Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим социокультурным развитием. Деятельность человека универсальна, поскольку человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее. Практическая деятельность людей не просто целенаправленная и целесообразная, так как это есть характеристика и поведение животных, она предусматривает и конструирование целей, созидание принципиально нового.
«Практика» происходит от греческого слова praktikos, что в переводе означает «действие», «активность», «деятельность». Практика - это деятельность, с помощью которой человек изменяет, преобразует мир. Как по своему смыслу, так и по способу реализации, практическая деятельность имеет общественный характер и является способом общественного бытия человека. Практика - это сознательная материальная, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на освоение и преобразование природных и социальных объектов. Она служит основой для разнообразных форм жизнедеятельности человека. Если практику рассматривать как определенный процесс преобразования природы в соответствии с интересами человека, которые обобщаются, регулируют и контролируют обмен веществ между человеком и природой, то тогда практика выступает как труд.
Как видим, категория «практика» тесно связана с такими категориями, как «деятельность», «труд», «производство» и пр. К практике не относятся познавательная деятельность, деятельность художника, идеолога, рефлексия, саморефлексия, т.е. любая деятельность, непосредственно не направленная на преобразование предметного мира. Основой практики является труд, материальное производство, в процессе которого человек изменяет природную и социальную реальность. Но содержание практики не исчерпывается лишь материальным производством. К ней относится социально-политическая деятельность людей, которая регулирует взаимоотношения между государствами, нациями, народами и направленная на постоянное изменение и обновление общественной жизни. Основой этих действий является необходимость регулировать взаимоотношения между людьми и природой и социальной действительностью, между самими людьми с целью удовлетворения потребностей, которые возникают.
Практика, или преобразование предметного мира соответственно с потребностями человека, - это основа общественной жизни. Как раз благодаря практической деятельности человек создает все необходимое для удовлетворения своих самых важных потребностей: в пище, одежде, жилье и т.п. Кроме того, можно выделить такие функции практики: практика служит основой познания; источником и движущей силой познания.
Практика служит основой познания потому, что познание формируется на основе предметно-практической деятельности общества с преобразованием природы и на первых порах выступает одним из моментов этой деятельности. Познавательное отношение субъекта и объекта зарождается в границах практики, успешное развитие которой невозможно без освоения объективных закономерностей действительности.
Роль практики как основы познания состоит также в том, что благодаря предметно-материальной деятельности человек как будто "вмешивается" в объективный природный процесс и, изменяя окружающий мир, открывает новые процессы и явления, которые способны становиться объектами дальнейшего познания. Собственно предметно-практическая деятельность выступает «первобытной базой» познания, а логика мышления есть своеобразная трансформация соответствующих трудовых операций. Мышление настолько логично, насколько будет логическим, непротиворечивым и последовательным сам процесс деятельности.
Функция практики как основы познания означает, что все стороны, формы и моменты познания обусловлены самим развитием практики. С развитием практической деятельности развивается и сам человек, его чувственным восприятием расширяется сфера воспроизведенных свойств за счет отображения социальных функций предметов.
Практика выступает источником и движущей силой развития познания, так как познание развивалось и развивается соответственно тому, как человек учится изменять действительность. Потребности практической деятельности порождают конкретные научные направления.
Практика является конечной целью познания, поскольку цель познания, в конце концов, обусловливается практическими потребностями общества. Познание происходит не ради самого познания, оно исполняет роль необходимого условия революционно-практического изменения общества. Особенно это характерно для развития нашей страны на современном этапе, когда Украина достигла государственной независимости, стремится построить правовое государство, и, опираясь на глубокие знания объективных природных и социальных законов, преодолеть экономический кризис и достичь определенного прорыва в деле реализации экономических реформ.
Практика выполняет также функцию критерия истинности наших знаний. Практика выводит человека, так сказать, за границы субъективности, ибо является объективным явлением, которое функционирует в соответствии с объективными законами материального мира. Практика как критерий истины диалектична по своему характеру: она есть единство абсолютного и относительного. Если ее рассматривать как исторический процесс, то она есть абсолютным критерием истины, если же ее взять как отдельное практическое действие - относительным критерием ее. Абсолютность практики как критерия истины состоит в том, что только она есть единым фактором, способным, в конце концов, определить объективно историческое содержание наших знаний. Но развитие практики ограничено уровнем развития общества на определенном конкретном этапе его исторической ступени развития. В этих условиях практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое положение, и в этом плане она является относительным критерием истины.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1175;