Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, способы и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности. Главным в теории познания есть вопрос об отношении знания о мире к самому миру, имеет ли возможности наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.
Учение, которое возражает против возможности достоверного познания сущности действительности, получило название агностицизма. Ошибочным есть представление об агностицизме как об учении, которое отрицает познание вообще. Агностики считают, что познание возможно лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма есть отрицание возможности познания как раз сущности действительности, которая скрыта видимостью.
Тем не менее следует отметить, что агностицизм поднял важную проблему гносеологии - что я могу знать? Этот вопрос стал ведущим в трудах Канта «Критика чистого разума» и до сегодняшнего дня остается актуальным. Агностицизм все знания сводит или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности рассудка (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к «символам», «иероглифам» (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не сути их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не к объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание не дает отображения сущности действительности, а в лучшем случае обслуживает утилитарные потребности и запросы человека.
Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов. Тем не менее в решении конкретных гносеологических проблем материализм и идеализм коренным образом отличаются, что проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всего – в вопросе об источниках познания. Для идеализма, который возражает против существования мира независимо от сознания, познание трактуется как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получают не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; как раз оно и является источником познания.
Согласно материалистической гносеологии источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуального, так и общественного) объективная реальность. Познание этой реальности – это процесс творческого отражения его в сознании человека.
Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знания – это субъективный образ объективного мира. Тем не менее есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отражения действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.
Продолжительное время материалистическая философия процесс познания рассматривала изолированно от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и не изменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом – такая же вечная и неизменная в своих закономерностях природа. Дальнейшее развитие материалистической теории познания состоит, во-первых, в распространении диалектики на пояснение познавательных процессов; во-вторых, введения принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения. Введение в теорию познания принципов диалектики и практики дало возможность применить к познанию принцип историзма, понять познание как общественно-исторический процесс отражения действительности в логических формах, которые возникают на основе практики; научно обосновать способность человека в своих знаниях давать истинную картину действительности, раскрыть основные закономерности процесса познания, сформулировать основные принципы теории познания. Современная научная гносеология основывается на таких положениях.
1. Принцип объективности, т.е. признание объективного существования действительности как объекта познания, его независимости от сознания и воли субъекта.
2. Принцип познаваемости, т.е. признание того факта, что человеческие знания в принципе способны давать адекватное отражение действительности, ее объективную истинную картину.
3. Принцип активного творческого отражения, т.е. признание того, что процесс познания - это целенаправленное творческое отражение действительности в сознании человека. Познание отражает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отражая не только действительно существующие предметы и явления, но и все возможные их модификации.
4. Принцип диалектики, т.е. признание необходимости применения к процессу познания основных принципов, законов, категорий диалектики.
5. Принцип практики, т.е. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека, направленной на преобразование природы, общества и самого себя, основой, движущей силой, целью познания и критерием истины.
6. Принцип историзма, который требует рассматривать все предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с иными явлениями и предметами действительности.
7. Принцип конкретности истины, который делает ударение на то, что абстрактной истины не может быть, истина всегда конкретна, каждое положение научного познания следует рассматривать в конкретных условиях места и времени.
Процесс познания, будучи процессом активного творческого воспроизведения действительности в сознании человека в результате его деятельного предметно-практического отношения к миру, возможен лишь при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенный сознанием, прежде всего в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, который освоил исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развил свои познавательные способности и овладел исторически конкретными способностями к целенаправленной познавательной деятельности.
Субъект познания определяется и как общество в целом. Тем не менее следует иметь в виду, что общество не имеет сверхчеловеческих, сверхиндивидуальных органов познания. Общество выступает субъектом познания непосредственно, через познавательную деятельность отдельных людей. Субъектом познания есть человек не как биологическое существо, а как продукт общественно-исторической практики. Каждый человек реализует себя в познании как общественное существо.
Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта.
Объектом познания может быть в принципе вся действительность, но лишь в той мере, в которой она вошла в сферу деятельности субъекта. Понятия "объект" и "объективная реальность" связаны между собою, но не тождественны по своему смыслу.
Объектом является не вся объективная реальность, а лишь та ее часть, которая уже введена в практику человечества и представляет круг его познавательных интересов. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общество, сам человек, отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще во всей гамме ее проявлений.
Познание может быть направленным на исследование объективного мира и идеальных объектов, например, числа, поверхности, абсолютно черного тела, идеального газа, равномерно-прямолинейного движения и т.д. Идеальные объекты - это идеальные образы объективно существующих предметов и явлений, которые получаются субъектом в результате абстрагирования и идеализации, которые выступают заменителями реальных предметно-чувствительных объектов. Необходимость выделения идеальных объектов обусловлена прогрессирующим развитием науки, более глубоким ее проникновением в сущность действительности. Объект познания, таким образом, - это часть объективной и часть субъективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект не является чем-то раз и навсегда соответственным себе, он постоянно изменяется под влиянием практики и познания, расширяясь и углубляясь.
Современная материалистическая гносеология рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, где активной стороной есть субъект познания. Тем не менее активность субъекта в познании следует понимать не в значении созидания объективного мира и законов его развития, а в значении творческого характера их открытия и выражении языком науки, в формировании и развитии форм, способов и методов познавательной деятельности.
Процесс познания возможен лишь при наличии взаимодействия субъекта и объекта, в котором субъект является носителем деятельности, а объект - предметом, на который оно направлено. Результатом процесса познания есть познавательный образ (субъективный образ) действительности, который является диалектическим единством субъективного и объективного. Познавательный образ всегда принадлежит субъекту.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 833;