитие благодаря Э.Ласло, А.Печчеи и других исследователей мира, разделяющих теорию нового планетарного миропорядка и рассматривающих концепцию мира как ее органическую часть. Главное содержание глобалистской концепции мира сводится к исследованию и выработке рекомендаций по выбору путей, средств, сил для решения задачи спасения человечества от нависшей угрозы термоядерной катастрофы и перестройки современного мироустройства во всех регионах планеты на основе принципов социальной справедливости, ответственности и гуманизма.

В понятие “мир” представителями данной концепции включается нравственно-психологическое осуждение насилия. В своей конструктивной части мир является тождественным категории “глобальное здоровье”. Идеологи глобалистской концепции мира отстаивают идеи о возможности устранения угрозы войны и достижения прочного мира в результате прекращения гонки вооружения и осуществления комплекса социально-экономических, культурно-воспитательных и других программ, способствующих развитию доверия и сотрудничества между народами и государствами.

В отечественной научной литературе обосновано значительное количество подходов к исследованию мира. Наиболее распространенными среди них являются гуманистический, пацифистский и консервативный (милитаристский) подходы.

Гуманистический подход основывается на социально-историческом анализе мира. Мир рассматривается как противоположное, но взаимосвязанное состояние общества с войной. Наиболее ярко взаимозависимость мира и войны видна по линии политики, которая реализует как мирное, так и военное состояние общества.

Качественное своеобразие мира по сравнению с войной состоит в том, что он менее динамичен, стремителен, решителен. Мир не требует чрезмерного напряжения интеллектуальных и материальных ресурсов для своего обеспечения.

Мир как состояние общества, превращает средства насилия из орудия уничтожения людей, материальных средств, природной среды в средство сдерживания войны, гарант возмездия за агрессию. В условиях мира существует реальная возможность показа бессмысленности, бесполезности и высочайшей опасности применения современных военных технологий.

Время мира по своей сути многофункционально. В мирных условиях осуществляется укрепление мира, реализация преимуществ мирного разрешения противоречий общественного развития. Однако, мир может рассматриваться и использоваться как мирная передышка подготовки к очередной войне.

Мир в сравнении с войной более позитивен, созидателен с точки зрения общественного развития. Он создает более благоприятные условия для развития человека, общества. Именно в мирных условиях создаются благоприятные условия наращивания культурных ценностей во всем их многообразии. Человек и мировое сообщество совершенствуются благодаря созидательному миру и вопреки разрушительной войне.

Мир выступает высшей общечеловеческой ценностью, является одной из определяющих основ морально-психологической настроенности подавляющего большинства психически и физически здорового населения Земли.

Для мира свойственны собственные законы зарождения, функционирования, развития, которые отличаются от системы законов войны и вооруженной борьбы. Главное предназначение законов мира состоит в наращивании качества мира, совершенствовании сотрудничества, доверия, создания условий для стабильного, поступательного демократического, справедливого общественного развития.

Целостная система связей состояний войны и мира условно может быть представлена тремя более частными типами систем связей анализируемых явлений: между состояниями внутренних содержательных элементов систем войны и мира; между войной и миром как относительно самостоятельными социальными явлениями; между состояниями войны и мира и состояниями взаимодействующих с ними объектов природного и социального бытия.

С состоянием природы состояние мира связано через деятельность человека, его влияние на биосферные, техносферные, геофизические, демографические и иные процессы. Состояние природы в большей степени зависит от содержания военного компонента в состоянии мира: военной политики, систем подготовки к войне, ее ведения и обеспечения.

Состояние экономики и состояние мира взаимодействуют на глубинном уровне социальных отношений, прежде всего, в области материального производства. Мирная направленность развития общества ориентирует материальное производство на удовлетворении мирных потребностей населения, обеспечивает более высокий, по сравнению с милитаристской направленностью, уровень жизни народа.

Состояние мира тесно связано с правом, законностью, правопорядком. Право узаконивает мир, а мир создает необходимые предпосылки для расширения его правовой основы. В качестве высшей ценности мир должен быть закреплен в конституциях государств и других основополагающих правовых документах. Высокий уровень развитости правового механизма создает реальную возможность для народа эффективно влиять на военно-политическую ситуацию в зависимости от военно-политической обстановки.

Международно-правовая основа мира предназначена, прежде всего, для создания условий для мирного развития человеческого сообщества. Ее основу составляют принципы Устава ООН и других международных документов, базирующихся на идеях мирного сосуществования: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела, уважение прав и основных свобод человека, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, добросовестное соблюдение обязательств по международному праву.

В современных условиях особое значение в деле укрепления мира имеет принцип мирного урегулирования международных споров. Данный принцип международного права зафиксирован в ряде международных документов: в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), Декларации десяти основополагающих принципов, вошедшей в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Декларации ООН о мирном разрешении международных споров и других.

