Дилеммы безопасности человека и общества
Поскольку любая система безопасности является неотъемлемым слагаемым мироцелостности, в основе которой лежит фундаментальная оппозиция «порядок – хаос» и связанный с ней нелинейный характер любого процесса, постольку существуют дилеммы безопасности. Они органически вытекают из особенностей формирующейся сейчас целостности современного мира, в том числе его полисистемного характера. Для нас представляет интерес дилеммы безопасности человека и общества.
Не подлежит сомнению то обстоятельство, что смена эпох вызывает изменение систем безопасности; поэтому с появлением новых опасностей и угроз, различного рода страхов (они описаны ниже) и видов вооружений, новых факторов развития возникает потребность в новой парадигме безопасности и осуществляющей ее на практике системы безопасности. Прежде всего, бесспорным является детерминация дилемм безопасности человека и общества набором ценностей и идеалов, изменяющейся внешней и внутренней средой и пр. Так, основная идея стратегии национальной безопасности США состоит в том, что утверждение глобальной и собственно американской безопасности невозможно без лидерства Америки в мире, без ее экономического и военного превосходства над остальными государствами. Отсюда следует усиление роли государства в системе национальной безопасности Америки. Иными словами, в ней безопасность все чаще рассматривается сквозь призму триады «безопасность индивида - безопасность государства - международная безопасность» (эта модель приобрела особую значимость в свете событий 11 сентября 2001 г.), причем в этой схеме индивид «передоверяет большую часть забот о своей безопасности государству»[16].
Перед нами парадокс современной западной либеральной цивилизации - свобода и безопасность индивида все более становится зависимыми от государства, давление последнего на индивида продолжает нарастать, что обусловлено появлением новейших информационных технологий и технических систем, представляющих опасность основам земной цивилизации. Дилемма безопасности индивида и государства здесь в том, что разграничение частного и общественного становится весьма затруднительным, а это способствует легитимному отвоевыванию государством плацдарма свободы у индивида.
Иные дилеммы безопасности человека и общества существуют в России, обусловленные ее историческими и культурными традициями, а также менталитетом. Для последнего характерна уникальная роль идеи государственности, игнорирование значимости индивида и общества, что определяло вплоть до начала XXI века модель российской национальной безопасности. России присуще всегда было доминирование принципа безопасности государства, но с развитием демократического общества и правового государства начинает осуществляться движение по пути «от безопасности государства к безопасности индивида. Дилеммы безопасности человека и государства в России следуют из того, что безопасность человека здесь находится под угрозой в силу следующих обстоятельств: государство не может обеспечить безопасность личности из-за разгула преступности, слабости власти, нравственного развращения и физического растления значительной части общества, коррупции чиновников, превалирования интересов криминогенно-мафиозных групп, навязывания СМИ индивидуализма, чуждых ценностей, обогащения значительного меньшинства за счет обнищания большинства, терроризм и т.д.[17]
Свои дилеммы безопасности имеются и у общества, обусловленные тем, что в России практически никогда сознательно не выделялось общество в качестве самостоятельного субъекта безопасности, оно всегда было поглощено государством. Сегодня возникающим элементам демократического гражданского общества необходима безопасность, чтобы не прервался процесс демократизации и становления правового государства. Однако для этого формирующегося общества существует целый ряд опасностей со стороны властей, а именно: нередкое игнорирование общественного мнения, политика атомизации общества на индивидов, неспособных отстаивать свои интересы, давление на СМИ со стороны олигархов и пр. Вместе с тем, «без сильной общественной системы безопасности государство не может считаться стабильным, крепким и демократическим», ибо «бесконтрольность и независимость от общества государственной безопасности, как показывает история, наносит колоссальный вред народу и гражданам»[18].
Существенное значение в исследовании дилемм безопасности человека и общества имеет и понимание страха, ибо без этого невозможно понять особенности поведения индивида. В психологии страх квалифицируется как отрицательная эмоция, которая возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.д. Феномен страха детерминирован не только социальными, культурными факторами, но и связан с записью в мозгу человека всего эволюционного пути земной жизни с ее тенденцией к выживанию среди мира опасностей и угроз. Страх вписан в природу человека, лишь его формы и виды изменяются на протяжении социокультурной эволюции. В ХХ столетии возник абсолютный эмпирический страх, обусловленный угрозой всеобщего уничтожения человечества путем применения оружия массового поражения, ожил страх перед апокалипсисом. Со временем ядерный страх принял новую форму, которая связана уже не оружием массового поражения, а с загрязнением окружающей среды радиоактивными отходами реакторов АЭС. Для многих людей эти отходы стали уже ассоциироваться с уникальной в своем роде угрозой, более страшной, чем все остальные опасности, которыми индустрия угрожает человеку. Еще одним новым видом страха является неумолимо надвигающаяся экологическая катастрофа. Специфика современной экологической ситуации, чреватой гибелью для всей земной жизни, заключается в том, что в нынешнюю эпоху происходит переход от стихийного тысячелетнего развития локальных цивилизаций к мировой цивилизации, чье существование зависит от соблюдения предельно допустимых нагрузок на природу. Согласно воззрениям биологии, в природе действует правило «десяти процентов» - в экстремальных условиях земная природа способна выдержать десятикратную нагрузку по сравнению с обычной[19]. Сейчас же созидательная деятельность человека зачастую нарушает это правило, она не соотносится с рекреативными возможностями биосферы. Поэтому планетарные ресурсы жизнеобеспечения (речные системы, грунтовые воды, почвы, воздушная среда, мировой океан) не выдерживают давления цивилизации и идет процесс их деградации. Перед человечеством появилась опасность экологической катастрофы; именно страх перед уничтожением земной жизни и породил мощные политические движения, выступающие в защиту окружающей среды.