В соответствии с этими документами государства должны улаживать или разрешать международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами, в согласии с принципами международного права и справедливости таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Устав ООН обязывает государства разрешать споры путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, а также иными мирными средствами по выбору конфликтующих сторон.

Состояние мира непосредственно связано с моральным, психологическим и идеологическим состоянием общества. Моральное состояние общества отражается в форме нравственных оценок, нравственного осуждения либо одобрения войны и мира. Моральная оценка и основанное на ней отношение человека к войне или миру выступает важным фактором военно-политического процесса, существенным регулятором всей общественной жизни.

Большинство людей психологически тяготеет к миру. Врожденная психологическая агрессивность свойственна немногим. Психологическое миролюбие большинства людей выступает главной субъективной основой недопущения войн, подчинения воинствующего меньшинства миролюбивому большинству. Идеология в зависимости от содержания, направленности может оказывать на население как милитаристское, так и пацифистское воздействие. Идеология является средством манипуляции общественным и индивидуальным сознанием. Отсюда вытекает взаимозависимость состояния мира и идеологии, с учетом ее характера, места в общественном и индивидуальном сознании, в том числе, и по вопросам войны и мира.

Ведущее место в состоянии мира занимает политический компонент. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, тем, что мир как и война, явления в своей сущностной основе политические. Политическое содержание мира характеризует уровень интенсивности использования ненасильственных политических средств в разрешении межгосударственных вопросов, проблем. Наиболее распространенным средством обеспечения мира являются переговоры, разнообразные по уровню и количеству участвующих сторон, характеру обсуждаемых вопросов.

Политические отношения являются ведущими, определяющими отношениями во всей системе отношений. Состояние мира и состояние войны подпадают под действие данной закономерности. Но если война реализуется в вооруженной борьбе, военном состоянии общества, милитаризации экономики, достижении целей войны, то мир проявляется в соотношении безопасности и военной опасности, военной стабильности и нестабильности, военно-стратегического равновесия и дисбаланса военных сил, оборонной достаточности и сверхвооруженности одного или нескольких государств, военной напряженности и военной разрядки, военно-силового противостояния и политического диалога на основе баланса интересов, взаимного доверия или страха, открытости в военной сфере или чрезмерной секретности, оборонительной направленности военных доктрин или наступательных, агрессивных военных доктрин.

В истории развития науки о мире теоретически наиболее законченную идеологическую форму миротворческая установка личности получила в идеологии пацифизма, которая является этическим обоснованием веры в моральную неприемлемость войны как таковой. В современной западной идеологии миротворчество рассматривается как одна из составляющих частей триады - научного исследования проблем мира. Воспитания в духе мира и действий по реализации мира (соответственно миротворчество).

Во внешнеполитической деятельности, где главными действующими лицами являются не отдельные индивиды, а государства, миротворчество предстает как ряд мирных инициатив государственных деятелей - представителей конкретных государств, таких как, инициативы по снижению военного присутствия в отдельных регионах мира, по частичному и полному разоружению, как действия по мирному урегулированию международных конфликтов, которые, принимая характер устойчивой тенденции во внешнеполитической деятельности, могут составить в совокупности определенный характер поведения данного государства на международной арене, предстающей как мирная внешняя политика такого государства.

 

5.5. Пацифистское и консервативное (милитаристское) понимание мира

 

Пацифистский подход к пониманию мира как состояния общества и характеристики отношений между народами и государствами содержит признание и необходимость мира, утверждение мира в абстрактном понимании без анализа его политической сущности, обоснования реальных путей достижения мира. Сомнительным выглядит утверждение пацифистов о наступлении состояния мира в результате добровольного отказа людей, политических структур, государств от любых форм насилия, осуществления “религиозной революции”, “морального совершенствования человечества”, гуманистической деятельности государственных, общественных, религиозных лидеров.

Современный пацифизм неоднороден и противоречив. Наиболее влиятельным направлением в пацифизме является абстрактно-философская проповедь мира, которую активно проводят Ф. Шуман, Г. Осгуд, Ф. Перру. Их деятельность сводится к осуждению войны и разработке проектов их устранения. Приоритетным средством сохранения мира они считают равновесие на страхе.

Радикальное крыло пацифизма представлено Б. Расселом, Ж.-П. Сартром, видными представителями Пагуошского движения. Одной из первостепенных задач они считают всеобщее и полное разоружение. В качестве актуальных задач лидерами радикального крыла пацифизма рассматривается активная антивоенная борьба, направленная на предотвращение ядерной войны и ликвидацию ядерного оружия, недопущение гонки вооружений в космосе, разрешение проблем развивающихся стран.