Новый вид страха в ХХ столетии порожден и так называемой психотронной войной (речь идет о ее возможности). Почти два десятилетия назад был опубликован обширный доклад, подготовленный для комитета по науке и технике палаты представителей конгресса США. В нем содержится рекомендация серьезно подойти к оценке целесообразности дальнейших исследований в области «физики сознания» и медицины. Последние эксперименты, отмечается в докладе, «дают основание предположить, что существует некая «взаимосвязанность» мозга одного человека с мозгом других людей и с материей... что человеческий разум, возможно, в состоянии получать информацию независимо от географии и времени». Далее делается вывод о том, что «всеобщее осознание степени взаимосвязанности мозга разных людей может иметь далеко идущие социально-политические последствия как для нашей страны, так и для всего мира»[20].
Именно данное положение и лежит в основе использования электронных средств для воздействия на мозг того или иного человека. Уже давно в средствах массовой информации появляются материалы, посвященные проблемам психотронной войны. В общем же известно об осуществлении экспериментов в области психотроники в засекреченных лабораториях. Сама же психотроника использует и данные о функционировании древней магии и шаманизма, а также мистицизма. Здесь получены весьма интересные результаты, связанные и с экстрасенсорикой, и с дальновидением, и с контактами человека с различными предметами. Отечественный исследователь Л.П. Гримак пишет: «В настоящее время уже имеются весомые экспериментальные подтверждения того, что не только кто-либо из присутствующих людей, но и любой предметный носитель информации (письмо, фотография, сувенир и т.п.), с которым контактирует человек, не зная его содержания, может определенным образом менять ход и направление мышления контактирующего, оказывать воздействие на процессы его визуальных фантазий и даже служить источником некоторых реальных сведений»[21]. Во всяком случае несомненно одно: исследования в области человеческого сознания, электроники, медицины и парапсихологии позволяют воздействовать на мозг и сознание человека, чтобы манипулировать им в тех или иных целях. «В настоящее время угрозы развязывания психотронной войны, отмечают И.Винокуров и Г.Гуртовой, - действительно нет. Но она может стать жестокой реальностью в будущем»[22]. Понятно, что возникающий страх в связи с применением психотронного оружия может весьма эффективно действовать в руках политиков, чтобы управлять поведением человека и групп[23].
Новым видом страха является опасность использования методов биотехнологии, когда новые технологии манипуляции жизнью могут привести к негативным социальным последствиям. Прежде всего, это биологическая угроза проникновения в окружающую среду микроорганизмов, опасных для человеческого сообщества и экологических систем в целом. В 70-е годы тревогу общественности вызывала возможность превращения мутантов кишечной палочки («эшерехии коли») и других бактерий в «монстров», которые выйдут из под контроля исследователей и станут возбудителями новых, неизвестных болезней. В конце прошлого века, по сообщениям средств массовой информации, в странах Западной Европы появилась «бактерия-людоед», нарушающая иммунную систему человека.). Самое интересное, что эта «бактерия-людоед», как предполагают ученые, представляет собой мутант стрептококка.
Не менее опасна технология манипуляции жизни на уровне человеческого эмбриона - это может привести к катастрофическим последствиям[24]. Ведь все живые земные организмы используют один и тот же генетический код при биосинтезе белка, поэтому можно связать между собой частицы ДНК весьма разных организмов, например, человека с растениями или животными и пр. На этом элементарном уровне жизни возможны самые неожиданные комбинации, которые могут быть направлены против человека: выращивание искусственных гибридов (наделенных заранее заданными свойствами) для военных нужд, что может привести к неисчислимым социальным бедствиям. Сейчас создаются космические информационные системы, которые могут применяться совместно с генетическим оружием для «выращивания» особи отдельных биологических видов с требуемыми характеристиками», что «позволит получить неограниченную власть над народами тех территорий, к которым будет применено это воздействие»[25]. Биотехнология, таким образом, служит истоком нового страха (и опасности), который оказывает воздействие на психику современного чело века.
Еще один вид страха, влияющий на человеческую психику, - это страх от столкновения с будущим (ведь мир находится на изломе цивилизаций). Что несет данный излом, никто не знает; футурологи предлагают различные модели будущего, однако их разброс весьма велик, причем они «улавливают» вполне реальные грани цивилизационного сдвига. Мировая политика вступает в новую фазу, что и вызвало появление различных версий ее будущего облика: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором различных тенденций - к трайбализму и глобализму - и др.
В целом же можно сказать, что ХХ столетие принесло немало новых видов страха и тревожных ожиданий, которых просто-напросто не было в предыдущих веках. Вполне естественно, что весь спектр рассмотренных новых образов страха, хотя и в различной мере каждый из них, оказывает влияние на психическое состояние человека, определяя в определенной степени его поведение.
Сейчас исследователи насчитывают 500 различных видов страха, выражающих букет опасностей, которые тревожат современного человека. Практически все они могут стать и ряд из них являются основой для разработки различных технологий, используемых в различного типа войнах. Возникающие дилеммы безопасности человека и общества могут быть разрешены только многомерным, творческим человеком, способным выработать адекватные раз личным угрозам стратегии управления социальной системой.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 1230;