В целом, пацифизм оказывает позитивное влияние на общественное развитие, распространение общечеловеческих ценностей. Однако, абстрактное понимание пацифистами мира, ориентация в основном лишь на благоразумие людей, несколько снижает действенность миротворчества.

Консервативный (милитаристский) подход в понимании мира разрабатывается западными теоретиками Р.Ароном, У.Липпманом, Р.Нибуром и их последователями в русле концепции “вооруженного мира”.

Возникновение и развитие концепции “вооруженного мира” было следствием объективных конкретно-исторических причин и факторов, имевших место в Европе накануне 1 Мировой войны. Военно-политическая практика в данный период заключалась в создании военно-политических союзов вокруг основных соперничающих великих держав того времени - Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, России и Франции. Усиливалась милитаризация внутригосударственных политических структур, выражавшаяся в тенденции к реакционным военно-политическим режимам. В милитаристском, шовинистическом духе проводилась психологическая обработка населения. Набирала темпы гонка вооружений, развивались массовые армии.

Социальными факторами, сформировавшими политическую практику и идеологию “вооруженного мира”, явились неравномерность экономического и политического развития государств, геополитика или политический экспансионизм, межгосударственные противоречия и милитаризм.

Специфическим фактором, воздействующим на политическую практику и идеологию “вооруженного мира”, является военно-технический прогресс. Данный фактор в современных условиях имеет тенденцию к повышению роли в системе действующих факторов. Воздействие военно-технического прогресса на политику и идеологию “вооруженного мира” заключается во влиянии на его материально-техническую основу. Техническое усложнение оружия независимо от политического фактора увеличивает неустойчивость “вооруженного мира”. Автоматизация и компьютеризация оружия увеличили риск возникновения войны в результате технического сбоя, ошибки. Военно-технический прогресс воздействует на саму политику, что особенно стало заметно с появлением ракетно-ядерного оружия. Дестабилизирующее воздействие данного фактора заключается в том, что опережающие темпы военно-технического прогресса у одной из ядерных держав могут стимулировать у отстающих политический соблазн прибегнуть к ядерному оружию первыми.

Военно-технический прогресс воздействует на военно-политическую идеологию, усиливая в ней технократическую тенденцию, проявляющуюся в распространении идеи о возможности обеспечения национальной безопасности исключительно военно-техническими средствами. Именно военно-технический прогресс, приведший к созданию ракетно-ядерного оружия, породил современную форму концепции “вооруженного мира”, концепции “ядерного сдерживания”, или “ядерного мира”, в которой основной упор делается на устрашение ядерным оружием.

Философия “вооруженного мира” разработана, прежде всего, Р.Ароном, рассматривавшим войну, как неуничтожимую форму межгосударственных политических отношений. У.Липпман обосновал принцип обеспечения интересов безопасности западных государств посредством переговоров с позиции силы. Р.Нибуру принадлежит сомнительная заслуга разработки идеи политического (непрямого) использования военной силы, оказавшей сильное влияние на развитие содержания “вооруженного мира” в межвоенный и послевоенный периоды. Истоки философии “вооруженного мира” просматриваются в трудах О.Шленгера и Ф.Ницше, идеи которых продолжают играть значительную роль в интеллектуальной жизни западного общества. Ницшеанская традиция, ставящая проблему господства в центр теоретизирования, явно видна в современной философии “вооруженного мира”, сделавшей проблемы насилия, войны, баланса сил предметом своего комплексного исследования.

Свой вклад в разработку концепции “вооруженного мира” внесли западные теоретики, философы, социологи: С.Хук, К.Поппер, А.Тойнби, Э. Фромм, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Р.Коллингвуд, Дж.Дьюи, Г.Бергсон, З.Фрейд, М.Вебер, У.Джеймс, Г.Спенсер и другие. Среди философских направлений и школ, оказавших и оказывающих влияние на философию “вооруженного мира”, следует назвать прагматизм, экзистенциализм, неопозитивизм (логический позитивизм), а также психоанализ и социальную этологию.

Основным элементом содержания концепции “ядерного мира” является идея необходимости “ядерного устрашения” во имя мира, идея “миротворческого” предназначения ядерного оружия.

Концептуальная идея “устрашения” имеет ряд аспектов: военно-стратегический, военно-политический и морально-психологический. В военно-стратегическом отношении принцип “устрашения” требует наличия определенного ядерно-стратегического потенциала, готовности стратегических сил нанести удар, гарантирующий уничтожение противника. В западной литературе, в зависимости от размеров ядерно-стратегического потенциала, выделяются два типа военно-стратегического устрашения: “устрашение ответного удара”, основывающегося на принципе достаточности и “устрашение первого удара”, базирующийся на стратегическом превосходстве в ракетно-ядерных вооружениях.

В военно-политическом аспекте “устрашение” требует от военно-политического руководства решимости, политической воли применить ядерное оружие первым. Принцип “применения ядерного оружия первым”, по мнению западных специалистов, обеспечивает достоверность “устрашения”, а отказ от него равносилен отказу от устрашения вообще.

“Психологическое устрашение” основано на нагнетании ядерного страха и недоверия к противоположной стороне. Умышленное использование психологического ядерного устрашения выступает одной из наиболее опасных форм психологической войны.

Опасность идеи “устрашения” заключается в том, что она предполагает постоянную готовность ядерной державы по своему усмотрению пустить ее в ход. Нравственная, антигуманная ущербность данной готовности состоит в эксплуатации страха перед катастрофическими последствиями ракетно-ядерной войны.

Таким образом, консервативный (милитаристский) подход к пониманию мира отрицает фактическое, самостоятельное значение мира для человечества. Мир выступает временной передышкой между очередными локальными, региональными и мировыми войнами. Сторонники милитаристского подхода видят мир, базирующийся лишь на основе военной силы и страхе.

Ядерное сдерживание, устрашение - доктрина, в соответствии с которой наличие ядерного оружия считается важнейшим и решающим элементом сдерживания и устрашения возможного агрессора, недопущения возникновения мировой войны. Данная доктрина разработана в США в связи с появлением ядерного оружия, впоследствии в модифицированном виде взята на вооружение Великобританией, Францией и НАТО.

Отвергая линию на всеобщее и полное ядерное разоружение, руководящие круги западных государств отстаивают идею необходимости сохранения ядерного оружия в качестве неотъемлемого компонента системы по поддержанию мира и стабильности во всем мире.

 

 

5.6. Сущность мира

 

Исследование понятия мир приводит к выводу о его многозначности. В.И.Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” в понятие мира вкладывает преимущественно морально-психологический смысл: “Мир-отсутствие вражды, ссоры, несогласия, войны, лад, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство, тишина, покой, спокойствие”.

С.И.Ожегов в “Словаре русского языка” приводит более развернутую палитру значений понятия мир, которая включает девять значений: совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, вселенная; отдельная часть вселенной, планета; Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй; отдельная область жизни, явлений, предметов; светская жизнь в противоположность монастырской жизни церкви; сельская община с ее членами; согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры; соглашение воюющих сторон о прекращении войны.

В “Краткой философской энциклопедии” (1994) указывается, прежде всего, на мир в философии экзистенциализма как на то, что образует “мировость” существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимается: все сущее, которое может находиться в мире; бытие всего сущего, могущего выступать в определенных группировках, например, как “мир математика”; то, в чем совершается человеческое существование, например, общественный мир, “МЫ”, или “собственная” и ближайшая (домашняя) среда; “мировость”, существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных “миров”.

“Философский энциклопедический словарь” содержит определение мира как системы социальных отношений. “Мир международный - отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств; отсутствие организованной вооруженной борьбы между государствами”. Особенностью данного определения является выделение военно-политического аспекта мира как состояния общественных отношений.

В литературных словарях, социально-философской, политологической, паксологической (паксология - наука о мире) литературе приведено значительное количество специализированных дефиниций мира. В философии мира мир понимается как согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Данная трактовка отражает сущность мира в широком социальном смысле. Современное понимание сущности мира предполагает рассмотрение его как состояния общества, при котором отношения между народами, социальными группами, государствами основываются на проведении политики ненасильственными средствами.

Такое определение мира позволяет уйти от сопоставления его с войной и представить как состояние общества на любом историческом этапе. Сущность мира в приведенном варианте включает исторически определенную систему международных отношений и ненасильственные средства, пути регулирования международных отношений. Данный “срез” мира показывает не как всеобщую гармонию, а как реальное состояние, которому присуще противоборство, как процесс регулирования международных отношений, где имеются определенные противоречия, характер которых определяется состоянием различных общественных сил, как динамично развивающийся процесс, в ходе которого происходят не только количественные, но и качественные изменения.

В философии мира основное внимание сосредоточивается на мире, как системе международных отношений, которые обеспечивают устранение войн, межгосударственных конфликтов, ведут к нормальным, дружественным, цивилизованным отношениям, способствующим прогрессивному развитию общества и человека, проявлению их позитивных качеств и свойств.

Для понимания сущности мира определяющее значение имеет его политическое содержание, определяемое, прежде всего властвующей экономической, политической, военной элитой. Характер мира, завершившего войну, находится в прямой зависимости от социальной природы политики социальных групп и государств, одержавших победу в войне. Политика определяет содержание мира, его характер.

 

5.7. Содержание мира

 

Мир, как состояние, имеет содержание во всех сферах общества. В.Н.Ксенофонтов выделяет социальное, политическое, экономическое, научно-техническое содержание мира.

Социальное содержание мира включает политический, экономический, научно-технический, культурный, духовный и ряд других компонентов. Перечисленные компоненты характеризуют социальное качество мира, его справедливость или несправедливость.

Политическое содержание мира показывает, отражает порядок разрешения спорных проблем и международных конфликтов насильственными, ненасильственными средствами, либо их комбинацией.

Политическая форма содержания мира реализуется в современных условиях в процессе создания и укрепления всеобъемлющей системы международной и региональной безопасности, поэтапном сокращении ядерного оружия и исключении его распространения по планете, сокращении обычных вооружений и войск в различных регионах мира, реализации в практике международных отношений принципов мирного сосуществования государств, принятии оборонительной направленности военных доктрин, повышении международно-правовой роли ООН и других международных органов в стабилизации межгосударственных отношений.

Экономическое содержание мира включает уровень экономической интеграции, качество материально-технических связей между странами в интересах всех субъектов хозяйственной деятельности, оказание помощи развивающимся странам.

Научно-техническое содержание мира - это взаимный обмен странами достижениями в сфере современной науки и технологий, научно-технического прогресса, взаимопомощь и сотрудничество в научно-исследовательской деятельности.

Представляется возможным выделить и культурное, военное содержание мира.

Культурное содержание мира отражает характер культурных связей, контактов, обмена, способствующих укреплению доверия между народами, углублению взаимосвязей во всех областях, лучшему взаимопониманию.

Военное содержание мира способствует развитию мер военного доверия, открытости предсказуемости в военно-политической сфере, снижению взаимного недоверия, настороженности, пониманию военно-доктринальных взглядов. В рамках военного сотрудничества осуществляются контакты в планово-аналитической, теоретической, гуманитарной, правовой областях.

 

5.8. Классификация мира

Классификация мира осуществляется по различным основаниям. Например, А.С.Капто в монографии “Философия мира: истоки, тенденции, перспективы” (М., 1990) в зависимости от качественных характеристик выделяет ряд уровней мира - прочный мир, развитый мир, неразвитый мир, мир - идеал. В современных условиях прочный мир - это осуществление всеми народами и государствами взаимосвязанных акций, в том числе коллективных, через ООН - многосторонних, двусторонних, целенаправленных, гарантирующих предотвращение войны и развитие плодотворного сотрудничества. Цель данного мира состоит в планомерном, последовательном укреплении устойчивых, стабильных долгосрочных отношений, способных не разрушиться под воздействием спонтанно возникающих политических конфликтов.

Развитый мир - это мир, наполненный всесторонним, равноправным сотрудничеством, характеризующийся отсутствием не только военного, но и другого вмешательства. К уровню развитого мира стремятся миролюбивые государства, народы, нации, социальные общности, осознающие преимущества мирного развития и пагубность, разрушительность военной конфронтации.

Неразвитый мир - это мир при отсутствии войны, но и почти полного отсутствия позитивного содержания. Данный мир характеризуется крайней напряженностью международных отношений, отсутствием равноправного сотрудничества государств.

Мир - идеал (всеобщий мир) - это высшая ступень мира, закономерный результат объективных тенденций развития всей системы современных общественных отношений. Он обладает абсолютной ценностью в отличие от относительных ценностей, имеющих значение для отдельных государств, наций, социальных групп. Антиподом мира-идеала выступает война и особенно ее предельный вариант развития - ракетно-ядерная война. Мир-идеал предполагает преодоление всех форм насилия, восхождение от добрососедских отношений между народами к их единению, снятию и преодолению всех препятствий, стоящих на пути к глобальному общению. Мир-идеал содержит бесповоротное осуждение нравственным сознанием человечества неравноправия и вооруженного насилия, социальных антагонизмов. Всеобщий мир является глубинной необходимостью истории, ставшей в условиях современности вполне реальной возможностью, целью и идеалом подавляющего большинства землян. Современный международный мир, представляющий собой совокупность межгосударственных отношений, в которые вступают государства независимо от их социальных систем, религиозной, этнической, цивилизованной принадлежности на основе совпадения определенных интересов, способствует разрешению различных возникающих проблем и противоречий мирными средствами.

В.Н.Ксенофонтов в статье “Мир как состояние общества” (Социально-политический журнал, 1996, № 5) классификацию мира осуществляет применяя в качестве основания социальный характер мира, что позволяет выделить роды и виды мира. Так, выделение в классификации мира родов мира, используя его оценку с позиции какой-либо социальной группы, обеспечивает отличие справедливого и несправедливого мира. Род мира дает возможность оценить мир в моральном и правовом аспектах. Степень соответствия мира интересам прогрессивных сил позволяет различать два рода мира: справедливый (демократический) и несправедливый (грабительский).

Виды мира выступают в качестве проявления справедливого и несправедливого мира в конкретно-исторической обстановке. Так, справедливый мир предполагает такое состояние политических отношений, при которых невозможно применение средств вооруженной борьбы и одновременно развивается широкое взаимовыгодное равноправное сотрудничество между государствами, народами во всех сферах общественной жизни. Разновидностью справедливого, ненасильственного мира является демократический мир, основанный на равноправии различных государств, уважении их суверенитета, целостности, культуры. Справедливый (демократический) мир характеризуется отсутствием войны и благоприятными условиями развития демократии и свободы в обществе и в отношениях между странами, гуманистическим решением национальных и глобальных проблем. Справедливый мир предполагает суверенные права народов, их равенство, независимость и добрососедские отношения между ними. Справедливый мир может сложиться как состояние общества, независимо от того, предшествовала ему война или нет, а также явиться следствием войны, вооруженного конфликта. Справедливость мира характеризует его с морально-правовой стороны и выступает гуманным залогом прочности, нравственной чистоты и демократичности общества и социальных отношений.

Несправедливый (грабительский) мир отражает господство и подчинение одного государства другому. Данный тип мира характеризуется попранием суверенных прав народов, их национального достоинства. Несправедливый мир преследует цель обеспечения подчинения одних стран другими при господстве реакционной политики доминирующих государств. Несправедливый мир не может быть прочным, стабильным, долговременным. Как правило, он ориентирован на временное извлечение выгод, передышку, перегруппировку сил, запугивание силой слабого государства. Несправедливый мир характеризуется государственным, национальным, классовым эгоизмом, насилием в грубой форме, античеловеческой сущностью. Формами несправедливого мира выступают аннексионистский мир, мир-сговор, мир-конфронтация и другие.

В наиболее целостном виде классификация мира осуществлена А.Г.Рекадзе в монографии “Мир как состояние общества (детерминационный аспект)” (СПб., 1997). По мнению автора, классификация мира, отражающая различные стороны, грани, выглядит следующим образом:

- насильственный и ненасильственный - в зависимости от степени использования военной силы при его установлении;

- вынужденный и добровольный - в зависимости от согласия заключить мир;

- сепаратный и коалиционный - в зависимости от участия в его заключении военно-политических партнеров;

- устойчивый (прочный) и неустойчивый - в зависимости от степени стабильности;

- длительный и кратковременный - в зависимости от времени, продолжительности существования;

- всеобщий и региональный - по масштабу, пространственному признаку;

- двусторонний, многосторонний - по участию заинтересованных сторон;

- демократический и антидемократический - по отношению к интересам народных масс;

- законный и незаконный - по правовому признаку. Имеется в виду опора при заключении мира на существующие международные правовые требования;

- справедливый и несправедливый - по его моральной оценке;

- негативный и позитивный - в зависимости от его развития в сторону военной опасности или безопасности;

- построенный на балансе интересов или на балансе сил;

- безопасный и опасный - в зависимости от степени напряженности военно-политических отношений;

- безъядерный и ядерный - по характеру оружия, имеющегося у сторон (применительно к современному состоянию).

Перечисленные разновидности мира раскрывают ту или иную сторону его состояния, определяют направленность его внутренней тенденции, амплитуду колебаний по отношению к войне. Таким образом, выделение в процессе классификации состояния мира, типов мира позволяет отразить разные возможности разрешения противоречий общества. В качестве оснований классификации типов мира выступают социально-классовая сущность мира, первенство политического критерия в анализе социального содержания.

 

5.9. Потенциал мира

 

Одной из влиятельных сил потенциала мира является антивоенное движение - совокупность добровольных групп коллективного действия и индивидов, которые сознательно связывают свою деятельность с выступлениями против военной опасности, милитаризма, конкретной войны или некоторых ее аспектов, против использования насилия. Для антивоенного движения характерны непостоянство и неоднородность состава участников, разнообразие форм проявления (индивидуальные акции, действия групп, движений и организаций, выступления политических партий, профсоюзов и т.п.) и потоков (организованные и стихийные, партийные и профсоюзные, собственно антивоенное, включая религиозный и светский пацифизм). Особенно важным событием в истории антивоенного движения, возникшего в 20-30-е годы Х1Х века, является появление в 50-е годы ХХ века антиядерного пацифизма. Решающую роль в его возникновении сыграл Манифест Рассела-Энштейна-Жолио-Кюри (1955 г.), в котором записано: “...В том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество...мы должны научиться мыслить по-новому...Мы должны задавать себе следующий вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооруженной борьбы, исход которой должен быть катастрофическим для всех ее участников?..

Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберем ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, перед вами открыт путь в новый рай, если вы этого не сделаете, перед вами - опасность всеобщей гибели”.

Тогда же возникло Пагуошское движение. Во второй половине 50-х гг. создаются массовые антиядерные организации или их коалиции: британские - Кампания за ядерное разоружение (Си-Эн-Ди) (1958 г.) и коалиция “Комитет ста” (1957-1962 гг.), западно-германский комитет “Борьба против атомной смерти” (1958 г.) и движение пасхальных маршей (1960 г.), итальянский Совет борьбы за мир (1962 г.), Группа действий против шведской атомной бомбы (1958-1960 гг.) и сменивший ее Поход против ядерного оружия (1961-1964 гг.).

Вкладом в развитие антивоенного движения в 50-е и 60-е гг. стали выступления против колониальных войн и агрессивных действий Франции, Великобритании, Нидерландов, в первую очередь против войны в Алжире. Особый размах в начале 70-х гг. получило движение против агрессии США во Вьетнаме. Участники антивоенного движения выступают за отказ от войн и силовой политики, признания мировым сообществом реальности невозможности достижения победы в ракетно-ядерной войне, необходимости исключения ее из жизни человеческого общества. Борцы за мир утверждают целесообразность полной ликвидации ядерного и других видов массового уничтожения, создания всеобъемлющей системы международной безопасности, важности бессрочного моратория на испытания ядерного оружия, против усиления гонки вооружений и переноса ее в космос. Они выступают за создание безъядерных зон в Антарктиде, Латинской Америке, на севере Европы, на Балканах, в Южной части Тихого океана и других регионах.

Антивоенное движение использует разнообразные формы и методы борьбы: организует демонстрации, митинги, марши Мира, факельные шествия, лагеря мира, пикетирование полигонов и других военных объектов, проведение семинаров, симпозиумов, референдумов, распространение листовок, брошюр, сбор подписей под воззваниями, обращениями и т.д.

Ввод советских войск в Афганистан спровоцировал обострение конфликтов и противоречий среди антивоенных сил в начале 80-х гг. Но, не смотря на это, миролюбивые силы успешно провели кампанию против нейтронной бомбы, размещения советских и американских ракет средней дальности в Европе.

В деле укрепления мира важное значение имеет миротворчество. Данная социально-психологическая позиция личности преследует цель установления максимально бесконфликтных отношений в обществе. Активная миротворческая установка личности выражается в гражданских движениях за мир, которые, помимо общедемократической направленности, могут носить и узкопрофессиональный характер. Примерами подобных движений могут служить Пагушское движение, “Ученые за мир”, “Генералы за мир”.

Основанное в декабре 1980 г. в результате встречи шести советских и американских ученых-медиков в Женеве международное движение “Врачи мира за предотвращение ядерной войны”, является ныне Федерацией 55 национальных организаций врачей, объединяющей в своих рядах около 170 тыс. членов. Данное движение является профессиональной организацией, ставящей своей главной задачей мобилизацию общественности на борьбу против ядерной войны через распространение информации о возможных медицинских последствиях такой войны. Она изучает эти последствия и разъясняет, что медицина будет бессильна оказать помощь жертвам ядерного конфликта. Усилиями врачей до общественности доводится идея невозможности применения ядерного оружия, заостряется внимание мирового сообщества на факте того, что ядерное оружие держит заложниками миллиарды людей.

Проблема запрещения испытаний ядерного оружия находится в центре внимания миролюбивого движения врачей, которое выступает также за сокращение и ликвидацию ядерного оружия, за неприменение его первым, против переноса гонки вооружений в космос. Врачи выдвигают и конкретные предложения о перенаправлении ресурсов с военных целей на цели здравоохранения: на иммунизацию всех детей, на медицинскую космическую программу связи. Движение “Врачи мира за предотвращение ядерной войны”, профессиональное в своей основе, объединяющее ученых и врачей разных национальностей, политических взглядов и религиозных верований, отражает суть врачебной профессии, призванной защищать жизнь и здоровье людей. При помощи Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) укрепляются национальные службы здравоохранения, готовится большое число квалифицированных специалистов, проводится борьба с малярией, туберкулезом, СПИДом, онкологическими и другими заболеваниями. При активном участии врачей улучшается санитарное состояние внешней среды и водоснабжения, осуществляется биологическая стандартизация, достигается единообразие в фармакологических руководствах, собираются и распространяются эпидемиологические знания, создаются технические и научные труды. За активную антивоенную, миротворческую, гуманную деятельность движение “Врачи мира за предотвращение ядерной войны” удостоено присуждения в 1985 г. Нобелевской премии мира.

Нарушение запрета проведения ядерных испытаний в мире и реальная возможность нового витка ядерной гонки вооружений актуализирует борьбу врачей против распространения и модернизации ядерных вооружений.

В середине 80-х гг. в антивоенном движении начался этап переоценки форм и методов борьбы, поиска новых ориентиров и целей. Обозначились стремление уйти от ставки на одну центральную проблему, на один ограниченный набор действий, тенденция к разнообразию требований и лозунгов, форм и средств политического действия, просветительной и культурной работы.

Появление концепции безъядерного мира на государственном уровне, подписание в 1987 г. советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности позволили антивоенному движению активно заняться работой в пользу позитивного мира, эволюции данного движения в движение за выживание человечества и биосферы, за безъядерный, ненасильственный, безопасный мир, за обеспечение интегрального планетарного единства мирового сообщества.

Среди ближайших перспектив расширения и укрепления социальной базы движения за мир, актуальных задач миролюбивых сил учеными, общественными деятелями, называются укрепление преимущественно общедемократического характера движения за мир, недопущения раскола в антивоенном движении по партийным признакам. Важным направлением мирных усилий является повышение активности и расширение социальной базы борцов за мир в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, где размах этого движения остается пока меньшим, чем на Европейском континенте. Резервом в движении сторонников мира является вовлечение в сферу противодействия наращивания обычных вооружений, наряду с ядерными военными технологиями. Осознание широкими массами расточительности гонки обычных вооружений, их возрастающей опасности в силу приближения по своим поражающим качествам к оружию массового уничтожения.

Усилить антивоенное движение возможно посредством более активного вовлечения в него представителей экологических организаций, активисты которых все в большей мере осознают бессмысленность борьбы за сохранение окружающей среды при сохранении тотальной угрозы ядерного уничтожения. Значительный потенциал антивоенного движения содержится в повышении его организованности, более глубокой проработке соотношения региональных и глобальных целей движения миролюбивых сил, упрочении научных основ.

В качестве аргументов в пользу мира следует привести новое соотношение сил на международной арене в пользу прогресса и мира: крупные инициативы России, США и других ведущих стран мирового сообщества, направленные на укрепление мира; позитивные перемены в международных отношениях и общее оздоровление международного климата; рост сплоченности антивоенного движения против агрессии, насилия и гонки вооружений; усиление критики милитаризма; обострение чувства самосохранения мировой элиты; осознание того, что война как средство разрешения противоречий изжила себя, ракетно-ядерная война достигла предела собственного развития; возрастание притягательности мира как общечеловеческой ценности, его позитивного влияния на развитие конкретного человека и всего человечества.

 

Природні загрози та характер їх проявів і дії на людей, тварин, рослин, об’єкти економіки

Землетруси. Планета Земля за формою є еліпсоїд із середнім радіусом 6371 км. Земля складається з кількох різних за складом та фізичними властивостями оболонок-геосфер. У центрі Землі міститься ядро, за ним іде мантія, потім земна кора, гідросфера та атмосфера. Верхня межа мантії проходить на глибині від 5 до 70 км по поверхні Мохоровича, нижня на глибині 2900 км по межі з ядром Землі. Мантія Землі ділиться на верхню завтошки близько 900 км та нижню – близько 2000 км. Верхня мантія разом із земною корою утворює літосферу. Температура у мантії вважається такою, що дорівнює 2000 – 2500 0С, а тиск знаходиться у межах 1–130 ГН/м2. Саме у мантії відбуваються тектонічні процеси, що викликають землетруси. Наука, що вивчає землетруси, називається сейсмологією.

Землетруси – це підземні поштовхи та коливання земної поверхні, що виникають у результаті раптових зміщень і розривів у земній корі або верхній частині мантії й передаються на великі відстані у вигляді пружних коливань.

Проблема захисту від землетрусів стоїть дуже гостро. У ній необхідно розрізняти дві групи антисейсмічних заходів:

а) запобіжні, профілактичні заходи, здійснювані до можливого землетрусу;

б) заходи, здійснювані безпосередньо перед, під час та після землетрусу, тобто дії у надзвичайних ситуаціях.

До першої групи відноситься вивчення природи землетрусів, розкриття його механізму, ідентифікація провісників, розробка методів прогнозу тощо.

На основі досліджень природи землетрусу можуть бути розроблені методи запобігання та прогнозу цього небезпечного явища. Дуже важливо вибрати місця розташування населених пунктів та підприємств із урахуванням сейсмостійкості району. Захист відстанню – найкращий засіб при вирішенні питань безпеки під час землетрусів. Якщо будівництво все-таки доводиться вести у сейсмонебезпечних районах, то необхідно ураховувати вимоги відповідних норм і правил (БНіП), що зводяться загалом до підсилення будівель та споруд.

Ефективність дій в умовах землетрусів залежить від рівня організації аварійно-рятувальних робіт та рівня навчання населення щодо цього питання а також ефективності системи повідомлення.

Селі – короткочасні бурхливі паводки на гірських річках, що мають характер грязекам’яних потоків. Причинами селів можуть бути землетруси, сильні снігопади, дощі, інтенсивне танення снігу.

Основна н








Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 1101;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.099 сек.